"

Актриса театра Любовь Данилова: «В Дагестане хороший зритель – благодарный»

Фото:
1429
6 минут
МАХАЧКАЛА, 27 ноября – РИА «Дагестан». 7 декабря в Русском драматическом театре состоится показ спектакля «Выбирай». Роль главной героини в нем играет ведущая актриса театра Любовь Данилова. Актриса рассказала корреспонденту информагентства о жизни в театре, приметах и зрителях.

Любовь Данилова родилась в городе Харабали Астраханской области. Окончила актерское отделение Музыкального училища имени Мусоргского города Астрахани. В репертуаре у актрисы более 70 разных образов – и драматических, и комедийных, и сказочных. 

– Почему решили приехать в Дагестан?

– Ну, тогда я попала сюда по распределению. Это было то время, когда русский театр еще находился на месте Кумыкского, а режиссером был Михаил Исаакович Рабинович. Он приехал к нам в институт, чтобы пополнить свою труппу. Из всех выбрал меня и еще троих ребят. Первым моим спектаклем тут был «Отпуск по ранению». Потом начали строить это нынешнее здание Русского театра. Помню, мы тогда все – и заслуженные, и молодежь – привлекались на субботники. Ну, потом я вышла замуж, родилась дочь. Супруг мой тоже работал в театре. Он был монтировщиком. Да и Дагестан очень полюбился. Вот и осталась. 

– Расскажите о жизни на сцене. Не устаете? 

– Бывает. Какая-то усталость, конечно, накапливается. Однажды я хотела даже уйти из театра. Потому что много ролей, много образов, все это надо повторять, учить. Себя ломаешь, это ведь очень трудно. Но со временем это все прошло, «устаканилось». Вот сейчас я очень долго болела, у меня болели связки. Мне прописали голосовой покой. И, представляете, я чувствую, как скучаю. Вот пришла со всеми повидаться, обняться.  

На самом деле сцена – это такая магия, такая химия. Особенно, когда бывает зал живой. Вот эти эмоции, эта любовь, которая так долго не отпускает, – это очень ценно.

Но болеть нам тоже нежелательно, это сейчас я отдыхаю, могу себе позволить, а когда ролей много, билеты куплены, люди ждут, то все – выпей таблетку и выходи. Ведь люди пришли отдохнуть, отвлечься от повседневности. Хотя сцена, конечно, лечит. Вот ты болеешь, болеешь, а как вышла на сцену – все, будто бы ничего и не было. 

– Иногда роль бывает настолько глубокой, что даже зрителю невозможно удержать слезы. Как вы с этим справляетесь? Есть у вас какие-то хитрости, чтобы не расчувствоваться и самой не заплакать?

– Знаете, у актеров есть две школы – это школа представления и школа переживания. Чтобы представлять, надо быть мастером. Раньше практически все актеры так работали, сейчас немногие так умеют. Нельзя переживать внутри, надо вспомнить, изменить интонацию и выдать, а если актер начнет глубоко переживать, то это сразу почувствуется – голос начнет дрожать, интонация… глаза… и это очень-очень тяжело. Конечно, школа переживаний более реальная, но после нее, здоровью актера «аукнется» – нервами, болезнями, давлением, сердечными коликами. Например, я играю в «Выбирай». Он как моноспектакль. С самого начала я никуда не ухожу. А там такие тяжелые моменты, понимаете, вот вспомнила этот последний, и видите, уже плачу. Хотя я свою психофизику уже и приучила. 

– А вам нравятся сложные или легкие роли? 

– Роли распределяются режиссером. Мы уже давно работаем с Мариной Алексеевной и за это время уже нашли какие-то точки соприкосновения. 

Роли мы любим все. Они для нас, как дети. Иной раз вот получишь роль – не чувствуешь, а потом ходишь, ходишь месяц, два – репетируешь, «стаптываешься». И раз – наступает момент. Вот она пошла на ура, и ты уже не Люба Данилова, а Мария или Анрея, или кто-то еще. 

Для актера очень важно умение наблюдать – вот я с кем-то как-то общаюсь и думаю: «Ох, какая интересная тетка, – и для себя имею в виду, – ага, вот тут мне в ней вот это пригодится». Это, что называется, зерно образа. Конечно, это не сразу воспринимается. Ты вот репетируешь, репетируешь, а образ не приходит, не можешь уловить его, а потом раз – перечеркнулось, раз – и пошло. Это называется точно поймать жанр спектакля. Если там драма – драму поймать, если это комедия – фарс. Это с годами приходит, с годами начинаешь чувствовать. 

Вот Вассу Железнову я почувствовала сразу. А иногда бывает, что актер просто берет внешний какой-то характер и начинает на этом играть. А я могу ходить, долго разбираться, изучить все досконально в характере своей героини – например, какие-то отношения с дочерями, с мужем. А потом я начинаю на этот «скелетик насаживать мясо» – начинаю голос, жесты, движения тренировать.

У меня в основном бывают очень большие, объемные роли в 35-40 листов. 

– Расскажите про роль Вассы Железновой.

– В этом спектакле много психологических моментов. Знаете, актеры очень не любят умирать на сцене. Это психологическая вещь. Но сыграть Вассу Железнову для каждой драматической актрисы – это какой-то новый этап в профессиональной карьере. Это признание актера как мастера. А для самой себя это такая проверка своего багажа. Тут мне приходилось полностью себя сломать, так как она жесткая женщина, и надо какие-то характеристики изобразить не только по внешнему виду, но и голосовые. И мне, конечно, пришлось посадить свой голос на нижний регистр. Вроде, судя по отзывам, роль удалась. 

У меня сейчас почти все роли психологические, к примеру, даже взять спектакль «Выбирай». Он, кстати, пройдет 7 декабря. Настолько тяжелый спектакль, что большая часть зала плачет.

– Как вам дагестанский зритель?

– В Дагестане хороший зритель – благодарный. Вы знаете, я такой человек – не могу относиться к делу поверхностно. Когда я репетирую, играю, делаю это на полную катушку. А когда ты видишь этого зрителя, смеющегося вместе с тобой, плачущего вместе с тобой, – это просто невероятно. 

Однажды был такой случай: мы играли спектакль «Дядюшкин сон». Оставалась буквально последняя сцена, и везде выключают свет. Такая темнота вокруг, а зал полный людьми. Я говорю своей прислуге, якобы в спектакле – иди, принеси еще свечи, а в это время в зале – один зажег фонарик, второй зажег, третий и так все начали зажигать свои телефоны. Представляете, это было такое единение. Никто не ушел, все светили, ждали, а уже на поклоне дали свет, и это был такой долгий поклон, так долго они нам хлопали. Я такого никогда не видела.  

Часто узнают в маршрутке, автобусе, благодарят, выражают свои восхищения. Однажды с подругой на базаре были, а там кто-то после премьеры «Выбирай». Ко мне подошли, начали говорить: «Какая вы молодец, как хорошо сыграли». А подруга такая удивленная: «Ой, тебя уже узнают на улице?». Конечно, это очень приятно. 

– Тимур Гаджиевич говорит, что он не верит в приметы, а вы верите? И какие у актеров есть приметы?

– Если у нас роль падает, то актер садится на эту роль и вместе с ней пытается встать. Это испокон веков. Говорят, если так не делать, то роль может от актера «уйти». 

Также перед каждым спектаклем мы все собираемся, держимся за руки и поговариваем кое-какие молитвы, взрослые актрисы булавочки прикалывают, а еще многие не любят, когда чужие смотрят в их зеркало.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела