"

Путь на Восток: Дагестан намерен наладить авиасообщение с Баку и ОАЭ

Фото:
2545
6 минут
Перспективы восстановления и развития рынка авиаперевозок напрямую связаны с общей экономической динамикой в стране. Российское правительство ставит задачу скорейшего возвращения экономики на путь устойчивого развития. Немалую роль в этом играют как раз авиаперевозки, которые в неменьшей мере влияют на состояние внутренней экономики. А от стоимости этих услуг зависит и в каком-то смысле состояние и настроение народа (в данном случае пассажиров).

Сохранение стратегических инновационных приоритетов развития экономики России обусловливает стабильность долговременных целей развития воздушного транспорта. Пассажирооборот российских авиакомпаний может составить 290-360 млрд пассажирокилометров в 2020 году, а к 2030 году – достигнуть 510-625 млрд пкм, в том числе за счет выхода российских авиакомпаний на рынок транзитных авиаперевозок через территорию России. Оптимистичный вариант прогноза предполагает сохранение в ближайшие годы высоких темпов роста спроса на авиаперевозки при отставании от докризисных тенденций примерно на 1 год.

И тут необходимо рассказать о международном аэропорте Махачкалы и перспективах развития рынка авиаперевозок.  Руководство АО «Аэропорт Махачкала», где уже через три года будет введен в эксплуатацию новый международный терминал, планирует запустить полеты в Азербайджан и Объединенные Арабские Эмираты: соответствующие предложения уже направлены некоторым игрокам рынка.

Планомерный прогресс

Проект реконструкции аэровокзального комплекса в Махачкале получил положительное заключение Главгосэкспертизы еще в середине ноября 2015 года. Он предусматривает комплексное развитие воздушной гавани: от установки новых инфраструктурных объектов (элементы энергосистемы и противопожарной охраны) до строительства двух новых терминалов (внутренних и международных воздушных линий).

Строительство нового терминала международных воздушных линий начнется 15 февраля 2016 года, оно, наряду со строительством терминала внутренних воздушных линий, рассчитано на три года. После завершения стройки аэропорт Махачкалы сможет обслуживать до 150 пассажиров в час на международных линиях. Существующий международный терминал пропускает только 60 пассажиров в час, причем по реверсивной схеме обслуживания, новый же вокзал МВЛ сможет работать как на прилет, так и на вылет.

На сегодняшний день международные рейсы выполняются из столицы Дагестана по одному направлению: Махачкала – Актау (Казахстан). На этом маршруте, как рассказали в пресс-службе аэропорта, работает казахстанская авиакомпания «Скат». Рейсы выполняются на самолете CRJ-200 в компоновке, рассчитанной на 50 кресел. Частота составляет один рейс в неделю.

Ранее международный сектор в Махачкале был более загружен: в летний сезон чартерные перевозки в Стамбул («Аэропорт имени Сабихи Геекчен») выполняли «Грозный-авиа» и «Таймыр» (работает под брендом Nordstar), однако, согласно Указу Президента Владимира Путина о запрете чартерных рейсов в Турецкую Республику, они были отменены.

Всего за 2015 год аэропорт обслужил немногим менее 707 тысяч пассажиров, увеличив пассажиропоток на 68 процентов по сравнению с 2013 годом (в 2014 году воздушная гавань была закрыта на реконструкцию, прирост к этому году составил около 68 процентов).

Махачкалинская гавань в текущем году также начала с достижения хороших показателей – пассажиропоток Международного аэропорта Махачкалы в январе текущего года увеличился на 99 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 72 тыс. человек.

Тенденция к росту зафиксирована и в части объема грузоперевозок, который увеличился на 10 процентов и составил 143 тонны груза.  По количеству отправленных и прибывших пассажиров международный аэропорт Махачкала ныне занимает 2-е место среди аэропортов Северо-Кавказского федерального округа.

По мнению специалистов дагестанского аэропорта, реконструкция аэродрома Махачкалы, а далее и самого терминала позволит увеличить число рейсов из республики по существующим направлениям, а также начать выполнение полетов по новым маршрутам, что, в свою очередь, сделает авиаперелеты для жителей Дагестана более доступными, комфортными и безопасными.

Полетам за границу – да!

Наращивать пассажиропоток на международных линиях в Махачкале планируют за счет расширения маршрутной сети.

К примеру, по выполнению рейсов в Дубай ведутся переговоры с авиакомпанией Flydubai. Руководство компании проводило встречи с туристическими операторами республики для предварительных наработок и организации использования рейсов в туристических целях. Как рассказал начальник производственно-диспетчерской службы АО «Аэропорт Махачкала» Магомед Амирханов, руководство аэропорта уже направило авиакомпании «Сибирь» предложение по началу полетов из Махачкалы в Баку, ведутся также переговоры с турецкой авиакомпанией Pegasus Airlines.

«Принимая во внимание высокую авиационную подвижность населения Республики Дагестан и востребованность данных направлений у жителей региона, можно с уверенностью сказать, что введение рейсов по данному направлению будет иметь хорошую коммерческую загрузку», – считает Амирханов.

Тезис, озвученный выше, подкрепляет и другая информация: Махачкала вошла в топ-3 рейтинга самых подешевевших внутренних авианаправлений в период новогодних каникул 2015-2016 годов, который составлялся в результате анализа статистики онлайн-трэвел агентства Biletix.

Так, с учетом раннего бронирования, средний чек на авиабилеты из Москвы в Махачкалу с 1 по 10 января сократился на 39 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 11 тыс. 256 рублей до 6 тыс. 835 рублей в одну сторону. В тройку лидеров рейтинга подешевевших внутренних авианаправлений в период новогодних каникул вошли также Саратов и Казань: средний чек на авиабилеты из Москвы в Саратов сократился на 50% (с 11 тыс. 476 рублей до 5 тыс. 740 рублей), в Казань – на 45% (с 9 тыс. 97 рублей до 4 тыс. 964 рублей).

Вторые воздушные ворота для СКФО

Аэропорт в Махачкале – второй по значимости в Северо-Кавказском федеральном округе. Самым крупным авиационным узлом в регионе на сегодняшний день является аэропорт Минеральных Вод: за 2015 год он обслужил более 1 млн 957 тыс. пассажиров. Согласно данным Росавиации, по итогам года он занимал 13-ю строчку в рейтинге крупнейших аэропортов России. Международная маршрутная сеть в начале февраля насчитывала 19 направлений, в том числе в Актау, Баку и Дубай.

В случае, если рейсы из Махачкалы в Баку и Дубай будут открыты, пассажиры из Дагестана, ранее вылетавшие по этим направлениям из Минеральных Вод, будут пользоваться аэропортом, расположенном в собственном субъекте федерации. Таким образом, АО «Аэропорт Махачкала»  сможет перехватить небольшую часть международного пассажиропотока у «Аэроинвеста» (холдинг, управляющий аэропортом в Минеральных Водах).

При этом о дальнейшем развитии международной сети в СКФО говорить пока сложно: напротив, в последнее время она сокращается. В частности, Pegasus, с которой о полетах в Стамбул сейчас договариваются в Махачкале, прекратила полеты из столицы Турции в Минеральные Воды еще в ноябре прошлого года, объяснив это экономическим кризисом в России.

В сложившейся ситуации руководство аэропорта в Махачкале для увеличения коммерческой загрузки готово предоставлять льготы авиакомпаниям-партнерам. «Предприятие разработано и применяет положение о скидках на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов, выполняющих регулярные рейсы по новым направлениям. Скидка составляет порядка 40 процентов», – рассказал М. Амирханов.

Аэропорт сегодня

«Ежедневно из Махачкалинского аэропорта вылетают 8-10 самолетов в Москву, четыре раза в неделю совершаются рейсы в Санкт-Петербург. Также из столицы Дагестана можно вылететь в Сургут, Курск, Самару, Ростов-на-Дону и Минеральные Воды. Выполняются рейсы по международным направлениям: в Казахстан, Объединенные Арабские Эмираты.

АО «Аэропорт Махачкала» с 16 октября 2015 года перешло на круглосуточный режим работы и ведет активную работу по допуску и регулярному обслуживанию новых типов воздушных судов и расширению маршрутной сети.

С началом летнего расписания возобновится авиасообщение в Краснодар, Сочи, Самару, Ростов-на-Дону и Минеральные Воды», – рассказала помощник генерального директора международного аэропорта Махачкалы Имара Абумислимова, напомнив, что пассажиропоток аэропорта за 11 месяцев 2015 года увеличился на 34 процента по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составил 638 млн 421 тыс. пассажиров.

С октября 2014 года аэропорт «Махачкала» был закрыт на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и на период октябрь-декабрь 2014 года не обслуживал воздушные судна. Кроме того, за 11 месяцев 2015 года было произведено 6 тыс. 350 самолетовылетов, что на 16,7 процента выше, чем за этот же период 2013 года.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела