"

Горсети Махачкалы: проблемы энергообеспечения и кто виноват?

Фото:
5001
6 минут
Махачкалинские городские электрические сети – организация, к которой у потребителей больше нареканий, чем благодарностей. Но насколько обоснованы претензии горожан и как выстраивается работа организации? С этим мы обратились к начальнику Махачкалинских ГорЭС Магомеду Тагирову.

По словам нашего собеседника, процент износа сетей и сооружений на сегодня составляет 70 процентов. То есть больше половины электросетевых объектов нуждается в реконструкции и капитальном ремонте. Он сообщил, что в 2008 году проводилась лишь частичная реконструкция электросетевого хозяйства Махачкалы. При этом нормативный срок эксплуатации сетей составляет 25 лет, а сети столицы ввели в работу в 50-е годы. Как следствие, при ухудшении погодных условий – сильном ветре, снегопаде или соляном тумане – вероятность выхода из строя оборудования возрастает.    

И все-таки это оборудование частенько дает сбой, и тут перед потребителями встает проблема: недоступные дежурные диспетчеры на телефоне «горячей линии». Согласитесь, каждому знакома ситуация, когда телефон аварийной диспетчерской службы во время перебоев в подаче энергии бывает занят.

Так вот, как рассказал начальник столичных горсетей, в диспетчерской службе работает многоканальная телефонная линия. В случае если все операторы заняты, звонки помещаются в очередь ожидания ответа, а абонент извещается автоинформатором о том, что все операторы заняты.

«Как только оператор освободится, на его номер автоматически поступает звонок из очереди ожидания. Прием и фиксация заявок по вопросам электроснабжения ведется посменно двумя операторами с 8.00 до 00.00 каждый день, без выходных и перерывов на обед. Эта очень сложная работа, требующая максимальной выдержки. Представьте, только за одну рабочую смену 1-2 февраля этого года операторы приняли и обработали 4 тыс. 240 звонков. А сколько людей еще не смогли дозвониться… Согласно нашей статистике, в среднем за смену поступает от 300 до 700 звонков. В феврале количество принятых вызовов составило 32 тыс. 922.

Что же касается жалоб на грубость операторов, то замечу, все звонки записываются – и входящие, и исходящие. И если вам нахамили, отказались принять заявку, оскорбили, по вашему письменному требованию, мы поднимем запись и разберемся в ситуации. Поверьте, нам важно, чтобы звонок каждого потребителя был принят, а просьба – услышана», – сказал Тагиров.

Рост – не всегда хорошо

Он сообщил, что сложность их работы заключается и в том, что предприятие попросту не имеет в своем распоряжении достаточного количества спецтехники и бригад. Диспетчеры принимают заявки по отключениям абонентов, но аварийные бригады физически не в силах охватить такое количество адресов.

«Махачкала – столица нашей республики, сюда многие стремятся переехать. В итоге – за последние десять лет появились и разрослись поселки Семендер, Ленинкент, Кяхулай, идет активное строительство территории между Махачкалой и Каспийском. Все это замечательно и свидетельствует об экономическом росте Дагестана и росте благосостояния жителей, но обратная сторона этого процесса – огромная нагрузка на сети.

Махачкалинские городские сети, которые мы начали обслуживать в 2014 году  и которые сегодня находятся в аренде у МРСК Северного Кавказа, на момент передачи не имели достаточно оборудования для эффективного обслуживания сетевого хозяйства города.

Существует проблема с автотранспортом и спецтехникой и сейчас. Машины требуют ремонта, они устарели, часто выходят из строя, да их и не хватает. Но с учетом действующих тарифных решений и нерегулярного поступления платежей в настоящее время эту ситуацию коренным образом изменить сложно.

Если говорить о потребностях в персонале, то на данный момент в состав оперативно-выездной бригады входит пять человек. Из общего количества электромонтеров выделяются еще четыре человека, которые ежедневно выезжают по заявкам потребителей по вопросам электроснабжения.  Этого недостаточно, учитывая состояние сетей и число ежедневных заявок», – прокомментировал руководитель горсетей.

Бесхозные или ненужные сети

Ни для кого не секрет, что при составлении Дорожной карты электросетевого комплекса республики выявлено огромное количество бесхозных сетей. Львиная доля расположена в Махачкале. Мы поинтересовались у Магомеда Тагирова, что делать потребителям тех микрорайонов, которые за свой счет установили опоры, провели линии, купили трансформаторы. При каких условиях эти объекты могут перейти на баланс сетевой компании?

На это руководитель предприятия ответил, что в Махачкале общее количество трансформаторных подстанций составляет 1 тыс. 140 штук, из которых на балансе Махачкалинских городских сетей – 800, остальные – на балансе потребителей.

«То есть назвать сети, построенные жителями отдельных микрорайонов, бесхозными сложно. У сетей и трансформаторов есть хозяева – те, кто  оплатил их установку. Более того, многие имеют документы, дающие им право на технологическое присоединение к электросетям. Вот только легитимность этих документов зачастую вызывает сомнения.

Сейчас по факту все неполадки с электроэнергией эти потребители должны устранять за свой счет – привлекать для ремонта лицензированную организацию с учетом соблюдения техники безопасности.

Если же собственник сетей, понимая, что не может содержать сети, хочет передать их сетевой компании, то необходимо обратиться в Махачкалинские городские сети, где ему разъяснят, какие документы для этого нужны», – отметил начальник Махачкалинских ГорЭС Магомед Тагиров.

Некачественная энергия

По самым разным подсчетам, численность населения Махачкалы с пригородами давно перевалила за 1 млн человек. Естественно, из-за массового притока населения появились новые районы, социальные объекты. Следовательно, и нагрузка на уже имеющиеся не самые новые сети увеличилась.

Очень часто жители города жалуются на низкое напряжение в сети. Из-за этого не работает или выходит из строя бытовая техника. Энергетики отмечают: если проблемы с напряжением имеются только у вас, а соседи никаких неудобств не испытывают, то это достаточно ясно указывает на то, что техническая проблема находится именно на вашем ответвлении.

Недостаточность сечения провода часто становится причиной просадки напряжения в частном секторе в черте города. Еще пару десятков лет назад эти линии строились и прокладывались самыми дешевыми проводами. На этапе, когда электрическая плита имелась не в каждом частном доме, а других мощных потребителей дома вообще не держали, ЛЭП из обычных проводов было вполне достаточно. Сегодня на месте скромных домиков во многих микрорайонах возводятся высокие особняки. Все чаще отдается предпочтение электрическому бойлерному отоплению. Разумеется, в этой ситуации потребление электроэнергии возрастает в разы. И даже если трансформатор на подстанции справляется или его заменили, то на тонких проводах при больших токах происходит значительное падение напряжения.

Но может быть проблема вызвана и перегрузкой  трансформатора на обслуживающей подстанции, который не в состоянии поддерживать необходимое напряжение из-за огромного количества одновременно работающих электроприборов. В том числе из-за того, что к сети подключились незаконно те объекты, на которые сети не были изначально рассчитаны.

Для определения истинных причин необходимо обратиться в вашу управляющую компанию или в ЖЭУ, которые направят для осмотра электрика. Специалист должен будет произвести необходимые замеры не только у вас, но и у ваших соседей, выявить и устранить причины нарушения в подаче электроэнергии. Это касается микрорайонов с большим скоплением многоквартирных домов.

Если же проблема низкого напряжения имеется в частном секторе (что наблюдается чаще всего), то абонентам необходимо также уведомить о проблеме компанию-поставщика и затребовать у них данные о том, что обращение принято (номер обращения). С этими данными уже необходимо обратиться в Госжилинспекцию, где будут приняты все необходимые меры, в том числе  и отстаивание прав абонента в суде.

Отметим, что суды различных инстанций уже поддержали правомерность наказания компаний – поставщиков энергии за некачественную подачу коммунальных услуг. В пользу абонентов уже выиграны дела на сумму более 1 млн рублей.

 

 

Новости раздела