"

Аварский театр в годы Великой Отечественной войны

Фото:
5656
6 минут
Когда весь советский народ поднялся на защиту Родины от коричневой фашистской чумы, работники искусств Дагестана не остались в стороне. Ушли добровольно на фронт и погибли в боях с гитлеровскими захватчиками первые организаторы театра и наиболее популярные его актеры Д. Халилбеков, С. Алибеков, М. Магомедов, Г. Гимбатов, Д. Гусейнов, А. Омаров, И. Абдуразаков, М. Испагиев и многие другие. Оставшаяся в театре небольшая группа актеров переключается на постановку одноактных пьес и концертов.

В репертуаре появляется такая популярная в дни войны пьеса, как «Баба» И. Назарова. В концертные программы были включены народные песни, лучшие стихи аварских писателей и, в первую очередь, новые произведения Гамзата Цадасы. Цикл его стихов, написанный за годы войны, пользовался огромной популярностью и в горных аулах, и среди фронтовиков-дагестанцев.

С песнями и стихами Цадасы и других поэтов, с одноактными водевилями маленькая дружная труппа часто выступает в районах, в госпиталях, воинских частях, принимает активное участие в строительстве оборонительных сооружений.

В военные годы театр ставит еще одну пьесу Г. Цадасы – «Базалай». События пьесы развертываются в дни войны в одном из горных аулов Дагестана. В семье Базалая, 120-летнего старика, строго сохраняют лучшие традиции горцев. В день объявления войны он сам направляет на фронт своего внука Тидурилава, защищать честь и независимость Родины от немецких захватчиков. В этой пьесе даже свой небольшой досуг женщины-колхозницы отдают изготовлению подарков для фронта. Заканчивается пьеса радостной вестью с фронта: снайпер Тидурилав уничтожил много врагов и за боевые заслуги награжден орденом. Героизм земляка вызывает у аульчан новый подъем трудового энтузиазма и патриотических чувств. Пьеса «Базалай», как первое патриотическое произведение дагестанской драматургии, сыграла большую роль в мобилизации горцев на борьбу с фашистскими захватчиками.

В 1943 году происходит по существу второе рождение Аварского театра. В этом году по решению ДагОбкома ВКП(б) и Совета министров ДАССР театр переводится в город Буйнакск, где получает в свое распоряжение прекрасно оборудованное здание. Перевод театра из далекого аула Хунзах в один из лучших городов республики с развитой промышленностью, наличием ряда культурных учреждений во многом способствовал расцвету аварского театрального искусства. Работа в Буйнакске создавала новые возможности для дальнейшего творческого роста и развития театра. Коллектив мог теснее сомкнуться с другими учреждениями искусств, в частности, с Русским и Кумыкским театрами, систематически приезжающими сюда на гастроли, с национальной интеллигенцией, преподавателями школ, техникумов и т.д. Художественное руководство театром поручается воспитаннику ГИТИСа – режиссеру А. Артемьеву.

Перед руководством театра вторично встала ответственная задача – пополнить и укомплектовать состав труппы. В коллектив в разное время вступают актеры: М. Абасов, М. Абдулхаликов, П. Xизроева, Т. Абасов, М. Магомедов, Н. Исакова и другие. Новые актеры театра, пришедшие в коллектив из числа наиболее талантливых участников художественной самодеятельности, нуждались в серьезной учебе и овладении профессиональной техникой актерского мастерства. Помимо сценических занятий, актеры изучают историю русской, западно-европейской и своей родной литературы, историю театра, историю народов зарубежных стран. Руководство театра решило начать с новым составом труппы подготовку одноактных пьес и концертной программы, чтобы изучить индивидуальные особенности и способности каждого из актеров.

Молодежь с увлечением работает над водевилем А. Чехова «Предложение» и одноактной пьесой В. Суходольского «Дурак». С этими водевилями и новой концертной программой театр объезжает все аварские районы Дагестана, выступает в госпиталях и воинских частях. Однако зритель, не раз видевший в репертуаре театра крупные спектакли, ждал новых монументальных постановок. Да и вся труппа стремилась испробовать свои силы в многоактной пьесе.

Была избрана одна из популярных пьес военного времени драма Ф. Кнорре «Встреча в темноте». Премьера ее состоялась в начале 1944 года. Обладающая  несомненными драматургическими качествами, интересной фабулой, выразительными сценическими образами, пронизанная патриотическим содержанием, пьеса имела большой успех. В Буйнакске она шла при переполненном зале. Не меньший отклик нашла она и в аулах – театр получал из районов десятки писем с просьбой показать «Встречу в темноте» в самых отдаленных аварских селах. В 1945 году театр показал этот же спектакль и на Всероссийском смотре национальных театров Дагестана, организованным Комитетом по делам искусств при Совете министров РСФСР и Всероссийским театральным обществом.

Год упорной учебы и кропотливой работы дал хорошие результаты. За непродолжительный период времени в театре выросли способные артисты: З. Набиева, Г. Асадулаев. Г. Гамзатов, О. Османов, М. Абасов, П. Хизроева и другие. На итоговой конференции по смотру Аварский театр получил положительную оценку. Печать и зрители с радостью отметили второе рождение профессионального театра аварского народа.

Вернувшись со смотра в Буйнакск, театр приступает к репетициям пьесы «Хочбар».
Поэтические песни о Хочбаре являются венцом аварского устного народного творчества. Великий русский писатель Л.Н. Толстой, глубоко интересовавшийся фольклором горцев, называл песни о Хочбаре «удивительными». В этих песнях с большой впечатляющей силой выведен образ революционного героя бедноты гор, олицетворена ненависть к угнетателям, любовь к своему народу. К сожалению, пьеса о прославленном народном герое не нашла достойного воплощения на сцене театра. Написанная как либретто к одноименной опере Г.А. Гасанова, лишенная необходимой драматургическому произведению композиционной стройности, пьеса не позволила режиссуре и коллективу создать полноценное сценическое произведение. Однако неудача постановки не помешала проявиться в спектакле талантам отдельных исполнителей. Насыщенные горячим темпераментом содержательные образы создали артисты А. Магаев (Хочбар), З. Набиева (мать Зейнаб), М. Абасов (хан Нуцал).

Более ценной для коллектива была его работа над следующей премьерой – пьесой азербайджанского драматурга С. Ахундова «Любовь и месть». Писатели М. Хуршилов и А. Батыров дали высокую оценку этой постановке в своей статье «На путях творческого подъема», опубликованной 19 июня 1946 года в «Дагестанской правде»: «Мягко и тепло ведет свою роль артистка З. Набиева. По ее встревоженному лицу, беспокойным и живым глазам зритель видит, чувствует искреннюю тревогу матери. Удался образ старика Пирибаба молодому артисту М. Абдулхаликову. Актеру всего 18 лет, и он впервые выступает в такой сложной роли. Пламенно и темпераментно ведут свои роли А. Дибиров (Алимардан), М. Абасов (Чингиз) и Г. Асадудаев (Шамси). В целом спектакль весьма интересен и свидетельствует о серьезной творческой работе Аварского театра».

В этом же году театр ставит пьесу Соловьева и Вонткевича «Возмутитель спокойствия». В новой постановке рассказывалось о веселых похождениях и приключениях любимого горцами народного героя муллы Насреддина. Режиссеру и коллективу удалось создать волнующий и подлинно комедийный спектакль. Возрастающее мастерство показали молодые актеры М. Абасов (Насреддин), Г. Асадулаев (Амирхан), А. Магомедов (Нияз), П. Хизроева (дочь Ниязя).

Война оставила глубокий трагический и творческий след в жизни Аварского театра. Но тот факт, что практически вся труппа театра добровольно ушла на фронт – факт очень значимый не только для театральной жизни Дагестана в период Великой Отечественной войны, но и для республики в целом.

Новости раздела