"

Около 30 работ в технике горячей эмали представлено на авторской выставке Людмилы Байцаевой в Махачкале

Фото:
7002
3 минуты
Авторская выставка «Ангелы, девы и птицы» художника-эмальера из Владикавказа Людмилы Байцаевой, на которой представлено около 30 работ, открылась сегодня, 3 декабря, в Центре этнической культуры в Махачкале.

Член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации Людмила Байцаева – выпускница факультета декоративно-прикладного искусства Московского технологического института. Известная долгое время, прежде всего, как художник по текстилю, в 2000 году она увлекается техникой горячей эмали и быстро завоевывает международное признание как художник-эмальер.

В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» Людмила Байцаева рассказала о технике горячей эмали и нюансах при создании работ в этой технике: «Техника эмали очень старинная. Она была распространена в древние времена, а именно во Франции в XVI-XVII веках. В принципе, эту технику в живописи в России начали практиковать около 15 лет назад, поэтому в стране не так много художников, владеющих ею. Она очень трудоемкая, энергозатратная, требует большого терпения. Как только я столкнулась с этой техникой 13 лет назад, решила ею заниматься, до этого 20 лет занималась текстилем, техникой росписи по ткани. Меня привлекло в этой технике то, что твоим “партнером” по работе становится огонь, ты до конца точно не знаешь конечного результата. Его диктует тебе сама техника и очень высокие температуры. Этот элемент неожиданности оказался очень привлекательным для меня. Чем профессиональнее художник, тем меньше слоев эмали он наносит. Потому что краски очень простые, но для того, чтобы они превратились в цвет и гармонировали друг с другом, нужно хорошо знать технологию».

По словам автора, название выставки было выбрано спонтанно. «Я очень люблю работать с символами. Основными объектами моего творчества являются женщины. Женщина символизирует жизнь, развитие жизни, то есть вообще женщина символизирует течение жизни, ее рост. Птица является медиатором между женщиной и горным миром. Ангелы – это наше стремление к чему-то более высокому», – рассказала Байцаева.

К примеру, в своей работе под названием «Богиня ночи» художница использует различные мировые символы для того, чтобы создать образ. «Если я говорю о богине, я пытаюсь показать разные ипостаси, три уровня развития жизни: внешний - тонические божества, средний - древо жизни - это возможности развития, роста, верхний - спираль - символ бесконечности. Богиня с рогами и опущенными глазами символизирует то, что мы не видим, но чувствуем. Все эти три уровня присутствуют. Рыба символизирует подсознание, а птица символизирует борьбу света с тьмой, по сути, небо и земля», – говорит Байцаева.

Сегодня Байцаева входит в число лучших мастеров этого жанра. Ее работы, соединившие в себе богатый опыт и особенную, присущую ей одной манеру, можно встретить в Венгерском музее эмали, в музее эмали города Железноводск, в Северо-Осетинском художественном музее, Северо-Осетинском театральном музее, в музее истории и культуры Вьетнама (Muong), в корпоративных коллекциях завода Будафок (Венгрия), завода «Исток» (РСО-А), также в частных коллекциях во многих странах.

Автор и куратор ряда выставочных проектов и симпозиумов, начиная с 2003 года, Байцаева при поддержке немецкого фонда имени Генриха Белля регулярно проводит во Владикавказе симпозиумы женщин-художников Северного Кавказа.

Байцаева получала Гран-При в 2002, 2003, 2008 годах международного конкурса искусства эмали в городе Кечкемет (Венгрия), в 2006 году – диплом Российской Академии художеств, в 2008 году – диплом Союза художников России, в 2010 году – Третью премию Международной биеннале по эмали в Санкт-Петербурге, в 2012 году – Гран-При международной выставки эмали в городе Насвад (Словакия), Первую премию международного фестиваля искусств «Asia Link-4» в городе Ханой (Вьетнам).

Новости раздела