"

Дагестанские художники посвятили выставку юбилеям Гергебильской и Ирганайской ГЭС

Фото:
6486
4 минуты
Галерея современного искусства «Первая галерея» и ОАО «РусГидро» – «Дагестанский филиал» провели III ежегодный конкурс-выставку художественных проектов «Вода» в области современного искусства, посвященный чистой воде и сбережению водных  ресурсов, сообщила РИА «Дагестан» куратор и координатор проекта Джамиля Дагирова.

Тема выставки, помимо основной, определяется еще и событиями – юбилеями двух дагестанских ГЭС: Гергебильской – 75 лет и Ирганайской – 15.

Среди участников конкурса – Муса Гайворонский, Тагир Гапуров, Патимат Гусейнова, Закарья Закарьяев, Апанди Магомедов, Наталья Савельева, Ибрагим Супьянов, Юсуп Ханмагомедов, Елена Джетере, Мурад Халилов, Марат Гаджиев и другие художники.

«Элемент конкурса, заложенный в проект, заключается в том, что на самом первом этапе проекта после утверждения темы и концепции куратор отбирает потенциально готовых создать работы на заданную тему. Всего в проект включено 16 авторов. Предварительно в сентябре при содействии «РусГидро» художники ездили на экскурсии и мини-пленер на Гергебильскую и Ирганайскую ГЭС и, соответственно, на Аварское и Кара-Койсу, где они располагаются. На создание идеи и ее воплощение было отведено три месяца. Средства на выполнение работ, а также все необходимые расходы по реализации проекта взял на себя партнер проекта – компания ОАО «РусГидро» – «Дагестанский филиал», – рассказала Дагирова.

В результате было создано и представлено на выставке 30 произведений на тему «Койсу»: четыре работы видеоарта, четыре инсталляции и арт-объекта, 2 фотосерии. Десять авторов представили произведения изобразительного искусства – живопись и графику.

По словам куратора, экспозиция уникальна, так как работы созданы накануне, нигде не выставлялись, и каждая из них имеет перспективу перерасти в большую серию или самостоятельный проект.

«Компания ОАО «РусГидро» инициирует проект с целью продвижения идеи сохранения чистой воды, проведения имиджевых ПР-проектов, благодаря которым художники каждый год имеют возможность серьезно поработать, стимулируемые жесткими требованиями и сроками кураторов. Основная задача, поставленная перед современными дагестанскими художниками, –  раскрыть, отразить, найти новые образы и смыслы, связанные с водной категорией – горной рекой, называемой в Дагестане Койсу. Четыре Койсу и множество рек и ручейков, начинающих свое начало в ледниках, спускающихся с вершин гор, «летящих» стремительно вниз, к Каспию по своим каменистым руслам и упрямым порогам собирают и раздают одновременно тысячи историй, легенд, энергии, силы и любви людям на протяжении тысячи лет», – говорит Дагирова.

Средствами современного искусства 16 дагестанских художников создали оригинальный, неожиданный и даже смелый «портрет» Койсу. Для работы над темой художники посетили Аварское и Кара-Койсу, где благодаря их силе человек вырабатывает электричество. Койсу питает станцию, которая вырабатывает энергию, важную и необходимую всем нам. Строительство станции и развитие индустрии порой изменяет историю места. Но это неизбежно, ведь река – вечно меняющийся, обновляющийся организм, и это касается всех.

Тысячи историй проносятся в потоках бурлящей воды, она все помнит и пересказывает на своем языке. «Становление Койсу» – метафора, сумбур и хаос, приведенный художником Мурадом Халиловым в четкую уравновешенную структуру. Мелькающие одна за другой сотни ничем не связанных друг с другом фотографий, историй, людей, событий повествуют о сложности и единости жизни. Строительство гидроэлектростанции  предвосхищает археологическая разведка и экспертиза места, и если «плохо» – затапливание земель, то «хорошо» – обнаружение многих и многих исторических слоев и артефактов. Койсу несет в себе безусловную память, и об этом картины Патимат Гусейновой.

Утрата и приобретения отражены в работах изобразительного жанра – в них красота мест,  гимн новой индустрии и тоска по тишине и покою у воды, запечатленные художниками Габибом Амаровым, Натальей Савельевой, Эльнарой Алиевой, Юсупом Ханмагомедовым, Маратом Гаджиевым.

Экология и новые технологии, угрозы и возможности, которые несет своим существом Койсу, отражены в оригинальных и точных инсталляциях Тагира Гапурова «Предупреждение» и Закарьи Закарьяева «Форель». От гунзари до пластиковой баклажки, от гидротурбин до форели – реальности повседневной жизни человека и реки.

Две личные истории в видео «Ноябрь» З. Магомедовой и «Мюхюббат нир» Е. Джетере – они разные, но спасение в воде, а с ним и очищение, и освобождение. Знаменитый экскаватор «Робинс», потрясший всех экскурсантов на Ирганае и мощные гидроагрегаты в подземелье турбин покровом-пеленой просматриваются в парадном «портрете» (фото М. Гайворонского) здания центрального офиса «РусГидро».

Своеобразную оду – стих «Лъарал», ассоциировано вплетенную в «ткань», создал художник И. Супьянов. Аварские слова как бурлящие и спотыкающиеся волны несутся сверху вниз, чтобы вернуться к людям. «Детали» А. Магомедова отсылают нас к новой реальности  тысячелетней истории Койсу – отныне она не просто «Овечья вода» (видео «Къосув» М. Гайворонского об этом), а река, «навечно обрученная» с металлом, созидающая и преобразующая мир.

Предполагается, что выставка продлится до 26 января 2014 года.

Новости раздела