"

Проект, который изменит Дагестан

Фото:
10244
5 минут
Среди всех сложных и амбициозных приоритетных проектов Главы Дагестана, проект «Новая индустриализация» является самым сложным и самым амбициозным. Он может дать Дагестану то, чего нам так не хватает: крупные предприятия, которые также станут главными налогоплательщиками. Иными словами, его реализация сделает Дагестан бездотационным, состоятельным и процветающим. Трудность, однако, в том, что создание больших предприятий требует больших инвестиций. А бюджет республики не имеет возможности даже частично финансировать инвестиции серьезного масштаба. Придется привлекать деньги сторонних, а возможно – иностранных инвесторов, искать финансирование со стороны коммерческих банков и решать массу иных специфических задач...  


Если условно поделить все пункты проекта «Новая индустриализация» по степени реализуемости, то мы увидим два «полюса». С одной стороны будут те проекты, которые легче всего реализовать, так как они требуют относительно «скромных» затрат, а значительную часть средств для них можно найти в республиканском бюджете или в федеральных программах. Правда и эти «скромные затраты» скромны все же относительно. Например, проект предусматривает поддержку ряда существующих промышленных предприятий ради возможности более эффективно работать и наращивать производство. Так, предусматривается модернизация производства некоторых заводов («Дагфорс», «Авиаагрегат» и др.), коренная реконструкция (Махачкалинской торговый порт), развертывание принципиально новых производств («Авиаагрегат»), вывод мощностей за город («завод им.Гаджиева»).  

В реализации этой части проекта есть серьезные основания для оптимизма. В самом деле, в последние годы объемы промышленного производства в Дагестане росли просто как на дрожжах. В республику пошли заказы и промышленность ежегодно ставила рекорды по темпам роста. Только за январь-октябрь этого года индекс промышленного производства вырос на 39,8% - и это не с нулевой базы, а после нескольких лет роста. На фоне выросших заказов у основных предприятий: ОАО «Дагдизель», ОАО концерн «КЭМЗ», ОАО «Завод им.Гаджиева» и др. промышленное производство рвануло - с места и до ста. Но все равно даже сейчас существует проблема недозагруженности крупных промышленных предприятий. То есть все они могут производить больше, если будут соответствующие заказы. Новые заказы – главное, чего сегодня им не хватает. Реконструировать предприятия, которые доказали свою востребованность, да еще и работающие в сегменте оборонки относительно несложно – для них проще найти государственное, а если потребуется, то и смешанное финансирование.  

Промежуточное положение по степени реализуемости между модернизацией существующих производств и созданием новых, занимает модернизация транспортной инфраструктуры. Эти проекты дороги, окупится не быстро, прибыль приносить не могут, но зато деньги на них вполне можно найти и в республиканском бюджете, и в федеральных программах, и у инвесторов.

В Республике Дагестан идет активная модернизация всей транспортной инфраструктуры, включая торговый порт, аэропорт и основные трассы. Активное участие в этом принимает Правительство Дагестана, профильные министерства, а финансирование осуществляется, в том числе, из средств федерального и республиканского бюджетов. Поэтому высока вероятность, что работы завершатся вполне успешно. Со дня на день все мы ожидаем завершения реконструкции международного аэропорта в Махачкале. Эта реконструкция также была предусмотрена приоритетным проектом «Новая индустриализация».

Но, разумеется, самым интересным обещает стать реализация второго «полюса» проекта – а именно, создание новых производств буквально с нуля. В Дагестане много строителей, фирм, работающих в области строительства, и само создание новых производств даст большой мультипликационный эффект. Можно сказать, что появись новые большие инвестиции, их эффект почувствовал бы сразу весь Дагестан. Определенные основания для оптимизма есть и здесь. В самом деле, вполне успешно работает недавно построенный завод листового стекла. А значит, таких инвестиционных проектов может быть больше и они могут окупаться.

Очень дорогим, но многообещающим обещает стать проект добычи нефти и газа с морского шельфа, который будет реализовывать ОАО «Роснефть». Огромную роль может сыграть инвестиционная программа ОАО «РусГидро» по созданию серии малых ГЭС. Несмотря на кризис, эти проекты относительно защищены от провала. Деятельность крупных российских корпораций никогда не была чисто коммерческой, они всегда осуществляли инвестирование в том числе  с учетом общенациональных задач, таких как развитие регионов и создание новых рабочих мест. Тем более, что государство уже объявило, что будет поддерживать и помогать в рефинансировании обоим индустриальным гигантам.

Самым сложным является реализация той части проекта, где основная роль отводилась частным и корпоративным инвесторам. Государство обеспечит лишь создание индустриальных площадок, но вот создание производств со всеми вытекающими рисками и расходами остается на инвесторе.

Сегодня, в условиях кризиса инвесторы испытывают определенные сложности. Пока никаких четких сообщений о прекращениях или пробуксовке проектов.  Но в принципе они возможны.

Разумеется, есть и второй «полюс», своя зона риска. К сожалению, кризис не сможет пройти совершенно незамеченным для существующей инвестиционной программы. Надо ожидать, что наибольшие сложности возникнут у тех проектов, которые частично привлекут финансирование на финансовом рынке. Например, сложности могут возникнуть у мега-проекта по созданию текстильного производства «Нергиз-Дагестан». Хотя официальных комментариев не было, но по некоторым сведениям российская сторона после изучения проекта предъявила претензии турецкому инвестору по возможной поставке некачественного и изношенного оборудования. А это может означать задержку с реализацией проекта.

Вместе с тем, Республика Дагестан уверенно продолжает создание площадок под промышленные кластеры. Можно не сомневаться, что в конце концов эти площадки обретут и крупных инвесторов, и малые формы производств. Любые трудности, которые все же возможны, будут временными.

В самом деле, Дагестан давно перерос нынешний этап слабого развития промышленности. Десять лет назад частные цеха создавались прямо во дворах частных домов, в арендованных у заброшенных производств помещениях. И там они развивались, многократно увеличив свое производственные возможности. Сегодня для выхода на новый этап у их владельцев есть и капиталы, и налаженный сбыт. Так что можно не сомневаться, что когда реализация промышленных площадок будет закончена, пустовать они не будут.

Новости раздела