"

Муниципальным выборам – всеобщее внимание

Фото:
9913
10 минут
В сентябре этого года нам предстоит провести масштабную избирательную кампанию. Муниципальные выборы пройдут в 580 муниципальных образованиях республики. В выборах примут участие почти 80 процентов избирателей республики. По новой модели будут сформированы представительные органы 28 муниципальных районов, в 21 из них представительными органами будут избираться главы муниципальных районов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.

На уровне городских округов республики в 2015 году планируется проведение выборов депутатов представительных органов в 5 муниципальных образованиях с избранием глав городских округов представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Плюс к этому запланированы выборы представительных органов внутригородских районов городского округа «город Махачкала» с последующим формированием представительного органа городского округа.

Соблюдение законных избирательных процедур делает власть легальной, но легитимной власть становится тогда, когда народ признает за властью не только законное, но и моральное право на управление. Особое значение вопросы легитимности приобретают на муниципальном уровне, так как именно здесь люди чаще всего сталкиваются с представителями публичной власти, здесь решаются повседневные проблемы людей.

Наблюдается рост количества обращений граждан в адрес федеральных и республиканских органов государственной власти, что является свидетельством высокого уровня доверия населения Президенту России, Главе республики, и одновременно недостаточного уровня доверия населения местной власти. Поэтому важно акцентировать внимание на вопросах легитимности власти на местном уровне с тем, чтобы повысить уровень доверия населения местной власти.

Прямые выборы всех уровней исполнительной власти «размывает» связь между различными уровнями публичной власти: глава региона перестает подчиняться Президенту России, глава муниципального образования перестает подчиняться Главе республики, а глава поселения перестает подчиняться главе муниципального района. С подобной ситуацией мы уже сталкивались. Теоретически предполагалось, что каждый уровень власти будет подчиняться закону, а не вышестоящему уровню, но в условиях чудовищного правового нигилизма такая схема публичной власти кое-где привела к потере управляемости.
Путину удалось отвести Россию от края пропасти и восстановить управляемость в стране. Для этого понадобились и федеральные округа, и новый способ формирования Совета Федерации, и новый порядок избрания депутатов Государственной Думы, и новый порядок наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации. Все указанные институциональные преобразования были осуществлены строго в рамках Конституции России.

Если восстановлена управляемость в системе государственной власти, то почему же люди в повседневной жизни сталкиваются с массой нерешенных проблем: почему вовремя не вывозится мусор; почему дороги разбитые; почему нормально не работает общественный транспорт; почему отсутствует уличное освещение; почему в жилищах периодически пропадает свет, газ, вода, тепло; почему в поселениях отсутствуют приспособленные места для отдыха населения; почему люди на должном уровне не обеспечены услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания? У граждан возникает множество вопросов и претензий к власти.

Что должно делать государство в этих условиях? Достаточно ли будет сказать, что по нашей Конституции все перечисленное относится к вопросам местного значения, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти? Достаточно ли будет гарантировать людям право непосредственного участия во всеобщих выборах главы муниципального образования, а остальное свалить на органы местного самоуправления? Хотим мы того или нет, вопросы эффективного отправления публичной власти с каждым днем становятся все более актуальными.

Самым простым в данной ситуации было бы государству взять на себя всю полноту ответственности за все, что происходит в стране. Для этого можно было бы предложить систему власти, при которой Президент России назначает глав регионов, глава региона назначает глав районов (городов), а глава района назначает глав сел. Проблема в том, что такая модель публичной власти не способствует развитию инициативы людей, а без инициативы в современных условиях невозможно стать конкурентными. Избегая крайностей, нужно стремиться к балансу интересов.  

С учетом опыта организации местного самоуправления в стране, в марте 2015 года были внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым субъектам федерации было предложено выбрать один из трех вариантов избрания главы муниципального образования: на всеобщих выборах; представительным органом из своего состава; представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.

Все три варианта соответствуют Конституции России и Европейской хартии местного самоуправления. Если бы эти варианты выходили за рамки Конституции России или не соответствовали бы Европейской хартии местного самоуправления, то представители внесистемной оппозиции давно бы этим воспользовались. Разговоры о несоответствии указанных вариантов избрания главы муниципального образования Конституции России и нормам международного права носят спекулятивный характер.

Европейская хартия местного самоуправления требует, чтобы на уровне поселений обязательно были советы или собрания депутатов, избранных населением на всеобщих выборах. При этом наличие исполнительно-распорядительного органа не является даже обязательным (по российскому законодательству обязательно). Это означает, что к выборам или назначению руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Европейской хартией не установлены никакие требования.

Схема привлечения к решению вопросов местного значения так называемых «сити-менеджеров» в целом по стране показала свою конфликтность: глава муниципального образования, будучи высшим должностным лицом местного самоуправления, на практике оказался лишенным «повседневной» власти, которая оказалась в руках нанятого «сити-менеджера».

С учетом всех этих моментов Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон, согласно которому глава муниципального образования избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Избранный таким способом глава муниципального образования автоматически становится главой местной администрации, что позволяет избавиться от конфликтной ситуации, о которой говорилось выше.

На уровне сельских поселений проблема «сити-менеджера» была ранее урегулирована (возможность совмещения в одном лице трех должностей). Сегодня также у оппозиции не возникает особых претензий к процедуре избрания главы сельского (городского) поселения, в том числе, когда глава поселения избирается представительным органом из числа кандидатур, представленных конкурсной комиссией.
На поселенческом уровне у нас, к сожалению, практически отсутствует конкуренция политических партий. Это связано с тем, что на уровне поселений нужно решать повседневные проблемы людей, а для политических спекуляций простор предельно ограничен. К тому же на уровне поселений трудно предъявлять правовые претензии к избирательным процедурам: депутаты поселений избираются на всеобщих выборах, а в формировании конкурсных комиссий на уровне поселений не участвуют органы государственной власти.

Перейдем на уровень муниципальных районов (городских округов), вокруг которых и разворачиваются основные политические и правовые баталии. Начнем с того, что Конституция России и Европейская хартия местного самоуправления не требует, чтобы на уровне административно-территориальных районов было гарантировано местное самоуправление. В той же Украине, которая считается «образцом» европейской демократии, на уровне районов созданы государственные администрации, главы которых назначаются Президентом Украины (даже не главой региона).

Как и в Украине, мы (Россия) могли бы на уровне районов создавать государственные администрации и назначать глав администраций районов без всякого согласования с населением. И это соответствовало бы нормам демократии и требованиям Европейской хартии местного самоуправления. Но российский законодатель по своей воле распространил местное самоуправление на уровень муниципальных районов и городских округов. Сделано это с учетом федеративного устройства нашего государства и большого количества муниципальных образований на огромной территории нашей страны.

Наличие представительного органа муниципального района, депутаты которого избираются непосредственно населением на всеобщих выборах, не является требованием Европейской хартии местного самоуправления. Таким образом, формирование собрания депутатов представительного органа муниципального района из депутатов и глав сельских поселений является демократической формой привлечения населения к управлению делами государства, что следует рассматривать как дополнительный (относительно Европейской хартии) элемент демократии, который вводится в нашей стране в инициативном порядке.

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3 Конституции РФ). Это не означает выборность всех органов власти. Государственную власть в Российской Федерации, к примеру, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Однако ни Правительство Российской Федерации, ни суды Российской Федерации не являются выборными органами государственной власти.
Точно также осуществление власти народа через органы местного самоуправления не означает обязательную выборность всех органов местного самоуправления. Местная администрация, к примеру, не является выборным органом местного самоуправления. Путем всеобщего голосования избираются депутаты поселений, что по нормам Европейской хартии местного самоуправления является достаточной гарантией самостоятельности и независимости местного самоуправления.

Всеобщие выборы – наиболее демократичный способ избрания должностных лиц, но далеко не самый оптимальный способ подбора эффективных управленцев. Ведь не случайно в странах «Большой семерки» только во Франции глава государства избирается на всеобщих выборах. В той же Украине, к примеру, глава региона также не избирается, а назначается Президентом Украины, и это считается демократичным.

Почему Украина выступает против федерализации? Потому что федеративное государство считается более склонным к сепаратизму. Украина настаивает на унитарной форме государства, хотя при этом категорически отвергает мысль о единстве украинского и русского народов. Если русские – самостоятельный народ, то следовало бы подумать о роли русских в государственном строительстве Украины. Однако запад не замечает этого, что является ярким примером двойных стандартов запада в отношении принципов демократии.

Можно ли организовать всеобщие выборы всех уровней власти? Конечно, можно, но ни одно государство в мире этого не делает. На каком-то уровне обязательно появляется элемент назначения, а в некоторых странах присутствуют элементы монархического наследования. У нас же на каждом уровне сохраняется процедура избрания руководителей, ни на каком уровне публичной власти нет прямого назначения. Это свидетельствует о внутренней силе и сплоченности нашего государства.

Впереди нас ждет масштабная избирательная кампания. Сейчас не время тратить энергию народа на выяснение лучших с точки зрения демократии моделей управления обществом. Настало время выдвижения на руководящие должности наиболее эффективных управленцев. Необходимые для этого механизмы созданы. На уровне поселений нужно выдвигать депутатами наиболее достойных и способных людей, не отвлекаясь на популистские призывы и агитационные трюки. Сегодня самым важным уровнем власти становится уровень поселений.

Именно депутаты сельских (городских) поселений будут избирать главу поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия формируется на паритетных началах с участием главы муниципального района, но избирать главу поселения будут депутаты, избранные на всеобщих выборах. Поэтому выбор депутатов поселения должен быть осознанным и ответственным. Люди должны заранее знать, что они доверяют своим депутатам решение достаточно важных вопросов.

Сельские депутаты избирают главу села. Глава села вместе с отдельными сельскими депутатами входят в состав представительного органа муниципального района, который получает право избрания главы муниципального района. Является ли такая форма избрания главы муниципального района более демократичной, чем всеобщие выборы главы муниципального района? Нет, не является. Почему же мы прибегаем к такому способу избрания главы муниципального района? Потому что такой способ является более демократичным, чем прямое назначение главы муниципального района, что имеет место в той же Украине.

Посмотрите на уровень демократии, который запад считает достаточным для Украины (прямое назначение Президентом Украины глав регионов и глав государственных районных администраций), и посмотрите на уровень демократии, который запад навязывает России. В отношении Украины запад опасается ее раскола, а в отношении России запад добывается развала нашей страны. Россия внедряет у себя достаточно высокий уровень демократии, но при этом нельзя забывать о том, что обеспечение территориальной целостности и суверенитета страны также являются важными ценностями.
Нам всем нужно  активно включиться в процесс выдвижения кандидатов в депутаты сельских и городских собраний с тем, чтобы на муниципальном уровне иметь не «карманный», а поистине народный депутатский корпус. Если мы не добьемся этого, то выбраться из «феодализма», где «хозяином» муниципалитета является один человек, а не народ, будет очень сложно.

Еще недавно вся публичная власть в республике была поделена между несколькими главами муниципальных образований. В таких условиях переформатирование местной власти было бы затруднительным. Сегодня ситуация в республике другая, Глава Дагестана Р. Абдулатипов сумел восстановить управляемость в республике.

В стране и в республике идет процесс обновления и очищения власти. Государство дает сигнал народу о том, что пришло время избавляться от случайных людей во власти, нужно внимательнее присматриваться к тем, кому доверяется власть. И начинать это нужно с фундамента публичной власти – уровня сельских (городских) поселений. Поэтому предстоящим муниципальным выборам нужно уделять всеобщее внимание.

Новости раздела