Воскресенье 20 октября 2019 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Экономическое развитие Дагестана: контуры новой политики

05 апреля 2018 14:55 Опубликовано в:  РИА  - Аналитика Источник :  РИА "Дагестан"
Автор:  Гаджигусейн Гаджиев
размер шрифта-+
Печать

Общее видение развития республики должно отражать в первую очередь интересы большинства дагестанцев и решение реальных проблем, волнующих население. Основой идеологии новой экономической политики должен стать ориентир на человека, на рост его реальных располагаемых доходов, создание комфортной среды проживания, качественное и доступное здравоохранение, образование, услуги ЖКХ и т.д.

Доходы граждан. Согласно проводимым в республике опросам основная проблема, которая большего всего волнует людей – это их низкие денежные доходы, которые к тому же в последние годы падают и тащат за собой всю экономику вниз. Это общероссийский тренд. В целом за 4 года падение реальных располагаемых денежных доходов населения России составило 11 проц. от уровня 2013 года.

Об этой проблеме упомянул в своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин, отметив, что «мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности». Ключевым фактором развития страны обозначено «благополучие людей, достаток в российских семьях».

В Дагестане в течении последних 25 лет самая низкая в стране среднемесячная заработная плата (по итогам 2017 г. в РД – 20,1 тыс. руб., при средней по РФ – 38,8 тыс. руб., т.е. почти в 2 раза меньше). Доходы населения также ниже среднероссийского уровня.

Вокруг этой проблемы и должна строиться экономическая политика, стратегии и программы развития Дагестана, решения органов власти республики. Если в основе деятельности правительства, парламента, органов местного самоуправления будет решение вопросов повышения реальных доходов граждан, то их работа найдет поддержку и одобрение населения, повыситься уровень доверия граждан к органам власти. Все остальные декларируемые цели развития экономики, реализации приоритетных проектов, темпы роста ВРП, промышленности, других отраслей, как правило, не находят должного отклика у людей.

При этом рост доходов населения, формирующих платежеспособный спрос в экономике, может стать хорошим драйвером экономического роста.

Реальные располагаемые доходы граждан зависят также и от величины производимых гражданами текущих расходов, обязательных платежей. Поэтому важно проводить политику сдерживания роста тарифов ЖКХ, платных услуг населению, проезда на общественном транспорте, мониторинг цен на продовольствие, товары повседневного спроса, обеспечение бесплатных и качественных услуг здравоохранения, образования, борьба с незаконными поборами в школах, садиках, больницах и т.д.

При принятии органами власти любого решения необходимо в первую очередь ответить на вопрос – ведет ли оно к росту или падению реальных доходов граждан? Любая попытка залезть в кошелек граждан должна жестко пресекаться.

Может быть есть смысл ввести институт оценки воздействия принимаемых органами власти решений на уровень доходов граждан. Аналогом может послужить уже действующий в России институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), направленного на недопущение возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности. Учитывая, что снижение доходов населения это общероссийская проблема, Дагестан мог бы стать пилотным регионом в регулировании вопросов обеспечения их роста.

Здесь, также важно корректно проводить работу по легализации теневого сектора экономики, особенно в таких сферах массовой занятости, как торговля, платные услуги, сельское хозяйство, общественный транспорт и т.д. Зачастую причинами теневой экономики является бедность, недостаток инвестиций, в целом неразвитость экономики. Если нет инвестиций, не строятся предприятия и людям негде работать, они создают собственную «экономику выживания», где кустарно что-то производят, продают, оказывают платные услуги, кормят себя сами, не прося помощи у государства, но и не давая ему ни налогов, ни отчетности. Проводимая односторонняя политика по «обелению», без предложения разумной альтернативы и новых рабочих мест, может привести к обеднению населения и снижению доходов граждан.

Следует отметить, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 4 ноября 2017 года № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» из 23 показателей, по которым оценивается эффективность деятельности региональной власти, 4 показателя напрямую связанны с уровнем денежных доходов граждан.

Предпринимательство. Самый верный и быстрый путь к росту реальных доходов граждан, особенно в Дагестане, это масштабное развитие предпринимательства, реальная его поддержка, предоставление максимально благоприятных условия для бизнеса. От степени экономической свободы, уважения к частной собственности, развития конкуренции зависит экономическое процветание любого общества.

Это должны понимать в первую очередь представители местной власти. Глава района (города) каждый день должен думать о том, чем он может помочь малому бизнесу, что сделать для их процветания, создания новых фирм. Оценивать деятельность муниципальных чиновников нужно по росту количества субъектов предпринимательства, по их обороту, по поступлению от них налогов в бюджет, по созданным рабочим местам. И самое главное, не «кошмарить» их, беречь от недобросовестных представителей контрольно-надзорных и правоохранительных органов, снизить давление на бизнес. 

Туризм. Важнейшее значения для экономики республики, роста доходов граждан должно сыграть развитие туризма. Здесь необходимо принятие системных мер. Каждый район, каждое село в Дагестане имеет свою богатую историю, культуру, промыслы. У нас более 5 тысяч объектов культурного наследия. Имеются все условия для развития агротуризма, этнографического, событийного, кулинарного и других видов туризма. Необходимо стимулировать создание в районах современной туристской инфраструктуры, гостевых домиков и гостиниц со всеми удобствами (сегодня в большинстве районных центров гостиницы отсутствуют), интересных маршрутов, программ, современных кафе с традиционной кухней, наличие этнической и сувенирной продукции в магазинах и т.д.

Только берег Каспия (более 500 км), при грамотном подходе, способен ежегодно в летний сезон принимать сотни тысяч туристов со всей России и стать существенным источником роста доходов для местного населения, развития предпринимательства, создания новых рабочих мест. Здесь необходимо провести инвентаризацию земель, устранить незаконные строения и препятствия к доступу к берегу, обеспечить прозрачные правила для развития предпринимательства.

Одним из ключевых критериев эффективности деятельности глав муниципальных образований должны стать конкретные показатели по росту количества приезжих туристов, объектов туристской инфраструктуры, гостиниц, доходов от туристической деятельности и т.д.

Важную роль здесь должны играть вопросы экологии, утилизации бытовых отходов, соблюдения чистоты и вывоза мусора, строительство очистных сооружений.

Развитие территорий. В целях создания комфортной среды проживания, развития муниципальной экономики необходимо сформировать, в том числе по результатам опроса граждан, реестр основных проблем района (города), каждого поселения, решение которых положительно повлияет на жизнь максимального количества людей, и предложить пути их решения.

При решении этих вопросов необходимо активнее задействовать существующие механизмы по поддержке местных инициатив (софинансирование из республиканского бюджета инициатив граждан), направленных на благоустройство территорий и развитие инфраструктуры, которые пока слабо используются (в 2017 году было выделено 30 млн. рублей, участвовало 8 муниципальных образований, в 2018 г. средства не заложены), увеличив их финансирование до 200–300 млн рублей и сделав массовым и популярным способом обустройства территории.

Сформировать реестр реальных бизнес-проектов, бизнес-идей на разных степенях готовности, в том числе в разрезе каждого населенного пункта. Встретиться с действующими и потенциальными предпринимателями. Определить, чем можно заниматься в селе, какие есть ресурсы, возможности, чем можно помочь (земля, помещение, кредит, грант). Отобрать из проектов наиболее реальные и подготовленные, учитывать их при распределении средств господдержки.

По результатам проведенной работы разработать с участием местного населения, бизнес сообщества, экспертов реальные программы социально-экономического развития каждого района (города).

Привлечение граждан к участию в муниципальном управлении, решению местных задач, повышение их гражданской ответственности при решении вопросов социально-экономического развития территорий является одним из важнейших механизмов реализации государственной политики регионального развития в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Цифровая экономика. В мировой экономике идет смена очередного технологического уклада. Суть новой экономики – тотальное и повсеместное использование информационных данных, их генерирование, обработка, хранение, передача. Под влиянием цифровой трансформации кардинально меняются традиционные отрасли народного хозяйства, финансы, транспорт, здравоохранение, образование, торговля, государственное управление и т.д.

Через процессы цифровизации за короткий период можно решить многие накопившиеся проблемы в республике, в разы улучшить качество оказываемых услуг в здравоохранении, образовании, ЖКХ (включая проблему неплатежей), общественном транспорте, в вопросах общественной безопасности, государственном и муниципальном управлении. Новая экономика дает уникальные и неограниченные возможности для развития бизнеса, реализации товаров, услуг, самообразования и повышения уровня компетенций.

Для развития цифровой экономики в республике необходимо принятие мер по: созданию соответствующей опорной инфраструктуры (подведение скоростного интернета во все населенные пункты); модернизации образования и повышению цифровой грамотности населения, развитию цифрового здравоохранения; поддержки региональных операторов связи, местных стартапов, ИТ-компаний; созданию информационных платформ для реализации продвижения продукции (услуг) дагестанских производителей и брендов.

Следует учесть, что новая технологическая волна кардинально поменяет рынок труда, грозит массовыми сокращениями рабочих мест. К этому надо готовиться. Наши вузы готовят тысячами бухгалтеров, юристов, экономистов, которые завтра не нужны будут экономике. Необходимо искать баланс между старой и новой экономикой.

Отдельного рассмотрения требуют вопросы развития в республике промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта. Соответствующих наработок много, имеются крупные проекты, необходимо активизировать их реализацию.

Эффективное государственное управление. В первую очередь необходимо обеспечить концентрацию усилий на решении конкретных и принципиально важных для населения республики задач.

Для этого нужно сформировать реестр основных проблем, ключевых республиканских проектов (задач), которые нужно реализовать в первую очередь в течении 2018 года и ближайшие 2-3 года (не более 25 – 30 задач) с видимым, осязаемым, конкретным результатом, бенефициарами которых станет большинство населения.

Широко обсудить данный реестр в обществе, организовав дискуссию по вопросам развития республики («Как нам обустроить Дагестан?») с привлечением практиков, ученых, политиков, предпринимателей, активных граждан, с целью уточнения основных задач развития республики и поддержки их большинством граждан.

Опубликовать итоговый документ под названием «Дорожная карта преобразований Дагестана», где детально прописать все задачи и пути достижения приоритетных целей развития республики. Данный документ должен лечь в основу программы предстоящей деятельности Правительства РД, которую вновь образованное правительство, согласно Конституции РД представляет на рассмотрение Главы Республики Дагестан не позднее чем в трехмесячный срок.

В целях привязки достижения поставленных целей и задач к ежедневной деятельности министерств (ведомств) разработать ключевые показатели эффективности (КПЭ), чтобы по ним измерять полученные результаты и оценивать деятельность министерств. Внедрение КПЭ позволит обеспечить контроль за реализацией поставленных задач в ежемесячном формате.

По итогам года провести общественный аудит достигнутых результатов, в том числе по каждому министерству (ведомству), публичная оценка их деятельности.

В этих целях целесообразно создать отдельное аналитическое подразделение, которое будет заниматься координацией вышеперечисленных работ, анализом, выбором и обоснованием ключевых задач, проектов и направлений развития республики, мониторингом их реализации, подготовкой предложений по актуальным вопросам развития республики с привлечением ведущих экспертов, специалистов, практиков по каждому направлению. Это может быть либо Аналитический центр при Правительстве РД, либо Центр стратегических разработок, либо соответствующее подразделение в Администрации Главы и Правительства РД.

Данная аналитическая структура возьмет на себя функции так называемой «фабрики мысли» (think tanks), широко используемой в государственном управлении во многих странах, в том числе и в России. Необходимость формирования в России сети региональных «фабрик мысли», занимающихся местными проблемами развития обсуждалось недавно на круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

В целом результатом проводимой работы должны стать: ежегодный рост реальных располагаемых доходов граждан в Дагестане на 5–6 проц., доведение средней зарплаты до среднероссийского уровня, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечение инвестиций (доведение доли малого и среднего предпринимательства в ВРП РД до 60 проц.), рост въездного туризма в 4 раза, увеличение доли цифровой экономики в структуре ВРП до 5 проц., приостановление миграционных процессов с горной и сельской местностей.





Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!
Всего просмотров: 1

Другие новости:

24.Sep.2018 12:58:47 Сергей Белан: «Поправка в семейный кодекс является дополнительной социальной гарантией для лиц предпенсионного возраста»
20.Sep.2018 14:35:03 Гарун Султанов: «Каждый работающий человек вносит свой вклад в увеличение ВВП»
19.Sep.2018 15:00:33 Сергей Белан: «Повышение пенсионного возраста косвенным образом повлияет на рост ВВП»
22.Aug.2018 13:37:50 В ЕР предложили сократить стаж, который дает право на досрочную пенсию
16.Aug.2018 14:15:00 Изменения в пенсионной системе позволят индексировать пенсии выше инфляции
14.Aug.2018 14:23:43 Изменения в пенсионной сфере могут в будущем уменьшить страховые взносы
09.Aug.2018 13:51:44 Повышение пенсионного возраста в странах евразийского континента положительно отразилось на размере пенсий
08.Aug.2018 15:50:00 Обсуждением пенсионного законодательства страны займутся не только парламентарии
01.Aug.2018 14:50:39 Изменения в пенсионной сфере не станут поводом для конкуренции между пожилыми и молодыми работниками
31.Jul.2018 11:12:03 Продолжительность жизни россиян в 2024 году составит 72 года у мужчин и 82 года у женщин – Росстат
24.Jul.2018 14:50:51 Изменения пенсионного законодательства предусматривают плавный переходный период до 2034 года
23.Jul.2018 13:20:00 Изменения пенсионной системы позволят заметно увеличить размер пенсии по стране
19.Jul.2018 15:06:52 Набиюла Гичиев: «Предлагаемое повышение пенсионного возраста отражает реальные процессы в сфере занятости лиц старшего возраста»
18.Jul.2018 16:06:55 Гарун Султанов: «Изменение пенсионной системы для России актуально по многим объективным причинам»
18.Jul.2018 16:00:28 Роструд возьмет на контроль проявления ограничений при приеме на работу возрастных сотрудников
26.Feb.2018 15:24:20 А нужны ли Дагестану большой общереспубликанский бюджет и большое правительство?
21.Feb.2018 13:07:45 Чтобы росли платежи за газ и налоги, в Дагестане нужно поднять зарплату
19.Feb.2018 21:14:55 Кизляр: теракт «с открытой архитектурой»
16.Feb.2018 17:14:36 Алексей Кудрин фактически открыл дискуссию о судьбе будущего правительства в Дагестане
15.Feb.2018 12:27:54 Устойчивая неустойчивость Дагестана. Чтобы что-то построить, надо что-то сломать
14.Feb.2018 16:30:17 Что ждет рынок недвижимости в Дагестане в 2018 году и стоит ли вкладываться в квартиру?
13.Feb.2018 12:30:18 Большой спорт и сословный характер современного общества в Дагестане
09.Feb.2018 10:47:00 Кризис инфраструктуры Дагестана в частном и общем
08.Feb.2018 14:03:58 10 февраля в России отмечается День дипломатического работника
07.Feb.2018 12:20:00 Провести Съезд народов Дагестана, чтобы закрепить борьбу с коррупцией
29.Jan.2018 16:43:19 Как начавшееся снижение рождаемости может повлиять на политическую стабильность в Дагестане?
27.Jan.2018 12:26:54 Опыт проектного управления в РД: проблемы и перспективы
25.Jan.2018 14:32:17 Как быстро и эффективно сделать Махачкалу здоровым и красивым городом?
22.Jan.2018 17:11:06 Один несложный способ ускорить экономическое развитие Дагестана
16.Jan.2018 17:45:29 В тумане ожиданий Дагестану нужен маяк

РИА видео

Стартовали прием и переработка мусора

Фоторепортаж

Дагестан отметил 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне

Дагестан отметил 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне