"

Вопросы создания в муниципалитетах единой системы по оплате ЖКУ обсудили в Общественной палате Дагестана

Фото:
973
7 минут
Круглый стол по вопросам создания и организации на территории муниципальных образований единой платежной системы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе сбор взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, с использованием единого платежного документа, прошел накануне в Общественной палате Дагестана.

Открывая совещание, заместитель председателя Общественной палаты Республики Дагестан Сапарбейг Абдуллаев отметил, что несвоевременная или неполная оплата со стороны потребителя приводят к тому, что ресурсоснабжающие организации не могут своевременно проводить работу по замене изношенного оборудования и т.д.

Начальник отдела обеспечения функционирования коммунального комплекса министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Дагестана Якуб Якубов сообщил, что убытки предприятий жилищно-коммунального хозяйствам республики за 2016 год составили более 14 млрд рублей, в том числе в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения - 615 млн рублей. Одной из причин такого положения является несвоевременная и неполная оплата потребителями оказываемых предприятиями ЖКХ услуг.

За первое полугодие 2017 года уровень возмещения затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги или собираемость платежей составляет 50,9%, в том числе по услугам водоснабжения – 65%, водоотведения – 71,6%, теплоснабжения – 71,5%, электроснабжения – 69,6%, газоснабжения – 43%. Наименьшая собираемость за коммунальные услуги отмечена в городах Хасавюрт, Буйнакск, Кизилюрт, Махачкала и Дагестанские огни. В сумме задолженность по коммунальным услугам составляет более 36 млрд рублей. Эти средства, по словам докладчика, могли бы быть дополнительным источником финансирования оплаты потребленных энергоресурсов и работ по ремонту и замене инженерных сетей.

Следствием роста дебиторской задолженности является также рост кредиторской задолженности предприятий ЖКХ за потребленные энергоресурсы. По состоянию на 1 ноября 2017 года она составляет: за газ – 2 млрд 721 млн рублей, за электроэнергию – 1 млрд 151 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года задолженность организаций ЖКХ за потребленный газ увеличилась на 14%, за электроэнергию – на 23,6%.

В связи с такой ситуацией большинство организаций коммунального комплекса республики находится в предбанкротном состоянии или проходит процедуру банкротства, и не могут решать задачи по модернизации отрасли. Так, в 2016 году из-за отсутствия средств у предприятий ЖКХ объем выполненных работ по ремонту и замене инженерных сетей в среднем по республике составил чуть более 2% при норме 5%. Это ведет к нарастанию износа систем коммунальной инфраструктуры и преждевременному выходу из строя. В среднем уровень физического износа основных фондов коммунальной инфраструктуры составляет 68-70%, в отдельных муниципальных образованиях – достигает 75%-82%. Более 30% основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки. Только на восстановление объектов коммунальной инфраструктуры республики необходимо около 40-50 млрд рублей. По самым скромных экспертным оценкам, ежегодно в «коммуналку» необходимо вкладывать 3-4 млрд рублей.

Суммарные объемы капитальных вложений в объекты коммунального комплекса в среднем за год составляет около 1 млрд рублей. Доля заемных денежных средств в общей сумме капвложений в системе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составляет не более 3%.

Также остается проблемой недофинансирование строительства объектов из федерального, республиканского и местного бюджетов, что приводит к увеличению их сметной стоимости и нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию. При этом более 50% объектов коммунальной инфраструктуры расположены в малых городах и сельских населенных пунктах, в которых ограничены возможности муниципальных бюджетов.

По словам докладчика, в условиях недостаточности бюджетных средств, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры за счет частных инвестиций – одна из важнейших задач, которую необходимо решать предприятиям ЖКХ совместно с органами местного самоуправления. При этом возникает ряд объективных проблем. В частности, частного инвестора интересуют механизмы возврата вложенных средств, платежеспособность, уровень доходов населения, занятость, наличие крупных промышленных предприятий.

Во-вторых, это неудовлетворительное состояние перспективных объектов инвестиции, а именно систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, высокий уровень их износа, частые аварии на коммунальных объектах, низкий уровень охвата потребителей. Это факторы, повышающие операционные риски и следовательно риски инвестиции. В-третьих, это вопросы тарифного регулирования, неразвитость финансовых рынков и отсутствие возможности привлечения долгосрочных кредитных ресурсов и гарантий возврата вложенных средств при длительных сроках окупаемости, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг.

Якубов отметил, что улучшение платежной дисциплины населения за потребленные услуги может быть во многом связано с введением единых подходов к формированию платежных документов. Соответствующий приказ издан Минстроем Дагестана и направлен на госрегистрацию в Минюст республики. Кроме того, с июля 2017 года в большинстве субъектов страны в полном объёме начала функционировать государственная информационная система ГИС ЖКХ и не размещение информации, нарушение порядка ее внесения, способов, сроков, размещения не в полном объеме, либо заведомо ложной информации, повлечет штрафные санкции в отношении ответственных должностных юридических и физических лиц. С января 2018 года в случае, если в системе не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, либо информация, не соответствующая платежному документу, он считается не представленным.

«Открытость ГИС ЖКХ значительно снижает возможности для любых махинаций в этой сфере. В совокупности с общественным контролем такая открытость даст существенный импульс для развития отрасли, конкуренции между компаниями, повышения качества услуг ЖКХ, повысит прозрачность услуг ЖКХ и сделает более комфортными обращения потребителя с поставщиками услуг, придаст импульс повышению платежной дисциплины», - отметил представитель Минстроя Дагестана.

Председатель Комиссии Общественной палаты Дагестана Бахмуд Магомедов рассказал об итогах проведенной на прошлой неделе проверке в городе Буйнакске по вопросам водоснабжения и водоотведения. По его словам, общественники обнаружили преступно халатное отношение городской власти и надзорных органов. «Население получает воду по часам, по 25 литров в сутки на душу населения. Отводящие коммуникации на 25% изношены. На 70-тысячное население, а в реальности около 100 тысяч, поставлены насосы для воды в объеме в пределах 25%. Если даже они будут работать круглосуточно, не в состоянии заполнить емкости. Хлорировать и очищать воду не могут никак. Все ливневые и канализационные отходы попадают в Шура базет, оттуда - в Каспийское море», - заявил он.

Представитель Минстроя ответил, что город может получать воду сколько потребуется, но из-за того, что они не могут платить за электроэнергию по насосной станции, власти приняли решение по подаче воды по графику. Отмечено, что задолженность составляет 70 млн рублей, и сбор платежей не проводится.

О ходе реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД на территории РД, проблемных вопросах и необходимости увеличения уровня собираемости взносов на капитальный ремонт, создании системы платежей с использованием единого платежного документа (ЕПД) по принципу «одного окна» говорил руководитель Дагестанского фонда капитального ремонта Магомед Алиев. По его словам, программа на 2017 год выполнена, есть замечания принимающей стороны, которые будут устранены в ближайшие дни. Первоначально была задача отремонтировать в этом году 33 дома, но по ходу были внесены корректировки по городам Каспийск, Избербаш и Махачкала – добавились 8 домов.

Для реализации региональной программы на 2014-2040 годы, отметил Алиев, ежегодно нужно ремонтировать порядка 150-170 домов. В этом году с учетом текущих изменений отремонтировано 38 домов. «Если так будет продолжаться, программа должна быть принята не на 26, а на 88 лет. Каждый день слышим возмущения, особенно от малоимущих и пенсионеров, которые отказываются платить. От взносов на капремонт зависит количество и качество домов. Жилищным кодексом определен наш платеж в общей структуре коммунальных платежей. Если мы создадим в республике как в большинстве субъектов страны прозрачную систему сбора платежей, можно навести порядок», - сказал Алиев.

Руководитель Дагестанского фонда капремонта предложил довести до руководства республики необходимость создания единого расчетно-кассового центра с формированием единого платежного документа. «Люди должны знать, за что они платят, из чего образовалась задолженность», - подчеркнул он.

Заместитель директора Регионального платежно-расчетного центра по РД Магомед Магомедов рассказал, что единая платёжная система по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в центре работает 4 года, абонент оплачивает в одно окно 4 платежа. В будущем планируется заключить договора с ресурсоснабжающими организациями. Всего по республике более 100 касс: 50 - в Махачкале и 50 – в районах республики. Плюс к этому снабдили контролеров 300 мобильными кассовыми аппаратами. За год проводится 2,5 млн транзакций, обслуживается полмиллиона абонентов. «За эти годы никаких претензий от абонентов не было. Эта работа обеспечивает прозрачность и удобство для абонента. На сегодняшний день идет работа по созданию единой квитанции», - заявил Магомедов.

По итогам обсуждения участники круглого стола приняли соответствующие рекомендации. В частности, по созданию экспертной группы из квалифицированных специалистов с привлечением всех заинтересованных организаций для подготовки обоснованных предложений по созданию и организации на территории муниципальных образований единой платежной системы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе сбору взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД) с использованием единого платежного документа при их оплате», а также «дорожной карты» по реализации указанных предложений. Предложение о создании ЕПС будет направлено врио Главы Дагестана.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела