"

Залкип Курбанов: «Значимость мелиорации для сельского хозяйства Дагестана неоценима»

Фото:
3506
12 минут

Орошаемые земли в сельскохозяйственном производстве Дагестана были и остаются золотым фондом, обеспечивающим защиту растениеводства от неблагоприятных условий. Без орошения практически невозможно возделывание на территории республики большинства сельскохозяйственных культур, тем более   что Дагестан относится к числу субъектов Российской Федерации, где в силу природно-климатических условий, относительно низких показателей среднегодовых осадков осуществляется рискованное земледелие.

За годы советской власти в республике были созданы более 50 мелиоративных систем, промышленно-строительные базы, разветвленная сеть службы эксплуатации этих систем и сформированы трудовые коллективы, которые внесли весомый вклад в социально-экономическое развитие республики.

О проблемах и перспективах развития мелиорации республики в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал директор ФГБУ «Минмелиоводхоз» Залкип Курбанов.

- Залкип Магомедович, расскажите, как в этом году сложился поливной сезон, с какими проблемами мелиораторы столкнулись при подготовке к нему, и что удалось сделать для улучшения оросительной системы республики.

- Подготовка к поливному сезону и его качественное проведение требуют ответственного подхода, и в этой связи учреждением проводится большая работа.

В рамках подготовки к поливному сезону проведены работы по очистке межхозяйственных каналов, на ряде насосных станций заменено оборудование и отремонтированы напорные трубопроводы.

К примеру, на Таловской оросительной системе на каналах «Шайтан прорва», «Карататаул», «Брянский», «Национал-ситниковский», «Майский труд»  в текущем году произведены земляные работы по их очистке в объеме  более 400 тыс. кубометров, заменено около 20 затворов. Большой объем работ по креплению откосов матрацами «рено» и по мехочистке выполнен на Дельтовом канале. Проведены ремонтные работы по поддержанию в рабочем состоянии Каргалинского и Копайского гидроузлов.

В целом только в этой зоне на подготовку к поливному сезону израсходовано более 50 млн рублей.

Аналогичные работы проведены на мелиоративных объектах федеральной собственности в Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кумторкалинском районах, а также в южной зоне республики.

Продолжается реконструкция объектов, входящих в состав Коровской и Дзержинской оросительных систем по федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». В 2015 году по ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Российской Федерации на 2014-2020 годы» завешена реконструкция объектов Самур-Дербентской оросительной системы. В результате этого удалось значительно снизить проблемы по обеспечению поливной водой южной зоны республики.

Кроме того, были проведены работы по текущему ремонту на более чем 110 объектах, а работы по уходу за мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями ведутся постоянно.

В целом подготовка к поливному сезону проходила на достаточно высоком организационном уровне, хотя мы столкнулись с серьезными трудностями, связанными с нехваткой финансирования из бюджета.

Например, отсутствие средств на оплату электроэнергии, потребляемой насосными станциями, при механической подаче поливной воды. Дело в том, что из федерального бюджета не финансируются расходы, связанные с непосредственной подачей воды потребителям – эти расходы должны нести потребители. В прошлые годы на покрытие части расходов на эти цели выделялись средства из бюджета республики.

Однако в 2015 году Минсельхозпрод РД оплатил только часть средств за потребленную электроэнергию и у ФГБУ «Минмелиоводхоз РД» образовалась кредиторская задолженность перед ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» в размере около шести миллионов рублей,  и на начало поливного сезона учреждение оказалось перед угрозой отключения электроэнергии.

Во избежание этого мы вынуждены были погасить задолженность за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания, сокращая расходы по другим статьям.

Но проблема подачи поливной воды электрифицированными межхозяйственными насосными станциями осталась, пострадали мы и потребители воды,  в особенности в Карабудахкентском и Каякентском районах.

Считаем, вопрос расходов на оплату электроэнергии, потребляемой межхозяйственными насосными станциями на подачу поливной воды, должен быть решен на уровне руководства республики, в противном  случае часть сельхозтоваропроизводителей указанных районов останутся без поливной воды.

- В каком состоянии сегодня находятся гидротехнические сооружения и оросительные сети Дагестана?

- Республика Дагестан является одним из крупных регионов орошаемого земледелия, на долю которого приходится порядка 10 процентов всех орошаемых земель нашей страны и 20 процентов Северного Кавказа. Их общая площадь составляет свыше 396 тыс. гектаров.

За годы советской власти в республике  были созданы более 50 мелиоративных систем. На орошаемых землях стали получать более 70 процентов растениеводческой  продукции,  производимой в республике.

За этот период протяженность оросительных каналов была доведена до 17 тыс. километров, из которых свыше 5 тыс. – межхозяйственных. Протяженность коллекторно-дренажной сети достигла чуть меньше 9 тыс. километров,  в том числе межхозяйственной – 2 тыс. км. Тогда функционировали более 40 электрифицированных насосных станций с межхозяйственными трубопроводами.

В то же время мелиоративная сеть  Республики Дагестан имеет свои особенности, сопровождающиеся в том числе недостаточным финансированием на ее ремонт и содержание.

В отличие от других регионов России у нас почти нет закрытой оросительной и дренажной сети. Из 5 тыс. километров межхозяйственных каналов только 700  облицованы, а остальные проходят в земляном русле, поэтому подвержены частому  заилению и зарастанию сорной растительностью.

Внутрихозяйственная оросительная сеть на протяжении более двадцати лет не очищалась, гидротехнические сооружения на них практически разрушены, не на всех рисовых картах проводится ежегодная эксплуатационная планировка.

Для обеспечения командования над внутрихозяйственными каналами вынуждены поддерживать в магистральных и межхозяйственных каналах горизонты воды на высоких уровнях, что приводит к большему объему заиления, снижению пропускной способности и увеличению расходов на их содержание.

Для сравнения: в конце восьмидесятых годов прошлого века  только по очистке межхозяйственной и внутрихозяйственной сетей ежегодно  выполнялись земляные работы в объеме около 30 млн кубометров, в том числе собственными силами эксплуатационных служб – 7 млн 400 тыс. кубометров. Стоимость этих работ в текущих ценах составляет более 1 млрд 500 млн рублей.

Однако таких объемов финансирования в условиях оптимизации федерального бюджета не ожидается, и проблема дефицита финансовых средств на подачу воды для нужд орошения с использованием государственных мелиоративных систем, в отсутствие инвестиции, альтернативных госбюджету, стала очевидной.

- Как обстоят дела с транспортировкой воды до землепользователей? В целом как сельхозпроизводители воспринимают введение платы за подачу поливной воды?

- Потребители поливной воды должны понимать, что ее подача несет за собой определенные расходы, даже самотечная вода сама до потребителей не доходит, ее надо сопровождать, надо ежегодно готовить сети и сооружения к приему воды и т.д.

 По уставу Учреждения услуги по подаче поливной воды потребителям отнесены к иной, приносящей доход деятельности и они оказываются на платной основе, эти расходы должны взять на себя  потребители воды.

В других регионах России еще несколько лет назад перешли на практику взимания платы за эту услугу, и за счет этих средств компенсируют дефицит средств на ремонт и содержание мелиоративных систем.

До 2014 года Дагестан и Чечня являлись регионами России, где с водопотребителей не взималась плата за услугу по подаче поливной воды.

Порядок определения платы за оказание услуг по подаче воды потребителям установлен приказом Минсельхоза России от 18.02.2013. На его основании ФГБУ «Минмелиоводхоз РД» разработало и согласовало с Минсельхозом России тариф на подачу одного кубометра воды в размере 7,4 копеек, без учета стоимости электроэнергии, потребляемой насосными агрегатами.

Сразу оговорюсь: этот тариф не решает проблемы финансирования по ремонту и содержанию мелиоративного комплекса, реальные расходы значительно выше.   В соседнем Ставропольском крае, например, размер тарифа колеблется от 24 до 29 копеек.

Размер тарифа определен, исходя из условий первоочередной компенсации небольшой части весомых издержек в составе себестоимости услуги по подаче воды. Дальше некуда сокращать.

Еще. В низменной зоне, в частности в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах и в хозяйствах отгонного животноводства мелиоративные сети используются круглогодично в целях подачи воды  и для хозбытовых нужд, хотя они не предназначены для этого.   Возникают проблемы их эксплуатации, особенно  в зимний период, а финансирование расходов на эти цели не обеспечивается  из бюджетной системы.

 В этих условиях потребители поливной воды не хотят нести даже эти мизерные расходы, им, привыкшим получать воду бесплатно, видимо, сложно адаптироваться  к нововведениям, в результате страдают все: и эксплуатационники, и потребители воды.

- В этом году в ходе продолжительных паводков сложилась чрезвычайная ситуация на основных гидроузлах, в частности, на Каргалинском. Удалось ли полностью ликвидировать последствия этой стихии и как это повлияло на подачу воды сельхозпроизводителям?

- За короткий период – с 8 по 21июня – на реке Терек было зафиксировано четыре паводка, с расходом более 1000 кубометров в секунду, которые повлекли огромное количество наносов в виде мусора, твердых бытовых отходов и деревьев, и они накопились на верхнем бьефе Каргалинского шлюза. В результате этого была нарушена маневренность затворов шлюза, что  привело к снижению его пропускной способности.

Надо отметить, что эксплуатационный персонал учреждения работал в режиме чрезвычайной ситуации, принимал меры по устранению образовавшихся заторов, работы велись круглосуточно, привлекались силы и средства других филиалов. Несмотря на то, что вода в Тереке весь сезон находится на высоком уровне, нам удалось стабилизировать ситуацию и обеспечить подачу воды без срывов и ущерба для потребителей.

- Одним из важных и острых остается вопрос санитарного состояния канала им. Октябрьской революции. Какая ведется в настоящее время работа по улучшению ситуации? Насколько известно, в этой части региональный Роспотребнадзор предъявляет претензии к Вашему учреждению.

 - Канал им. Октябрьской революции функционирует более 90 лет. Он служит источником обеспечения поливной водой около 60 тыс. гектаров орошаемых земель и технической водой для коммунальных нужд городов Махачкалы, Каспийска, Избербаша и других потребителей, расположенных вдоль канала.

 В целом проблемы, которые имеются в отрасли, характерны и для канала им. Октябрьской революции, – это неудовлетворительное техническое состояние, нехватка финансовых средств на эксплуатацию и содержание. Но при этом есть и специфические проблемы, связанные с тем, что более 30 километров канала проходит по Махачкале и пригородным поселкам. В основном это санитарное состояние полосы отводы канала, самовольный захват и строительство различных объектов в этой полосе, большие объемы заиления и засорения русла канала.

 Значительную лепту в загрязнение русла канала вносят, к сожалению, жители города, которые выбрасывают в канал что угодно – от пластиковых бутылок до холодильников и мебели, и предотвратить загрязнение русла канала собственными силами не представляется возможным.

Знаковым событием в деятельности Учреждения стало проведение в 2014 году общереспубликанского субботника по очистке канала им. Октябрьской революции, который проводился по инициативе и под личным контролем Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова.

Да, содержание всего мелиоративного комплекса, в том числе и канала им. Октябрьской революции в надлежащем состоянии, является обязанностью ФГБУ «Минмелиоводхоз РД».  Однако не все зависит от нас. Как было отмечено выше, есть объективные и субъективные причины, которые длятся десятилетиями и устранять их в короткий период невозможно. Но мы сегодня ведем системную работу, чтобы в дальнейшем обеспечение функционирования мелиоративных объектов не было связано с проведением субботников, как это произошло на канале им. Октябрьской революции.

Пока же для решения этого вопроса нам крайне необходима поддержка администрации Махачкалы, надзорных и правоохранительных служб. К сожалению, мы такой поддержки на сегодня не чувствуем.

ФГБУ «Минмелиоводхоз РД» по своему статусу не имеет надзорных полномочий, мы не можем самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям. Но мы все   факты без исключения доводим до всех надзорных служб, в том числе ТУ Роспотребнадзор, обращаемся в правоохранительные и судебные органы.

На сегодня имеются прецеденты в виде решения по сносу незаконных строений в полосе отвода канала им. Октябрьской революции.

Само по себе наличие экспертизы санитарно-эпидемиологического состояния канала накопившиеся проблемы не решит, и без этого мы видим – состояние неудовлетворительное.

Вопрос в том, какие меры те же надзорные службы применяют к конкретным нарушителям – физическим и юридическим лицам, о которых мы доводим до их сведения. У надзорных служб прав больше, чем у нас. То же ТУ Роспотребнадзор вправе штрафовать, приостановить деятельность и применять другие санкции согласно КоАП РФ, однако мы таких фактов не знаем, они нас не информируют.

Еще раз хочу подчеркнуть: мы не снимаем и не перекладываем ответственность на других по наведению порядка в полосе отвода канала, но хотели получить более конкретную поддержку наших действий, тогда и результат будет положительным.

- Экономический кризис в стране как-то отразился на Вашей структуре, сократилось финансирование на развитие мелиорации Дагестана?

- Естественно, сложившаяся кризисная ситуация в экономике страны отразилась и на деятельности нашего учреждения. До кризиса финансовое обеспечение деятельности учреждения было на уровне 40-50 процентов от нормативного. В течение года были дополнительно сокращены первоначально запланированные и доведенные до учреждения объемы субсидий.

Возможно, будут сокращены объемы финансирования и по федеральным целевым программам.

В связи с этим мы проводим большую работу в Минсельхозе России и в других соответствующих федеральных министерствах по обоснованию и защите намеченных федеральными целевыми программами мероприятий,  пытаемся  минимизировать потери, связанные с кризисом в экономике.

В этих условиях Учреждение прилагает все усилия по эффективному использованию бюджетных средств и оптимизации расходов на содержание имущественного комплекса и филиальной сети.

 - И последнее. Каково, на Ваш взгляд,  значение мелиорации для сельского хозяйства республики?

- На мой взгляд, значимость мелиорации для сельского хозяйства Дагестана просто неоценима. Ведь вода нужна для выращивания любого сельскохозяйственного продукта, без развития мелиорации фактически не будет и отрасли.

Решение проблемы повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, в целях реализации программы импортозамещения продовольственных продуктов и обеспечения продовольственной безопасности республики в будущем, непосредственно связано с широким и умелым применением мелиорации  и передовых методов агротехники.

Тот факт, что в тяжелых климатических условиях производство продукции растениеводства в республике выросло, показывает, что при проведении согласованной работы сельхозтоваропроизводителей и мелиораторов можно добиться значительных успехов.

 Поэтому работа всех подразделений ФГБУ «Минмелиоводхоз РД» направлена на  тесное сотрудничество с министерством сельского хозяйства и продовольствия РД, другими ведомствами, муниципальными районами и сельскохозяйственными товаропроизводителями по вопросам использования орошаемых площадей, по вопросам реализации федеральных и республиканских целевых программ, а также приоритетного проекта развития РД «Эффективный АПК».

Новости раздела