"

Академик Шамиль Алиев рассказал журналистам об образовании в мире и мире образования

Фото:
1330
3 минуты
Академик Шамиль Алиев на площадке РИА «Дагестан» в преддверии Дня знаний поделился своими мыслями об образовании в мире и мире образования. Как считает ученый, образовательная система находится сегодня в подчиненной роли.

«Проблема образования меня интересует с незапамятных времен. Все знают, что без образования шагу не сделать, в то же время оно находится в подчиненной роли. Еще 5 тысяч лет назад людей, которые занимались наукой, преследовали, сжигали, отравляли, убивали, чего только не делали. В конце концов первый прорыв человеческого духа произошел только тогда, когда появились разные обозначенные мировые религии. Что есть образовательная система? Что есть образование в мире и мир образования? Более счастливого мира, чем мир образования, нет и быть не может. И в то же время более несчастного тоже нет. Так получилось, что образование находится в подчиненной роли. Во все эпохи считалось аморальным подчинить какую-нибудь образовательную службу кому-нибудь. Наоборот, быть в подчиненной роли образования считалось высшим достижением. Более того, во всех школах писали, что образование – это то, что умным открывает, а от дураков скрывает глубину их невежества. Так и получилось, что образовательная система – самая глобальная. А много ли вообще систем в мире? Всего пять, они все находятся под упаковкой образовательной системы. Какие они? Это математического, физического, биологического, психологического и социально-этического плана системы. Других нет», – отметил Алиев.

По словам академика, вся политическая система должна находиться под эгидой образовательных комплексов: «Лет 50-70 лет назад ученый Берталанфи сформулировал, что образовательная система – это такая грандиозная, динамическая система, сотканная только из образовательных направлений. Феномен образования заключается в том, что если бы все люди поняли, сколько божественного в душах каждого человека, то они немедленно оказались бы в раю. А где мы сейчас оказались? Мы сидим на пороховой бочке, не знаем, когда взорвем или нас взорвут. Вся политическая система должна быть под эгидой образовательных комплексов. Почему этого нет? Да потому, что это не выгодно. Кому? Попробуйте выпустить зубную пасту в 10 раз лучше, чем та, которая есть сейчас. Как только вы продемонстрируете эскизный образец, вас тут же прихлопнут. Почему? Потому что, к слову, производство зубной пасты находится под командованием определенных структур, которые делают деньги. Все до единого в мире считают, что производство должно быть для прибыли. Но ведь это неверно. А как должно быть? Производство должно быть для потребления».

Как считает Шамиль Алиев, между миром образования и образованием в мире постоянно идет тяжелейшее противостояние. «Чем закончится это противостояние? В любом случае выжить нам удастся только благодаря образованию. Это такая сила, которая не способна быть подавленной никакими чиновниками. Мы будем счастливы не тогда, когда будем сыты, а тогда, когда наши дети будут каждый раз говорить о том, в какой театр они идут, какими книгами увлечены и так далее», – отметил он.

Говоря о роли искусственного интеллекта в образовании и науке, академик отметил, что он находится сегодня на очень высоком уровне. «Первые фундаментальные научные труды в этом плане принадлежат выдающемуся советскому ученному Колмогорову. Поверить в то, что в Советском Союзе искусственный интеллект был создан еще в 60-х годах прошлого столетия, действительно очень сложно. Колмогоров – автор работ по теории автоматического управления, являющийся непосредственным участником проекта «Панкрат» еще в 1963 году, утверждал, что кибернетический аппарат способен распознавать и правильно воспроизводить человеческие эмоции. Эту же мысль высказывал и ряд других видных ученых, задействованных в проекте. Никто тогда не мог догадаться, что они могли говорить не о теоретических разработках, а о результатах конкретных экспериментов. Аппарат «Панкрат» мог делать невероятные прогнозы. А наука когда сильна? Тогда, когда может прогнозировать. Высшая цель же науки – это научиться управлять своим сознанием, то есть не менять свое сознание на более высокооплачиваемое. Сегодня искусственный интеллект может учитывать гораздо больше факторов, чем человек, таким образом, давать более точные, логичные и даже более креативные решения сложных проблем».

Новости раздела