"

Загид Хучбаров: «Вся моя политика – на строительной площадке»

Фото:
4238
15 минут
31 августа руководитель Агентства по транспорту и дорожному хозяйству РД Загид Хучбаров был гостем в программе «Акценты» на канале ГТРК «Дагестан».

– Вы были в студии в прошлом году. Мы с Вами больше говорили о делах дорожников, о ваших планах. О чем бы мы ни говорили, мы возвращаемся к экономике. Вот состояние экономики Республики Дагестан. Как бы Вы ее охарактеризовали сегодня?

– Передо мной и всем коллективом дорожников Глава республики Рамазан Абдулатипов ставил задачу повысить производительность дорожно-строительных компаний до уровня ведущих компаний Российской Федерации.

Где мы находились и к чему пришли на сегодняшний день? Средний срок деятельности асфальтобетонного завода в Дагестане – 20 лет, средняя производительность – 22 тонны в час. Говорить о таких амбициозных задачах, опираясь на эту базу, было очень сложно. Главной была задача создать мощную производственную базу, по инициативе Главы РД в республику пришла группа «Сумма». Первый результат – реконструкция аэропорта, дорога из Махачкалы в аэропорт и дальше в Каспийск. И таких результатов за пределами города Махачкалы сегодня очень много.

Приближаемся ли мы по экономическим результатам к передовым компаниям? Простой пример. При реконструкции Махачкалинского аэропорта дагестанская компания за сутки уложила 5200 тонн асфальтобетона. Средний показатель составлял около 3 тыс. тонн. Носителем качества является высокопроизводительная техника. Неоднократно Рамазан Абдулатипов подчеркивал, какую взлетно-посадочную полосу мы построили. Это мнение разделяет и «РосАвиа». И, кроме того, при строительстве этих объектов мы в полной мере реализовали проектное управление, то есть определенное ноу-хау, которое мы здесь наработали и успешно можем использовать в дальнейшем.

Приведу цифры. При возведении моста выработка на одного человека превышает в 3 раза аналогичные показатели «Мостотреста», ведущей компании в стране. Это публичная компания (ОАО), определить количество людей и оборот ее очень просто. Мы дали вот такие высокие показатели, скажем, на конкретных точках. Но это правило развития экономики. Не бывает, чтобы одновременно росли все компании. Тем более в рыночных условиях. Если бы мы жили в Советском Союзе, где все планировалось, знали, какой должен быть рост и в каких местах. Поэтому первые примеры есть. Ценность этих примеров еще и в том, что у людей появилась уверенность: мы можем, мы это сделаем. А дальше у нас стоит задача распространить это на отрасль, на республику. Есть еще более амбициозные задачи, поставленные Главой республики перед нами, – расширять работу не только в республике, но и за ее пределами.

– Загид Гаджиевич, учитывая, что в прошлом Вы – успешный бизнесмен, какие антикризисные меры, на Ваш взгляд, могут сегодня оздоровить экономику не только отрасли, а в целом, в Республике Дагестан?

– Мы были очень интегрированы в другие страны: технику и технологии мы закупали европейские, американские, японские. Сейчас они становятся недоступными. Это первое. Второе – это очень сильно влияет на производительность. Я думаю, что в кризисное время нам нужно научиться беречь ресурсы, удержать то, что есть на протяжении ближайших года или двух, так как кризис принесет и другие моменты отрицательного характера. Сейчас задача любого руководителя – держать уровень заработной платы на том уровне, который есть. Кризисное время не ставит задачу увеличить ее в два раза, но мы прекрасно видим, что покупательская способность падает. Поэтому, задача, я так думаю, – удержать от банкротства. Особенно тяжело будет средним и большим компаниям. Поэтому главное в этот период – не падать. Проблем много: 7,5 тыс. км дорог, среди которых есть и те, что в плохом состоянии. За последние 10 лет для ДЭПов была приобретена техника всего на 50 млн рублей. Браться за все сразу невозможно, есть определенные приоритеты и первоочередные задачи, которые руководство республики ставит перед нами.

Хочу еще подчеркнуть: тем дорогам, которые мы сейчас строим, я, как минимум, даю гарантийный срок 15-20 лет. Качество строительства позволит нам не возвращаться к этим же объектам через 2-3 года.

– Скажите, а почему все-таки мы испытываем проблемы с дорогами и мостами, которые, казалось бы, построены не так давно, ну, 20 лет назад?

– Ситуация такая. Нужно классифицировать по периодам дорожно-транспортное сообщение довоенной постройки, послевоенной, 70 года, 2000 года постройки. Какие тогда были производительные силы, какими были техника и технология, какой была квалификация людей? Не потому, что предыдущие руководители были плохие. В те времена у дорожников всегда присутствовал очень позитивный, героический труд. Но это все не сопровождалось той техникой и технологиями, которые у нас есть сейчас. Еще одно «но».

Сейчас растет грузоподъемность транспорта, его скорость. Скажем, в селениях Акуша, Хунзах, Кумух без проблем проезжает техника грузоподъемностью 60-70 тонн с высокой скоростью. По всей стране были построены дороги с нагрузкой 6 тонн на ось, в то время как на Западе – 12. Мы только сейчас новые проекты переделываем под 12 тонн на ось. Это создает нам большие проблемы. Мы сейчас меняем 2-3 небольших моста в поселке Красноармейск, Бабаюртовском районе, которые были построены в 80-е, 90-е гг. Мосты дают усадку из-за увеличения грузоподъемности транспортных средств.

– Загид Гаджиевич, один большой вопрос, который напрямую связан с экономикой. По мнению экспертов, деньги в Дагестане есть. Называются самые разные суммы. Но они не используются на развитие республики. Нельзя ли образовать структуры, которые помогли бы в решении вопросов социально-экономического развития Дагестана? Т.е. деньги, которые есть у людей (они, так сказать, хранят их в «чулках»), использовать на развитие Дагестана?

– Самое тяжелое – это поиск инвестиционных проектов с высокой отдачей. Банковская ставка достигла чуть ли не 24-25% в год. Это то, что я читаю в прессе. В этой ситуации должны быть проекты рентабельностью не менее 30-35%. Опять-таки, искать такие программы в кризисный период очень сложно. В глобальной экономике есть такая проблема: деньги есть, но не хватает людей, умеющих ими управлять. А что значит «умеющий управлять деньгами»? Умеющий находить это производство. Скажем, самое выгодное производство – это телекоммуникационная система. Самое большое количество миллиардеров за последние годы появилось именно среди тех, кто занимается этой сферой. Наукоемкое производство приносит самую высокую отдачу.

Нам предстоит искать новые направления, а не замыкаться только на картошке и сыре. Искать новые направления для заводов. Я, например, не слышал, чтобы в Дагестане запустили высокотехнологичное производство по сбору компьютеров или что-то в этом роде. Одним словом, главное – поиск высокоэффективных проектов. В этом я вижу проблему, не в деньгах. Если такие проекты найдутся, я думаю, руководство нашей республики всегда найдет деньги.

– Реформы. Они идут во всех сферах нашей жизни. Очень много об этом говорят. Коснулись они, естественно, и той сферы, которой вы занимаетесь, – дорожного хозяйства и транспорта. Интересно знать, а что мы будем иметь в результате всех этих реформ?

– Нам нужно, по крайней мере, реализовать все достижения науки и техники для управления производством. То же самое должно сделать и Агентство по транспорту и дорожному хозяйству.

В городе Махачкале очевидна перенасыщенность маршрутными такси. Почему нет экономического результата? Маршруты распродали. Руководители предприятий говорят: «Загид Гаджиевич, я в 8 часов должен отправить автобус в Ахты. А у меня там 5 человек, потому что параллельно по этому же маршруту ездят маршрутные такси, другие, третьи». Нужно оптимизировать. Рамазан Гаджимурадович ставит перед нами цель четко и ясно: обеспечьте экономический результат от деятельности дорожного строительства и от транспортной деятельности. Но рынок перенасыщен, нужна инвентаризация. А для этого нужно воспользоваться современными достижениями телекоммуникационной системы. Мы этим занимаемся, и есть надежда, что мы придем к какому-то цивилизованному уровню. На такой маленький рынок нельзя допускать такое большое количество транспорта. Но в то же время есть другой момент: худо-бедно эти люди трудоустроены, они сами позаботились о себе, поэтому важно найти оптимальное равновесие. Над этим мы и работаем.

– Два вопроса. Первый – дорожное хозяйство. В прошлом году Вы говорили, что стоит задача довести асфальт до восьми районных центров.

– Эта задача решается успешно. У нас есть принятый бюджет. Это для нас главный экономический закон. Все, что там написано, мы должны реализовать качественно и в срок. В настоящее время идет активно прокладка асфальта до Кураха. Дорога получается очень хорошего качества. И край там очень хороший, благоприятный. Следующий по плану – Чародинский район. Место очень сложное. Буквально 3 дня назад начали прокладывать там асфальт – 4 км. Следующим идет Гумбетовский район. Тоже места очень сложные. Там проложено почти 9 км асфальтной дороги. Дальше – в сторону сел Цунта, Бежта. 2 км уже сделано, но, думаю, в этом году мы проложим там 12 км и выполним план. Места сложнейшие. Я думаю, на сегодня, если взять всю дорожную отрасль России, более тяжелых условий для прокладывания дорог в стране нет. В этом году у нас по плану 75 км дорог капитального типа. Я думаю, мы это выполним.

Президентом страны Владимиром Путиным поставлена задача в течение 10 лет удвоить объем дорожного строительства. Если в прошлом году введено 15,5 км асфальтобетонного покрытия капитального типа, то в этом году мы планируем 75. И мы идем успешно.

– Следующий вопрос – транспорт. Мы знаем, что было и что мы имеем: огромное количество маршруток, в каком они техническом состоянии, я уже не говорю о культуре обслуживания, кто оказывается за рулем? Тут много всего негативного. Ну, вот в этом году 68 пассажирских автобусов пустили по Махачкале, по маршруту Каспийск – Махачкала, аэропорт, Редукторный поселок, завод Сепараторов. Создается впечатление, что их все-таки не 68, а гораздо меньше. Все ли они работают на линии и какова вообще перспектива? Когда мы получим нормальный пассажирский транспорт в Махачкале и других городах?

– Ситуация такова: автобусы успешно функционируют. Конечно, они не могут быть все на линии. Они же практически работают по 15-16 часов в день. Необходимы профилактика и техническое обслуживание. Поэтому 100% автобусного парка никогда не выходит на линию, есть своя очередность. Для обеспечения деятельности внедрена система ГЛОНАСС, уже видны результаты: стало известно, с каким промежутком и где они останавливаются, серьезно улучшилась дисциплина.

Но с транспортом то же самое, что и с основными средствами дорожного хозяйства. Я недавно обходил автостанции в Махачкале. Средний возраст автобусов – 20 лет. Доступ к автобусам хорошего качества, скажем, европейским, даже китайским, сейчас практически ограничен из-за падения рубля. Единственное, в этом году мы опять приобретаем автобусы российского производства. В стране есть определенные льготы при покупке транспортных средств на газомоторном топливе. Сложности есть, задача непростая.

Вот вы упомянули, что на депозитах у людей есть деньги. Если, скажем, в приемлемых условиях эти деньги можно было вовлекать в оборот, в транспортную отрасль, можно было бы купить хорошее количество качественного транспорта. Но сейчас при существующих процентных ставках никто не согласится вложить финансовые средства на приобретение транспорта.

– Что дальше? Вот этот мост вы построили, показали, что можно в кратчайшие сроки иметь такую рентабельность и работоспособность, приблизиться и даже где-то превзойти наши, скажем, самые лучшие коллективы мостостроителей. Дальше что?

– Я люблю все сравнивать со спортом, спортсменами. Вот у нас появился Али Алиев – посмотрите, сколько людей потянулось в борьбу. Не появляется все одновременно – ни чемпионы, ни производство. Есть определенное стечение обстоятельств. Есть человек, который к цели стремится, есть удачное время. Плюс научный подход. Всегда, когда выдают какую-то новую разработку, обязательно проводят эксперимент, а затем ее распространяют. Аэропортовские дороги, реконструкция аэропорта, и на мосту мы отработали проектное управление в полной мере. А теперь наша задача – распространить на другие объекты методику управления и данную технологию. И мы ее распространяем. Буквально недавно в Красноармейске мы меняли мост длиной около 30 м. Мы дали срок – ровно месяц. 28 числа пригласили ваших коллег, зафиксировали – теперь приезжайте на сдачу моста.

Так и продвинулось распространение опыта, вширь пошло. Рамазан Абдулатипов уделяет большое внимание проектному управлению. На самом деле весь мир таким способом работает. Это даже не чиновники придумали, а бизнесмены – для повышения производительности и прибыли. Но если в других регионах давно над этим работали, то мы это слово с приходом нового Главы Дагестана услышали. Он привнес в республику эту культуру. Очень интересно получается: как студенты только во время экзаменов напрягаются, так и у нас: если руководитель не давит, не ставит амбициозные задачи, мы как бы вразвалочку работаем. Пришел новый руководитель и говорит: «Не устраивает. Вот, посмотрите, аэропортовскую дорогу…». Строили же тихо, спокойно, никому ничто не мешало… Он мне поставил задачу: вот я тебе даю 6 месяцев. До Нового года я должен закончить эту работу.

То есть, если руководитель республики ставит амбициозные задачи, нам, специалистам, другого и не надо. Но чтобы себя считать специалистом, нужно иметь конкретные результаты.

– Хочу задать Вам вопрос, который я задавал ровно год назад. Кто он, Загид Хучбаров? Хозяйственник, управленец, политик, предприниматель, ученый?

– Я за всю свою жизнь не дал себе уйти за границы своей специальности. Иначе успеха не будет. Я инженер, я ученый, в своей специальности я прошел практически все ступеньки. Я абсолютно никакой не политик. Вся моя политика – на строительной площадке. Я этому учу и своих людей тоже. Мы, как инженеры, должны состояться на строительной площадке. Мы, технари, очень уязвимы, мы не подготовлены ко всяким политическим интригам. У нас, инженеров, есть такие четкие рамки, которые называются СНиПы (строительные нормы и правила) и государственные стандарты. Вот наши границы, за которыми мы ни к чему не способны. Я могу в своей отрасли прийти, сказать, принести программу. Он (Абдулатипов) – ученый, он человек, который прошел большую практику, был вице-премьером, был министром в российском правительстве. Он с полуслова понимает, если к нему прийти, принести, сказать: «Рамазан Гаджимурадович, вот на таком уровне Московская область, на таком уровне Москва, а вот Дагестан. Чтобы туда привести, мне нужна вот такая ваша поддержка…». Он безотлагательно эту поддержку оказывает. Я не видел другого руководителя, который так быстро принимает решения. А давать руководителю республики какие-то советы, тем более за рамками своей отрасли, я никогда на это не решаюсь. Просто моего уровня не хватит.

– Загид Гаджиевич, и еще один очень актуальный вопрос, очень сложный, и все-таки я хочу его задать Вам. Коррупция и все, что связано с этим словом.

– Скажем, есть конкретный объект: мост или дорога. Мы объявляем тендер, выигрывает какая-то организация. Я считаю наихудшим исполнить этот проект некачественно. Мы ежегодно ужесточаем контроль за качеством. Я раньше говорил и сейчас повторяю: нам приходится построенные в 60-е годы объекты менять, даже построенные в 90-е годы. Я считаю, мы не можем в каждом поколении строить транспортные сооружения. Вот Европа – стоят же 200 лет назад построенные объекты. Я считаю, строя некачественно, мы обворовываем наших внуков. Если в наших руках вся немецкая техника, почему мы должны плохо укладывать асфальт. Некачественное исполнение – хуже всякого воровства.

– Вы в прошлом году сказали такую фразу, что только за 3-5 лет можно добиться каких-то реальных успехов. Как Вы считаете?

– Мы речь ведем об отрасли. Почему я обозначил именно этот срок? Если бы было небольшое производственное предприятие, я сказал бы полгода-год. 3-5 лет, потому что нужно подготовить кадры, нужно привлечь инвестиции, получить заказы, наработать опыт. Посмотрите, за 2 года что произошло: реконструкция аэропорта (раньше колебание составляло до 15 см), участки дороги в аэропорт и Каспийск. Посмотрите, каких результатов мы достигли за два года. В первый год – вовлечение инвестиций, подготовка производственных мощностей. Основные серьезные мероприятия пойдут на третий год. 4-й, 5-й – уже по инерции, не остановить. Мы создали хорошие мощности, а они уже пробьют себе дорогу.

– Скажите, какие перспективы, какие проекты на ближайший год Вы запланировали себе?

– Сейчас главный проект – это доведение дорог с асфальтобетонным покрытием до районных центров. Из восьми в этом году будут заасфальтированы пять. Остаются в основном вдоль Андийского и Аварского Койсу. Год-два придется над этим работать, а потом станет главной задачей – улучшение сети до районных центров. Возьмем с самого юга. Допустим от ФАД «М-29» до Рутула – три района по дороге. Вы там ездите, видите, в каком состоянии находятся дороги: наверняка лет 20 там ремонта не было. Наш коллектив вынесет программу улучшения состояния сети дорог до районных центров, где уже ранее был уложен асфальт. Поэтому выработаны определенные приоритеты. Если человек, который придет после меня, не сломает эти приоритеты и пойдет по этому пути, он многого достигнет. Ему будет очень легко работать.

– Спасибо Вам за этот диалог, за эту встречу. Мы знаем друг друга достаточно давно. Есть разные эпитеты, которые можно озвучить, когда говоришь с Вами. Вы человек думающий, самое главное для меня: Вы и в советское время, и сейчас являетесь человеком, который созидает, человеком, который умеет работать с людьми. Это очень важно. Спасибо Вам за это.

– Спасибо вам.

Новости раздела