"

Парламентские слушания по исполнению республиканского бюджета в сфере общего образования прошли в Народном Собрании Дагестана

Фото:
1776
5 минут
Комитет Народного Собрания РД по образованию, науке и культуре провел накануне, 14 апреля, парламентские слушания на тему «О ходе исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан на 2016 год в части распределения бюджетных ассигнований в сфере общего образования», сообщили РИА «Дагестан» в информационно-аналитическом отделе Аппарата НС РД.

В них приняли участие депутаты, представители структурных подразделений Администрации Главы и Правительства РД, Аппарата Народного Собрания РД, министерств образования и науки, финансов РД, Счетной палаты РД, Общественной палаты РД, муниципальных образований, руководители общеобразовательных учреждений.

Открывая слушания, председатель Комитета Абдухалим Мачаев отметил, что руководство страны и республики уделяет большое внимание повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений и вопросам обеспечения качества образования.

«В Дагестане успешно реализуется приоритетный проект развития “Человеческий капитал”, строятся школы и дошкольные образовательные учреждения, но, несмотря на прилагаемые усилия, школ и детских садов не хватает.

Материальная база многих из них оставляет желать лучшего, некоторые работают в две, а то и в три смены, требуют капитального ремонта, не хватает учебников, компьютеров и другого оборудования. За последние годы построены детские дошкольные учреждения и создано более 26 тысяч мест, но более 22 тысяч детей стоят в очереди», – отметил Абдухалим Мачаев.  

Начальник управления министерства образования и науки РД Темирхан Халилов рассказал о проблемах, стоящих перед общим образованием.

По его словам, в республике работают 772 общеобразовательных учреждения, где обучаются 374 тысячи детей.

Несмотря на то, что почти все субъекты РФ (кроме Дагестана и Калмыкии) перешли на новую методику нормативного финансирования образовательных учреждений, в республике до сих пор используется методика подушевого финансирования, принятая в 2008 году, не отвечающая современным требованиям, вследствие чего наблюдается дисбаланс между образовательными учреждениями. Новая методика нормативного финансирования, привязанная к средней заработной плате по республике, уже разработана министерством и представлена в Правительство РД, есть надежда, что к сентябрю текущего года она будет принята.

Тяжело реализуется в республике и стандарт дополнительного образования. По государственному образовательному стандарту, определенному Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в учебную программу нужно вводить 7-8 часов дополнительного образования (робототехника, компьютерное обучение), но из-за недостаточного финансирования (необходимо 52 млн рублей) эта норма не реализуется.

Проблемой остается и обеспечение школ учебниками. Заложенных в бюджет 70 млн рублей не хватает. В 2016 году планируется обеспечит учебниками 1, 2 и 6-е классы, а учебники 3 и 4-х классов остаются под вопросом.

Следующая проблема касается школьного питания. В бюджете предусмотрены 133 рубля на питание в школах – интернатах и детских домах и 12 рублей 80 копеек на горячий обед в начальных классах. При резком повышении цен на продукты этих средств недостаточно, чтобы обеспечить детей полноценным питанием.

Поставлена также задача подключить в 2016 году все школы республики к сети интернет. Но и это требование из-за ограниченности средств не реализуется.

Первый заместитель министра финансов РД Темирлан Расулов в своем выступлении отметил, что проблемы с недофинансированием в сфере образования имеют место, и признал несовершенство методики субвенций в сферу образования: усилия республиканского бюджета в период кризиса и жесткой экономии направлены на выполнение обязательств по выплате заработной платы педагогам, на завершение строительства начатых школ и детских дошкольных учреждений. Правительство работает над тем, чтобы повысить финансирование на питание, и это будет происходить поэтапно, начиная с детских домов и школ-интернатов. Он призвал всем заинтересованным структурам совместно находить пути решения имеющихся проблем.

В свою очередь Абдухалим Мачаев заметил, что в республике всего в детских домах содержится 108 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и им необходимо создавать достойные условия содержания и питания, чтобы не повторилась нашумевшая ситуация с интернатом для умственно отсталых детей «Забота». Нормативы по заработной плате, особенно в дошкольных образовательных учреждениях, не выполняются, а школ и детских садиков, несмотря на их строительство, катастрофически не хватает.

Депутат считает, что нужно ставить задачи и решать их, а не ссылаться на отсутствие средств и условий. Одним из путей решения проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях могли бы стать группы временного пребывания, это гораздо дешевле и мобильнее, но на эти цели нужно найти 52 млн рублей в республиканском бюджете.

Аудитор Счетной палаты РД Али Исламов отметил, что надо исходить из того, что бюджет текущего года принят и надо его исполнять. Прежде всего, во исполнение майских указов Президента РФ нужно обеспечить своевременную выплату заработной платы педагогам, устранить диспропорцию финансирования районов, перейти на нормативное финансирование образовательных учреждений и обеспечить целевое и эффективное использование выделенных им средств.

Абдухалим Мачаев предложил Счетной палате при подготовке заключения по исполнению бюджета в анализе исполнения бюджета учитывать высказанные замечания и предложения.

Абдулвагаб Папалашов, представлявший Общественную палату, отметил необходимость профессионального ориентирования школьников и возрождение профессионального образования. Сейчас на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве не хватает специалистов, большинство работники пенсионного возраста. Если так дальше будет продолжаться, скоро некому будет работать, считает он.

Депутат Хазали Мисиев обратил внимание министерств образования и финансов на недопустимое аварийное состояние школы № 11 города Хасавюрта, в которой обучается в два раза больше детей, чем положено. Выйти из положения можно было завершив пристройку к школе № 50, но там строительство заморожено.

Свои мнения высказали также заместитель министра образования и науки Хаджимурад Алиев, начальник управления образования города Каспийска Сулейман Нурмагомедов, начальник управления образования города Избербаша Раисат Гаджиалиева, начальник управления образования Каякентского района Мурад Рашидов, педагог специализированного коррекционного детского дома VIII вида города Каспийска Мурад Курбайтаев.

Подводя итог парламентским слушаниям, председатель Комитета Народного Собрания РД по образованию, науке и культуре Абдухалим Мачаев отметил, что состоялся заинтересованный разговор, который выявил болевые точки в сфере образования, на поднятые проблемы надо обратить внимание и поэтапно решать их. Высказанные предложения, направленные на устранение имеющихся проблем, будут отражены в рекомендациях Правительству РД, министерствам образования и науки, финансов.

Народное Собрание, в частности Комитет, и впредь, во исполнение своих контрольных полномочий, будет отслеживать исполнение бюджета в сфере образования.

Новости раздела