"

В Правительстве Дагестана обсудили ход реализации «майских указов» Главы государства

Фото:
3330
10 минут
Сегодня в Правительстве Дагестана состоялось обсуждение хода реализации «майских указов» Президента России Владимира Путина.

Заседание Правительства РД началось с минуты молчания в память о трагически погибших на прошлой недели депутатах Народного Собрания РД Чупалава Омарова и Мусы Иславова.

Далее кабинет министров приступил к рассмотрению вопросов повестки дня заседания.

С основным докладом по первому вопросу – «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года  «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в Республике Дагестан в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы» выступил министр труда и социального развития РД Малик Баглиев. Он коротко доложил о том, что делается в республике в рамках реализации «майских указов» Главы государства.

По его словам, в первую очередь были утверждены «дорожные карты», предусматривающие повышение средней зарплаты работников отраслей образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения за счет проведения ряда мероприятий.

«В результате принятых мер в 2013 году практически по всем категориям работников, определенных Указом, а по многим и со значительным превышением, обеспечен рост заработной платы до установленных индикативных значений по отношению к прогнозному уровню средней зарплаты по республике, принятому при формировании республиканского бюджета за минувший год в размере свыше 14 . 887 рублей», – сообщил докладчик.

При этом он отметил, что фактический рост зарплаты за прошлый год составил 17 134 рубля и превысил прогнозный уровень на более 15%.
«Это, с одной стороны, положительно характеризует ситуацию с доходами населения республики, – подчеркнул Баглиев, – но, с другой стороны, не  достигли запланированные индикативные значения по педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования и дошкольных образовательных учреждений, работникам учреждений культуры и соцработникам».

Министр заявил, что это, в свою очередь, привело к дефициту средств республиканского бюджета на доведение размера средней заработной платы работников бюджетной сферы до установленных размеров на сумму 1 млрд 200 млн рублей. По его словам, аналогичная ситуация складывается в первом квартале текущего года.

По его словам, для того, чтобы хоть немного улучшить ситуацию и изыскать дополнительные средства на повышение оплаты труда работников и достижения целевых показателей в 2013 году, была проведена определенная оптимизация структуры и штатной численности государственных учреждений образования, культуры и социального обслуживания населения. Глава Минсоцразвития республики при этом подчеркнул, что «однако указанные меры ощутимого эффекта не принесли».

В этой связи он предлагает министерствам и ведомствам республики серьезно подойти к этому делу и в текущем году провести оптимизацию структуры и штатной численности государственных учреждений и реорганизовать неэффективные из них. По его мнению, эти меры позволят привлечь на цели повышения заработной платы работников не менее трети необходимых средств.

В свою очередь, премьер-министр заявил, что и в прошлые годы проводились подобные мероприятия, но серьезных результатов они не принесли, поэтому необходимо более качественно подойти к данному вопросу.

Далее Баглиев сообщил, что одной из проблем при реализации мероприятий «дорожных карт» является наличие межотраслевых и даже внутриотраслевых диспропорций в оплате труда работников. «В результате этого сложилась ситуация, при которой по одной категории работников индикатор по росту заработной платы перевыполнен условно на 10%, а по другой категории не выполнен на те же 10%», – пояснил министр.

Он привел несколько примеров. Так, средняя зарплата преподавателей – мастеров производственного обучения учреждений образования на 6,6% превысила установленное Указом индикативное значение, тогда как его отставание по заработной плате педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составляет 18,3%.

Средняя заработная плата медицинских работников учреждений здравоохранения превышает среднемесячную зарплату медработников учреждений социального обслуживания населения и опережает индикативные значения, предусмотренные в «дорожной карте» более чем на 10%.

С превышением на 16,4% достигнуто индикативное значение по зарплате работников государственных учреждений культуры, а по работникам муниципальных учреждений культуры, напротив, не обеспечено достижение индикатора на 14,4%. Помимо отмеченных диспропорций по росту зарплаты отдельных категорий работников, особое беспокойство вызывает уровень финансовой обеспеченности повышения заработной платы.

Так, потребность в средствах на повышение заработной платы работников на 2014 год, исходя из прогнозного значения средней зарплаты 19 430 рублей, составляет порядка 6,8 млрд рублей, из которых в республиканском бюджете предусмотрено лишь 3,7 млрд рублей, дефицит финансовых средств составляет 3 млрд 100 млн рублей.

По данному вопросу также выступила министр культуры РД Зарема Бутаева. Она сообщила, что средняя зарплата работников учреждений культуры за первый квартал текущего года – на уровне 10 тыс. 378 рублей, что составляет 60,1% от среднереспубликанской зарплаты, а муниципальные учреждения культуры получают и того меньше – в среднем 8 679 рублей, что составляет 50,3%.

«Низкий уровень средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры сложился в результате недостаточности выделяемых средств и непринятия должных мер по доведению средней заработной платы до целевых показателей, предусмотренных муниципальными властями в “дорожной карте”», – пояснила Бутаева.

Далее она отметила, что потребность в средствах на доведение уровня средней зарплаты работников муниципальных учреждений культуры на текущий год определена в объеме 499,9 млн рублей, однако минфином республики на эти цели предусмотрены 221,3 млн рублей. Общий объем недостающих средств в 2014 году на реализацию Указа Президента РФ по учреждениям культуры республики составит 236 млн рублей. «Это с учетом мероприятий по оптимизации штатной численности и по привлечению средств от приносящей доход деятельности в сумме 42,6 млн рублей», – пояснила она.

В этой связи министр предложила при внесении изменений в Закон «О республиканском бюджете РД на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов» предусмотреть дополнительные средства бюджетам муниципальных образований РД для приведения средней зарплаты работников муниципальных учреждений культуры до целевого показателя.

О том, как отразится повышение заработной платы на бюджете республики, сообщила присутствующим в своем докладе министр финансов РД Антонина Идрисова. По ее словам, в условиях ограниченных возможностей бюджета в 2013 году в полной мере предусмотрены средства только на реализацию «майских указов» Президента страны.  

«При этом повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, вначале предусмотренное, в основном, за счет собственных средств (81%), явилось дополнительной нагрузкой на республиканский бюджет и предопределило высокий размер дефицита и соответственно планируемые в значительном объеме заимствования», – пояснила Идрисова.

Она подчеркнула, что благодаря принятым мерам удалось обеспечить достижение установленных Правительством страны индикаторов по всем категориям работников, кроме педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, заработная плата которых составила 10 тыс. 936 рублей.

«Одной из причин невыполнения данного показателя, по информации минобрнауки РД, является наличие в детских дошкольных образовательных учреждениях большого количества педагогических работников без высшего профессионального образования, не имеющих квалификационной категории», – подчеркнула министр.

Идрисова также отметила, что по данным за прошлый год отношение количества учащихся в домах детского творчества, музыкальных школах и других учреждениях внешкольного образования составило более 47% к общему количеству учащихся в общеобразовательных школах республики. По ее словам, только в 10 муниципальных образованиях этот показатель – до 30%, в 14-ти – от 60% до 80%, в 5-ти – от 80 до 100% и выше (Ахтынский, Тляратинский, Бежтинский участок, гг. Дербент и Южно-Сухокумск).

В этой связи Гамидов поручил создать межведомственную группу, куда будут входить  представители минфина РД, минобрнауки РД, службы госфинконтроля РД и т.д. «Это беспредел. Такими темпами у нас денег ни на что не хватит. Необходимо провести инвентаризацию имеющихся домов культуры, музыкальных школ и т.д., посетить каждый из них и проверить: обучается ли там такое количество детей, которое заявлено в документах. Не может быть, чтобы в каком-то районе все дети посещали кружки и дома творчества. Также надо проверить дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают больше детей, чем положено по нормативу. Это же наши дети, надо обеспечить им достойное обучение», – заявил он.  

По второму вопросу – «Об итогах работы ЖКХ Республики Дагестан в осенне-зимний период 2013-2014 годов и задачах по подготовке отрасли к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов» – выступил министр строительства, архитектуры и ЖКХ РД Муса Мусаев.

В своем выступлении он подчеркнул, что в 2013 году органами местного самоуправления и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на подготовку отрасли к работе в отопительный период 2013-2014 годов выделено 2 млрд 74 млн рублей, что на 30 млн рублей больше, чем в 2012 году. За счет указанных средств подготовлено более 6 млн кв.м жилищного фонда, свыше 15 тыс. километров сетей водо-, тепло-, электроснабжения и водоотведения, 421 котельных и 1374 трансформаторных подстанций.

«В результате проведенных мероприятий всеми муниципальными образованиями республики получены паспорта готовности, своевременно начат отопительный период и в целом, с учетом благоприятных погодных условий, обеспечено функционирование объектов коммунального комплекса городов и районов без продолжительных отклонений от технологических режимов», – подчеркнул руководитель ведомства.

Как было доложено, в целом по республике аварийными службами предприятий коммунального комплекса сбои в системах водо-, газо-, электроснабжения устранялись в нормативные сроки, не допуская их перерастание в аварийные или чрезвычайные ситуации.
Вместе с тем, аварии и инциденты на коммунальных объектах приводят к ежегодному росту потерь и нерациональному использованию энергоресурсов. За 2013 год потери тепла составили – 142 тыс. гигакалорий, воды – 38564 тыс. кубических метров.

По мнению министра, основными их причинами послужили: кризисное состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства республики. Неудовлетворительная работа органов местного самоуправления по развитию в сфере ЖКХ принципов государственно-частного партнерства и привлечению в отрасль частных инвестиций.

Для успешной работы всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период руководитель ведомства считает целесообразным сформировать эффективную систему управления объектами коммунальной инфраструктуры, путем поэтапной передачи до 2015 года объектов ЖКХ частным операторам по концессионным соглашениям. Создать условия для развития конкуренции в сфере управления коммунальной инфраструктурой.

Завершить разработку муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и входящих в их состав схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, в увязке с генеральными планами развития территорий в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Обеспечить ежегодную замену не менее 5 процентов изношенных основных фондов и на 2 процента снижение потерь в тепловых, водопроводных и электрических сетях, с последующим улучшением этих показателей. Для дальнейшего недопущения задолженности и обеспечения прозрачности движения денежных потоков при оплате жилищно-коммунальных услуг – внедрить единую систему сбора платежей и их расщепления по поставщикам услуг через ОАО «Единый расчетный информационный центр» Республики Дагестан.

Как сообщил зам. руководителя управления Ростехнадзора Александр Харитонов, на 15 ноября 2013 года были проведены проверки по готовности к прохождению осенне-зимнего периода и выданы паспорта готовности к отопительному периоду 2013-2014 гг. всем 10 городским муниципальным образованиям и 42 районным муниципальным образованиям.

По словам технического директора МРСК СК «Дагэнергосеть» Магомеда Курбанова, проблемным вопросом остается переход населения на электрическое отопление из-за нерегулярного и недостаточного завоза в осенне-зимний период твердого топлива в негазифицированные районы, что приводит к перегрузу электрических сетей и работе их на предельных режимах. Наиболее остро вопрос роста потребления электроэнергии на отопительные цели стоит в горных районах республики, особенно в Ботлихском, Цумадинском, Цунтинском, Тляратинском, Шамильском, Хунзахском и других районах.

Абдусамад Гамидов отметил, что благодаря слаженной работе всех служб удалось избежать серьезных сбоев, аварий и чрезвычайных ситуаций. «Несмотря на это, подготовку к новому отопительному сезону нужно начать уже сегодня», – подчеркнул премьер-министр.

По итогам состоявшегося обсуждения было принято соответствующее постановление Правительства РД, а также утвержден состав Республиканского штаба по подготовке объектов ЖКХ РД к осенне-зимнему периоду на 2014-2015 годы.

Новости раздела