"

Проект республиканского бюджета на 2016 год обсудили на заседании Правительства Дагестана

Фото:
5083
10 минут
Проект республиканского бюджета на 2016 год обсудили сегодня, 14 ноября, на заседании Правительства под председательством главы кабинета министров республики Абдусамада Гамидова.

Основным докладчиком на заседании выступил министр финансов Дагестана Билал Джахбаров. Он отметил, что проект закона о республиканском бюджете на 2016 год подготовлен в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, Закона республики «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан» на один год и не учитывает плановый период.

«В качестве исходных данных при планировании поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет использованы основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Дагестан, представленные министерством экономики и территориального развития. В целях несбалансированности риска использования бюджета использованы показатели, согласно которым объем валового регионального продукта составляет 609 млрд 200 млн рублей, или 102,4 процента к оценке 2015 года, индекс потребительских цен к предыдущему году – 106,2 процента, рост фонда заработной платы – 109,2 процента», – сообщил Джахбаров.

Главный финансист региона напомнил участникам встречи, что формирование бюджета проходит в очень сложных условиях исполнения текущего года, при значительном отставании налоговых платежей от плановых значений, при недостаточности средств на исполнение расходных обязательств и отсутствии в необходимом объеме источников покрытия реального дефицита.

«Следует отметить, что на расходную часть бюджета влияет снижение поступления налоговых платежей, необходимость увеличения расходов на страховые платежи федеральному фонду обязательного медицинского страхования (4 млрд 200 млн рублей), а также окончательные расчеты заработной платы за вторую половину декабря текущего года (2 млрд 100 млн рублей). Проект бюджета на 2016 год в соответствии с базовыми положениями бюджетного законодательства и требованиями Минфина России должен был быть сформирован с профицитом в сумме 2 млрд 800 млн рублей. Представленный проект предусматривает нулевой дефицит. Полагаю, что при таком положении мы найдем понимание в министерстве финансов Российской Федерации, на экспертизу которому представлен рассматриваемый законопроект», – подчеркнул министр.

По мнению Билала Джахбарова, жесткие подходы обусловлены высоким уровнем дотационности бюджета, ограничениями, установленными Бюджетным кодексом, Соглашением с Минфином России и наличием значительного объема государственного долга. «В целом объем консолидированного бюджета Республики Дагестан по доходам определен в сумме 89 млрд 834 млн рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 31 млрд 717 млн рублей. Доходы республиканского бюджета планируются в общей сумме 81 млрд 519 млн рублей или со снижением против уточненного плана текущего года на 6 млрд 189 млн рублей. Прогноз налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в целом, и республиканского бюджета в том числе, рассматривался в администрации Главы и Правительства республики с участием и учетом мнения Управления Федеральной налоговой службы России по республике, Минэкономразвития и Мингосимущества», – проинформировал министр финансов республики.

Вместе с тем, он отметил, что доходы республиканского бюджета по налоговым и неналоговым доходам определены в сумме 23 млрд 403 млн рублей или со снижением против уточненного плана 2015 года на 2 млрд 797 млн рублей (увеличением против ожидаемой оценки на 1 млрд 96 млн рублей). В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы законопроектом предусматривается передача норматива по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 100 процентов с республиканского уровня местным бюджетам.

«В структуре налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 37,9 процента, акцизы (ГСМ и алкоголь) – 22,1 процента, налог на прибыль – 13,7 процента, налог на имущество организаций – 13,5 процента, неналоговые – 2,4 процента. Прогноз налога на прибыль организаций определен в объеме 3 млрд 200 млн рублей и учитывает снижение налогооблагаемой прибыли.

Налог на доходы физических лиц в консолидированный бюджет определен в сумме 12 млрд 860 млн рублей (из них 8 млрд 874 млн рублей – в республиканский бюджет) и учитывает результаты Межведомственной комиссии по определению налогового потенциала муниципальных образований на 2016 год и норматив распределения по уровню бюджетов. Прогноз по акцизам на алкогольную продукцию в сумме 2 млрд 82 млн рублей сформирован исходя из ожидаемых объемов производства и реализации подакцизной продукции, фактических производственных показателей прошлых лет и с учетом ставок, вводимых с 1 января 2016 года (статья 193 Налогового кодекса).

Налог на имущество организаций определен исходя из представленного налоговой службой расчета в сумме 3 млрд 150 млн рублей. Увеличение налога обусловлено федеральным законодательством, предусматривающим поэтапную отмену льгот в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов», – доложил руководитель финансового ведомства.

Кроме того, прогноз по транспортному налогу в объеме 283 млн рублей учитывает количество транспортных средств, по данным налоговой отчетности, и ставки согласно Закону республики о внесении изменений в Закон о транспортном налоге. Объем поступления акцизов в сумме 5 млрд 750 млн рублей доведен Минфином России и определен в расчетах при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в части налогового потенциала. Прогноз акцизов на ГСМ ниже уровня текущего года на 148 млн рублей. В соответствии с бюджетным законодательством доходы от акцизов на ГСМ в размере 10 процентов передаются в местные бюджеты для создания муниципальных дорожных фондов.

Докладчик отметил, что прогноз по неналоговым доходам в сумме 562 млн рублей определен преимущественно по данным Мингосимущества как основного администратора данных доходов, а также учитывает поступления от применения штрафных санкций. Объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов определен в общей сумме 8 млрд 315 млн рублей с учетом результатов работы Межведомственной комиссии по определению налогового потенциала или практически на уровне плана текущего года. Федеральная финансовая помощь предусматривается в объеме 58 млрд 116 млн рублей или меньше уточненного плана текущего года на 3 млрд 392 млн рублей.

«В сравнении с первоначальным планом 2015 года (56 млрд 815 млн рублей) или в сопоставимых условиях межбюджетные трансферты увеличены на 1 млрд 301 млн рублей или 1,5 процента, в том числе: дотации предусмотрены в сумме 47 млрд 84 млн рублей, или больше на 2 млрд 629 млн рублей (5,9%); субвенции соответственно – 6 млрд 980 млн рублей, или больше на 1 млрд 22 млн рублей (17,2%); субсидии – 3 млрд 803 млн рублей, или больше на 164 млн рублей (4,5%); иные межбюджетные трансферты – 249 млн рублей, или меньше на 1,8 млрд рублей. Существенное снижение объясняется тем, что планируемая сумма не учитывает средства федерального бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности и безвозмездные поступления от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ», – пояснил выступающий.

Министр финансов заметил, что бюджет на 2016 год также сохраняет «программный» формат по аналогии с проектом федерального бюджета, с классификацией расходов по государственным программам и подпрограммам. «При формировании расходной части бюджета с большинством главных распорядителей бюджетных средств была организована работа по рассмотрению и возможному согласованию доведенных проектировок. Бюджетные заявки министерств и ведомств детально проработаны и обсуждены с участием их представителей. Исходя из возможностей республиканского бюджета, по многим позициям предложения были учтены. Прежде чем представить информацию о расходной части проекта республиканского бюджета, хотел бы отметить некоторые обстоятельства, которые отрицательно влияют на планирование расходных обязательств. Необходимо принять во внимание, что республиканский бюджет на 2015 год был утвержден с дефицитом в сумме 1 млрд 930 млн рублей. В проекте бюджета на 2016 год такая возможность исключена – предусмотрен «нулевой» дефицит. Это является вынужденной мерой и обусловлено необходимостью погашения долговых обязательств республики», – констатировал Джахбаров.

В результате, по его словам, расходы консолидированного бюджета определены в пределах доходов – в объеме 89 млрд 834 млн против 91 млрд 31 млн рублей – в сопоставимых условиях 2015 года. Соответственно, расходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме 81 млрд 519 млн против 83 млрд 413 млн рублей в 2015 году, или с уменьшением на 1 млрд 894 млн рублей.

«Формирование расходной части осуществлялось исходя из необходимости обеспечения в первую очередь социально значимых и иных первоочередных расходных обязательств.
Только на зарплату с начислениями по консолидированному бюджету, с учетом передаваемых средств местным бюджетам предусмотрено 38 млрд 735 млн рублей, что составляет 43,1 процента в общей сумме консолидированных расходов. Проект бюджета учитывает сокращение практически по всем направлениям расходов, в том числе вследствие проводимых мероприятий по оптимизации сети и бюджетных расходов, за исключением выплат льготной категории граждан. На социальную поддержку и субсидии соответствующим категориям граждан предусматривается 4 млрд 293 млн рублей, детские пособия – 764 млн рублей.

Расходы на содержание органов госвласти определены в режиме жесткой экономии средств от базовых бюджетных расходов 2015 года, с корректировкой на коммунальные услуги, связь, аренду, исходя из уточненных назначений, командировочные, представительские, канцелярские, хозяйственные и, конечно, с учетом планируемого сокращения численности работников», – сообщил министр.

Как отметил Билал Джахбаров, на развитие сельского хозяйства и содержание учреждений отрасли предусмотрено 2 млрд 801 млн, в том числе субсидии из федерального бюджета – 1 млрд 876 млн рублей, софинансирование из республиканского бюджета – 98 млн рублей. Формирование объема межбюджетных трансфертов осуществлено на основе подходов, выдержанных в соответствии с федеральным законом о бюджете на 2016 год. В базе расчетов социально значимые расходы предусматриваются на уровне 2015 года. Объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных образований, в целом составляет 27 млрд 364 млн рублей. В том числе трансферты общего характера определены в сумме 6 млрд 433 млн. Финансирование Республиканской инвестиционной программы предусмотрено в сумме 3 млрд 93 млн рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 1 млрд 750 млн рублей. На дорожное хозяйство направляется 6 млрд 57 млн рублей.

«Верхний предел государственного долга РД на 1 января 2017 года установлен в сумме 16 млрд 831 млн рублей. На обслуживание государственного внутреннего долга предусматриваются средства в сумме 226 млн рублей. Сложное исполнение бюджета республики в текущем году также влияет на реальные финансовые возможности в 2016 году, что усматривается из представленного проекта закона о бюджете», – резюмировал глава Минфина региона.

Заместитель председателя Правительства – министр экономики и территориального развития Республики Дагестан Раюдин Юсуфов проинформировал участников заседания о проекте Республиканской инвестиционной программы на 2016 год. «На реализацию Республиканской инвестиционной программы из бюджета предусмотрено всего 3 млрд 52 млн рублей, из них 1 млрд 742 млн рублей – средства федерального бюджета, 1 млрд 302 млн рублей – из республиканского бюджета, с учетом недоиспользованных наших обязательств. Программа формировалась в условиях режима жесткой бюджетной экономии. Как следствие, в ней не представлены 33 муниципальных района и 5 городских округов. Также в 2016 году по-прежнему более 140 объектов незавершенного строительства остаются без финансирования», – подчеркнул Юсуфов.

Комментируя озвученную информацию, премьер-министр Абдусамад Гамидов, в частности, напомнил, что, согласно поручению Президента России, до 2018 года должна быть продолжена работа по благоустройству Дербента. «В первоочередном порядке должны быть завершены такие объекты, как очистные сооружения, набережная и общеобразовательная школа №15», – указал глава кабинета министров.

Кроме того, Гамидов заявил, что до 2018 года необходимо решить проблему с трехсменным обучением детей: «В настоящее время в Дагестане значится 17 школ с трехсменным режимом обучения, в том числе по городам Махачкале и Каспийску нужно добиться того, чтобы все школы работали в 1-2 смены».

Отметим, в обсуждении данного вопроса также приняли участие заместитель руководителя УФНС России по Республике Дагестан Саид Ханбулатов, министр здравоохранения республики Танка Ибрагимов, руководитель Агентства по транспорту и дорожному хозяйству Дагестана Загид Хучбаров.

Со своей стороны, руководитель администрации Главы и Правительства РД Рамазан Алиев, проинформировав о работе Межведомственной комиссии по оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений и численности их работников, сообщил, что благодаря предпринятым мерам выявлены миллиардные размеры неэффективно используемых финансовых средств из республиканского бюджета.

Также была подчеркнута необходимость неукоснительного исполнения Постановления Правительства РД от 31 марта 2010 г. №80 «Об утверждении нормативных требований по формированию структуры центральных аппаратов органов исполнительной власти Республики Дагестан», согласно которому руководители органов исполнительной власти обязаны привести указанные структуры в соответствие с установленными требованиями. «Расходов по сверхлимитной численности не должно быть», – озвучил принципиальную позицию Рамазан Алиев.

В целях жесткой экономии аппараты министерств и ведомств будут переведены в помещения, находящиеся в республиканской собственности, что не требует арендной платы. Такие же меры будут предприняты и в отношении подведомственных учреждений и организаций, где ежегодно расходуются значительные финансовые средства за аренду помещений. «В будущем году будут оптимизированы и эти расходы», – заверил Рамазан Алиев, отметив, что работа межведомственной комиссии будет продолжена.

В заключение председатель Правительства Республики Дагестан акцентировал внимание присутствующих на вопросах участия Дагестана в отраслевых федеральных программах, напомнив, что эти вопросы должны быть решены до окончательного утверждения бюджета. «Благодаря реализуемым федеральным программам у нас есть возможность привлечь в республику дополнительные финансовые средства, за счет которых можно решить важные задачи по линии агропромышленного комплекса, промышленности, социального развития, дорожного хозяйства и так далее», – резюмировал Абдусамад Гамидов.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела