"

Руслан Абдуллатипов: «Авиационные виды спорта имеют право на существование»

Фото:
4789
8 минут

На одном из заседаний Антитеррористической комиссии Республики Дагестан в прошлом году в числе прочих предложений был рассмотрен вопрос о создании патриотически ориентированных детско-юношеских клубов по интересам, способствующих самореализации и развитию творческого и спортивного потенциала личности. Спустя некоторое время такие клубы были созданы. С недавних пор в республике начали функционировать ДЮСШ по авиационным и водным видам спорта. С директором одной из таких школ Русланом Абдуллатиповым, а именно по авиационным видам спорта, побеседовал корреспондент РИА «Дагестан».

– Расскажите о том, как создавалась ДЮСШ по авиационным видам спорта «Полет»?

– Первый шаг к созданию школы был сделан 3 июля 2013 года. Тогда на заседании антитеррористической комиссии под председательством Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова им было вынесено постановление: в срок до 1 сентября 2013 года рассмотреть вопрос о создании патриотически ориентированных детско-юношеских клубов по интересам, способствующих самореализации и развитию творчества и спортивного потенциала личности. В бюджет республики были заложены средства для развития этого направления. В соответствии с постановлением были открыты яхтенный клуб на озере Ак-Гель, клуб парашютистов, клуб картингистов, клуб любителей народного творчества, ну и много прочих общественных организаций. Главой города Махачкалы, тогда еще Муртазали Рабадановым, совместно с городским Комитетом по спорту, туризму и делам молодежи были открыты детско-юношеские спортивные школы – по водным видам спорта «Каспий» и авиационным – «Полет», а также стал функционировать спортивно-физкультурный клуб по месту жительства «Старт».

– С какого возраста дети могут записаться в вашу школу?

– В модельные кружки мы можем набирать детей с 10 лет. В парашютные кружки мы также можем набирать детей с 10 лет, но по авиационным нормативным документам дети могут начинать прыгать только с 14 лет и то с разрешения родителей. На базе нашей ДЮСШ по авиационным видам спорта будут сформированы три группы детей по трем разным направлениям: парашютный, самолетный и авиамодельный спорт.

– Ни для кого не секрет, авиация, парашютный спорт – это очень дорогие виды спорта. Насколько будет доступным обучение для детей в материальном плане?

Действительно, наши виды спорта – достаточно дорогие, требующие значительных финансовых затрат. За любую вещь нужно платить – прыжки, парашюты… Парашюты стоят сейчас от 2 тысяч рублей. Но это не имеет никакого отношения к обучению. В нашей школе оно будет абсолютно бесплатным. Для занятий авиационными видами спорта нужны самолеты, парашютная техника. Пока мы используем инвентарь, который имеется на базе авиационного клуба ДОСААФ, но имущество тоже имеет свой ресурс, через год-два изнашивается и может стать негодным для эксплуатации. Оно тоже выходит из строя, и надо приобретать новую технику. У нас заложены финансы в этом году на приобретение аэродинамической трубы. С помощью нее мы сможем отрабатывать элементы свободного падения на земле, даже выделено специально место на территории озера Ак-Гель.

Есть, конечно, определенные финансовые трудности, поскольку наши виды спорта – не олимпийские, соответственно, финансируется по остаточному принципу. Но мы находим понимание со стороны городских и республиканских властей. И.о. главы Махачкалы Магомед Сулейманов всячески поддерживает нас в наших начинаниях. Ну и Глава республики, по инициативе которого и создана школа, не оставит нас без внимания, поскольку понимает, что развитие авиационных видов спорта является приоритетным. А в остальном мы приложим свои усилия и будем работать с детьми.

– Существуют ли какие-то особенные критерии отбора детей по медицинским показаниям, физическим данным?

– На самом деле критерии самые простые, ничего нового еще не придумано. Дети проходят медосмотр, специальное собеседование, у школы есть свои врач и психолог, которые проводят соответствующую работу с учениками.

Перечень документов для поступления в школу у нас есть, функционирует сайт ДЮСШ «Полет», где можно найти всю необходимую об этом информацию. Так что любой желающий в возрасте от 10 до 18 лет может прийти к нам, мы его обязательно научим «летать» и не только…

– Работать с детьми будут квалифицированные специалисты?

– А как же, наш штат специалистов – грамотные и квалифицированные тренеры-преподаватели, прошедшие курсы повышения квалификации.

Должен признаться, что сегодня парашютный спорт столкнулся с проблемой, когда нужно заменить тех специалистов, которые свое «отработали». То есть хорошие специалисты есть, но их не так много практически не осталось. В большинстве своем это люди, которым должна уже прийти смена.

– Раньше было по-другому?

– Конечно. На базе ДОСААФ вот уже долгое время существует авиационный клуб, основанный в 1933 году. По всей России функционирует всего 6 аналогичных клубов. Всего лишь! И мы в их числе. Такое количество клубов – как капля в море. Хотя в 2004 году в стране была принята специальная программа по созданию этих клубов, подписанная Владимиром Путиным.

Возвращаясь к нашему клубу, с момента его возникновения, хочется отметить тот факт, что его воспитанники выступали за сборные команды СССР, по сей день выступают за команды России. Славные у нас в республике традиции авиамодельного и парашютного спорта. Наш прославленный летчик, мастер спорта международного класса Муслим Гасанов является абсолютным чемпионом Европы, абсолютным чемпионом Советского Союза, рекордсменом мира в некоторых программах. Нет до сих пор людей, равных ему, которые превзошли бы его достижения. Свой колоссальный опыт он постарается передать ученикам школы «Полет». Гасанов является заместителем директора ДЮСШ «Полет» и будет заниматься обучением детей по самолетному направлению.

Сколько в нашей школе воспитано парашютистов, летчиков, Героев Советского Союза – об этом нельзя забывать, это история. Как говорится, кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того будущее выстрелит из пушки. Очень много новостей мы слышим о том, что нанимают летчиков из заграницы, хотя в нашей стране их немало, особенно в Дагестане. Как много летчиков было воспитано в Дагестане, уйдет очень много времени, если перечислять имена.

– Расскажите о дальнейших планах школы, какие задачи ставите перед коллективом?

– Конечно, определенные планы намечены, но сказать, что в этом году мы сделаем то, в следующем это, мы не можем. В авиационном виде спорта это практически невозможные вещи. Все зависит от того, как дети будут усваивать материал. Потому что, если десятилетиями разрушать, а потом за один год все восстановить - не получится. Нужно подождать определенное время. Это как посадить дерево. Нужно ждать, прежде чем оно вырастет, окультуривать, поливать. Первый результат можно ожидать не раньше, чем через года два-три. Мы хотим воспитывать своих спортсменов, закладывать в них накопленный опыт, чтобы они в дальнейшем его сумели передать последующим поколениям.

Я думаю, пройдет некоторое время, и воспитанники нашей школы будут известны, а главное – востребованы не только у нас в стране, но и в мире. Планов у нас очень много, и если удастся воплотить в реальность хотя бы частичку, мы будем уверены, что не зря прожили эту жизнь.

– Немного отойдя от темы: за свою жизнь Вы наверняка совершили не одну сотню прыжков. Поделитесь впечатлениями о самом первом.

– Мой первый прыжок состоялся 14 января 1981 года, как сейчас помню этот день. Непередаваемые ощущения. Конечно, присутствовало волнение, это обычное явление у новичков. Но, уже оказавшись в небе, я позабыл о своих страхах, волнении, говоря одним словом – испытал восторг. Скажу еще, что примером для меня всегда был старший брат, я пошел по его стопам.

– Какова максимальная высота, с которой Вы прыгали?

– Ну, шесть тысяч метров будет.

– Какую скорость можно развивать в полете?

– Разгоночная скорость – от 35 м/с. Можно разогнаться до 250-300 км/ч. Это все зависит от того, с какой высоты прыгаешь и какой разгон. «Перворазники» совершают прыжки с высоты 800 метров. У них система «Прямой транзит» – она абсолютно безопасна и надежна, что обеспечивает парашютисту гарантию удачного приземления. Парашют у новичков раскрывается спустя три секунды после прыжка, поэтому особых нагрузок они не испытывают.

– Если человек хочет первый раз прыгнуть, сколько времени с ним будут работать?

– Есть прогрессивный метод обучения: в течение 2-3 часов мы готовим человека для совершения прыжка. Мы объясняем ему его действия в самолете, действия после раскрытия парашюта, действия в момент до и после приземления. Этот человек проходит медосмотр у врача, заполняет специальную анкету. Решившихся на первый прыжок обычно называют «падальщиками».

- А кто, мужчины или женщины больше отдает предпочтение парашютным видам спорта?

– В декабре прошлого года мы набирали людей. В процентном соотношении – 70 на 30 – девчат было больше, чем мужчин. По-разному бывает.

– Экстремальные ситуации в Вашей практике случались?

– Очень редко случается отказ парашюта, но для этого есть запасной парашют, который раскрывается. Всегда есть моменты, независящие от тебя. Непредвиденные ситуации случаются, но для этого есть мы – тренеры, которые должны разъяснить людям, что делать, как вести себя, оказавшись в таком положении.

У «перворазников» основной парашют надежный, как автомат Калашникова, запасной парашют такой же, и еще на запасном парашюте имеется страхующий прибор: если вы не привели в действия парашют по каким-либо обстоятельствам, то прибор подает сигнал и запасной парашют раскрывается.

Но я вам скажу, что парашютизм как вид спорта находится на 70 месте по травматизму. Футбол и легкая атлетика, например, намного травмоопаснее.

Новости раздела