"

Тренер Хизбула Магомедов: «Внимание необходимо уделять не только единоборствам, но и гимнастике»

Фото:
2211
6 минут

«Упор! Присед! Упор лёжа! Так, а теперь делаем бабочку, машем, машем, жмем на колени!» – раздавалось на тренировке по спортивной гимнастике в зале махачкалинской детско-юношеской спортивной школы № 3, когда я пришел на интервью. Два ряда мальчишек, одетых в строгую форму «белый верх, черный низ», выполняющих команды тренера кто на что горазд, похожих на маленьких солдат, состоящих на службе у спорта. Кто знает, может среди этих прытких непосед занимается будущий олимпийский чемпион. Но, как оказалось из разговора с тренером-преподавателем Хизбулой Магомедовым, этим радужным размышлениям вряд ли предстоит претвориться в жизнь.

– Хизбула Магомедович, как вы пришли в гимнастику? Расскажите о своих достижениях как спортсмена.

– Я занимался гимнастикой с 1968 по 1972 год. У меня были хорошие тренера, до сих пор работают в Дагестанском государственном педагогическом университете, например, Камиль Магомедович Мунчаев, первый в Дагестане мастер спорта СССР по спортивной гимнастике. Я в то время был кандидатом в мастера спорта, но из-за травмы не смог дальше продолжить, и с 1972 года начал тренировать.

 – В Дагестане были выдающиеся гимнасты?

– В 70-е годы мы стали выезжать на серьезные соревнования, турниры. Тогда на союзные мы не попадали, только на зональные – отборочные турниры перед главным соревнованием, на которых определялся уровень профессионального мастерства спортсмена. Все же гимнастика у нас была не на таком высоком уровне, условия были средние. Сейчас с условиями еще хуже. Считаю, что виной этому стала перестройка. До этого времени мы ездили со своими группами на зональные чемпионаты школьников. Всегда занимали либо первые, либо средние места, но последними никогда не были. Собиралось 11-12 команд. Впереди нас обычно были Ростов, Чечня, Ставрополь. Что касается «личников», в 1977 году мы заняли три призовых места на молодёжном чемпионате в Орле.

До этого у меня был сильный мальчик, в 1975 году выступал на зональном чемпионате школьников. С ним получилась запутанная история. По ошибке судей он попал в финал, ему не хватало до выхода 4/10 балла. Но в финале с первого же снаряда начал лидировать. Это был первый спортсмен из Дагестана, который сделал вращение прямым телом, и он занял первое место. Потом последовал протест от ростовских. Я подходил к ним, спрашивал: «Зачем? Пусть выступает». А они: «Нет, не будет он выступать». Меня позвал главный судья, говорит, снимай, ошибка получилась. Я говорю: «Почему? Он же достойно выступил в финале, эта была ошибка судей». Пришлось снять с соревнований.

Это время было подъема гимнастики, потом пришла перестройка, в 1991 году все разъехались. Правда, в 1992 году еще двое оставались – братья Ибрагим и Рамазан Мусалаевы. Ибрагим ушел из спорта, а Рамазан выступал еще по России, выполнил норматив мастера спорта. В 1993 году в Ярославле ошарашил всех, сделав безукоризненно очень сложные элементы на разминке. Но на самих соревнованиях, видимо, переволновался и занял второе место. Вот такие были моменты.

Потом гимнастика начала потихоньку спадать. Нас перекинули сюда. До этого мы занимались в здании на углу улиц Оскара и Левоневского, сейчас там шиитская мечеть. Условия были ужасные. Доходило до того, что ребята ударялись об стену, делая прыжок, потому что не хватало дистанции для разбега, ведь при прыжке через коня дальность полета бывает очень сильной. Пришлось вешать на стену борцовский мат. В наши времена у нас хотя бы батут был в зале, а тут нет. Конечно, ведь сейчас больше внимания уделяется единоборствам.

– Вы говорите о мальчиках. А что насчет женской гимнастики?

– Женскую спортивную гимнастику давно закрыли, потому что результатов особых не было.

 – Неужели сейчас с гимнастикой всё настолько плохо?

– Да, очень плохо. Ко мне подходят родители, говорят, мы не знаем, что такое гимнастика, и мне приходится им объяснять, показывать, чем будут заниматься их мальчики. Потом эти родители прямо в лицо мне говорят: «Пусть он у тебя 2-3 года позанимается, потом мы его в хороший вид спорта отдадим». Обидно это слышать. А что гимнастика плохой вид спорта? Вот такой у нас менталитет. Еще такая ситуация. Здешние дзюдоисты и борцы специально подсылают своих учеников, чтобы те подговаривали ребят перейти к ним. Мы принимаем детей с 6 лет, максимум они остаются у нас до 10 лет, потом уходят в другие виды спорта. Вот я и подготавливаю ребят с перспективой на борьбу, даю начальную гимнастическую подготовку. Но если примечаю особенно талантливого парнишку, хорошо его подготавливаю и отправляю в Ростов. Там в спортивной школе-интернате уже отучились несколько моих учеников, сдали на мастера спорта.

– По каким критериям отбираются дети? Или всех подряд берете?

– Всех подряд нельзя брать, потому что у нас тренеров мало по гимнастике, со мной – три. По крайней мере, в нашей школе. Потому что из муниципальных школ, где преподается гимнастика, – только наша. Ну где-то есть платные группы, я слышу об этом. Сейчас гимнастические залы сокращают, делают из них еще и зал для борьбы, дзюдо. У нас была перекладина тут, ее убрали, постелили мат для единоборств.

– Что и кому нужно сделать чтобы ситуация переменилась в лучшую сторону? Приблизительно сколько средств необходимо для организации работы, на развитие материально-технической базы, оборудование и инвентарь, проведение соревнований?

 – Чтобы предоставить качественные условия, средств нужно немало. Но для нас хватило бы элементарно приобрести батут, перекладины, спортивные снаряды, хотя бы по минимуму. Начальники нам говорят, что сначала нужно себя проявить, показать, чтобы были хорошие спортсмены. Я же считаю, что сначала нужно создать условия, чтобы ребенок проявил себя. Он не должен ничего бояться. Например, сорвался, упал. Он должен упасть на батут, чтобы ничего не почувствовал, и дальше спокойно тренироваться.

 – То есть, они не сделают ничего, пока не будет каких-то результатов по этому виду спорта? Какой-то замкнутый круг получается.

– Да, так и есть. Да и дети сейчас невоспитанные, недисциплинированные. Были случаи, когда говорил ребенку, повтори то, что мы делали вчера. Не может повторить. Расхлябанные ребята, родители не следят. Например, привела мне одна женщина своих детей в сентябре. Они стали пропускать занятия, появились только через три месяца. Я их перестал пускать, они дошли до министра спорта. До любых министров доходят. Оттуда звонят сюда, директору, мол, почему не принимаете. Им объяснили. Через некоторое время эта ситуация повторилась. С нынешними детьми тяжело. Я из сил выбиваюсь, не могу собрать их. Несмотря на это, запрещают делать замечания, повышать голос.

– Какой совет дадите родителям, которые решили, что их ребёнок будет заниматься гимнастикой?

– Как я уже сказал, родители изначально прививают ребенку неверное представление о гимнастике, как о нехорошем виде спорта. Не нужно этих разговоров, ребенок ведь впитывает все как губка. Нужно показать ему, рассказать, что гимнастика ничем не хуже остальных видов спорта, а может даже лучше. Ну и чтобы должное внимание уделяли воспитанию, очень разбалованные сейчас дети, нет дисциплины.

 – Дорогое ли это увлечение, сколько в среднем стоят занятия, и что родителям необходимо приобрести для полноценного обучения?

– У нас муниципальная спортивная школа и наши дети занимаются бесплатно.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела