"

В Школе гражданской журналистики новички могут узнать все тонкости профессии

Фото:
2209
6 минут

Проект «Школа гражданской журналистики» реализуется в Дагестане. В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» руководитель школы Маржана Омарова рассказала о проекте.

- Аббревиатура «ШГЖ» стала знакомой уже многим пользователям интернет-ресурсов. Расскажите нашим читателям, что же это такое «гражданская журналистика»?

- Если говорить о мировой практике, термин «гражданская журналистика» имеет 2 значения: непрофессиональная журналистика и журналистика, нацеленная на решение социальных проблем. По мере реализации проекта я увидела в этом словосочетании синтез двух смыслов: непрофессиональные журналисты, решающие социальные проблемы общества силой пера и верно сложенных букв.

- Когда у Вас появилась идея создания школы?

- Идея запустить курсы журналистики родилась давно. В конце марта, благодаря Росмолодежи, на площадке проекта «Дагестанский гражданский университет» при помощи «Ассамблеи развития гражданского общества» будет реализован проект «Школа гражданской журналистики». В его рамках известные медиаперсоны федерального уровня проведут семинары для начинающих журналистов со всего Северного Кавказа. А пока ждем этих знаменательных событий, терять времени зря не хотелось… Курсы стали точкой старта. Кстати, за помощь в организации спасибо моим друзьям и ГКУ РД «Информационно-аналитический центр».

- По каким критериям проходил набор на курсы?

- Журналистика – открытая профессия, поэтому на курсы были приняты люди, которым она интересна, но тратить годы на получение второго образования считают нецелесообразным. В итоге у нас не только плюрализм мнений, но и разношерстная группа: среди наших курсантов физики и психологи, математики и филологи, работающие и студенты. Все слушатели заполняли анкеты, содержание которых позволило понять их мотивы. Тех, кто уже учится на отделении журналистики или работает в СМИ, я всячески отговаривала, так как, повторюсь, мы искали новичков.

- Вспоминаю фразу, которую часто говорили нам преподаватели в вузе: «Лекция дает только 30% знаний, остальные 70% вы должны найти сами». А как происходило обучение на курсах?

- На курсах не было строгой академичности и официоза. Практические задания в игровой форме, просмотр тематических фильмов или роликов, кофе-брейк, непринужденная обстановка – всё это раскрыло и сплотило ребят. Принуждения в обучении быть не должно, по-моему, никогда. Занятия были, скорее, похожи на тренинги и семинары. Ребята практиковали друг на друге словесное айкидо, предлагали свои идеи, поглощенные образовательным процессом, задерживались до 9-10 часов ночи, по сей день получают индивидуальные задания и публикуются в СМИ.

- Каково было содержание образовательного курса школы?

- Я старалась включить в программу такие темы, которые будут полезны и легки для восприятия. История и основные жанры журналистики, методы журналистского творчества, правовые основы журналистики, спортивная журналистика, индивидуальные информационные фильтры человека, прямой эфир информационно-новостной программы, творческий путь журналистов Леонида Парфёнова, Владимира Познера, специфика развлекательного телевидения – эти и многие другие вопросы мы обсудили на занятиях в ШГЖ. Приятно, что инициативу поддержали именитые журналисты республики, которые нашли время пообщаться с нами.

- С кем именно познакомились ребята?

- У нас в гостях побывали известный журналист Алик Абдулгамидов, экс-главный редактор еженедельника «Черновик» Биякай Магомедов, автор проекта «Был такой город» Светлана Анохина, ведущая программы «Вести-Дагестан» Ульяна Багатаева, пресс-секретарь министерства труда и социального развития РД Магомед Курбанов, психолог Сабина Курбанова и молодые журналисты, которые имеют опыт и профильное образование. Они рассказали слушателям ШГЖ обо всех тонкостях профессии, ответили на вопросы и подбодрили напутствием.

- Какие качества, на Ваш взгляд, должны быть присущи, а какие можно выработать у гражданского журналиста?

- Обостренное чувство справедливости, любознательность, здоровый цинизм, моральная устойчивость – без этих качеств журналист будет «пресным». Ошибочным считаю мнение, что журналист должен быть наглым. В моем понимании журналист – интеллигент, а не «информационная торговка».

А выработать можно (и нужно!) свой стиль, почерк у каждого должен быть свой. Что для этого сделать? Читать и писать! Антон Чехов, Константин Паустовский, Максим Горький, труды советских журналистов – Леонида Плешакова, Анатолия Аграновского, Михаила Кольцова и многих других, стоит также читать материалы федеральных СМИ.

Журналистика – умение разглядеть скрытое, расслышать тихое и правильно передать всё это аудитории.

Вместе с тем, я осознаю, что за 2 месяца слепить фигурку «Универсальный журналист» невозможно, поэтому позиционирую курсы как некий толчок в спину, который направит слушателей по медийной тропе. Если этот путь им понравится, они его продолжат сами, работая над собой, а если нет – вовремя сойдут. Перефразируя Сент-Экзюпери, скажу: «Мы в ответе за тех, кого обучили», однако права выбора еще никто не отменял.

- Вами планируется набор на второй поток, какой опыт Вы извлекли из работы с первым?

- Демократии, определенно, будет меньше, так как она, как правильно отметила одна из воспитанниц Школы, иногда ведет к хаосу. Блин снят со сковороды, на будущее учту ошибки и постараюсь обойти грабли. Порой я не всегда точно рассчитывала время, из-за этого занятия завершались поздно и слушателям курсов тяжело «добиралось» до дома. Также погодные условия помешали осуществить грандиозные планы относительно поездок. Нужно учесть и эти моменты. В следующий раз будет, возможно, рейтинг или система мотивации ребят.

- Какие перспективы открывает прохождение курсов перед выпускниками?

- Весьма радужные, порой даже неожиданные. Есть замечательная фраза «Давайте возможность каждому дню стать лучшим в вашей жизни». Новые возможности открываются перед нами каждый день, расширяя выбор. А возможность выбора вместо поиска, по-моему, и есть то, что отличает хорошего специалиста от «таксебешного». Сейчас мы включены в работу над сайтом mahachkala-life.ru , это на данный момент основная площадка для пробы пера. Иногда обращаются работодатели, ищущие креативных сотрудников. Мне кажется, журналист – ценный кадр, который не девальвируется.

- А с какими-либо конкретными информационными агентствами и другими СМИ налажено сотрудничество? Вы ведь, по сути, «куёте потенциальные кадры» для них…

- Ко мне поступали предложения о «слиянии» или партнерстве как от республиканских (как правило, негосударственных) СМИ, так и от других организаций, направленных на формирование гражданского общества. Но я с осторожностью отношусь к любым вопросам взаимодействия, четко обозначая нашу, невыгодную нынче позицию – независимость. Безответственное инакомыслие, секта, группа «писак» для правительства – нас отчаянно пытались привязать как к органам государственной власти, так и к оппозиции. Я же думаю, что, пройдя занятия в ШГЖ, встречаясь с разными людьми, каждый получает Шанс Гнуть Жизнь.

Приятно, что о нас знают и в других регионах. Буквально на днях мне писали из Кабардино-Балкарской республики, до этого – из Ставропольского края и Москвы.

- А есть ли аналогичные проекты на Северном Кавказе и в России?

- Знаю точно, что одноименные проекты есть в Астрахани и украинском городе Симферополе. О других Школах информацией не располагаю, к сожалению. Есть схожий проект «Портал гражданской журналистики СКФО», в рамках которого проводятся вебинары для начинающих «перодержцев». В отличие от ШГЖ, коллеги обучают не только профессиональным журналистским компетенциям, но и основам редактуры. Проект интересный, образовательная программа портала рассчитана на полгода. Некоторые ребята подали заявки на обучение и сейчас получают более углубленные знания. 

Новости раздела