"

Роль общественных организаций в защите прав потребителей обсудили в Роспотребнадзоре Дагестана

Фото:
1318
3 минуты
Заседание Общественного совета по вопросу «О роли общественных организаций по защите прав потребителей и услуг ЖКХ» прошло в конференц-зале Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан с участием представителей администрации Махачкалы, Государственной жилищной инспекции республики, общественных организаций по защите прав потребителей.

Открывая совещание, начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора Дагестана Мирзебутей Абасов отметил рост числа жалоб на некачественное оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поступающих от населения. С начала года в Управление поступило 520 обращений, из которых больше половины приходится на сферу ЖКХ.

Докладчик также сообщил, что в рамках рассмотрения этих жалоб и проведения проверок выявлены основные нарушения законодательства. Это несвоевременная и некачественная уборка дворовых территорий, лестничных проемов и площадок; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние техподполий; несвоевременный вывоз бытовых отходов; отсутствие размещенной в доступном для потребителей месте информации об исполнителе и предоставляемых им коммунальных услугах, договоров с жильцами на оказание услуг по техобслуживанию домов; необоснованное завышение цен на коммунальные услуги и другие.

Вместе с тем Абасов озвучил информацию министерства юстиции Дагестана, согласно которой в республике зарегистрировано 26 общественных организаций по защите прав потребителей. Всем им предоставлены достаточно широкие полномочия, что позволяет занять прочную позицию в системе защиты прав потребителей. В том числе представители общественных организаций в праве участвовать в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в органы надзора и местного самоуправления информацию о фактах нарушений; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей и т.д.

Общественные организации чаще осуществляют контроль на объектах общественного питания, торговли, оказания бытовых услуг и на объектах по оказанию услуг в жилищно-коммунальной сфере. Однако нередки случаи, когда отдельные общественные организации организуют проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая принципы общественного контроля, положенные в основу ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» или же представляясь сотрудниками Роспотребнадзора.

Абасов напомнил, что представители общественных объединений потребителей при проведении проверочных мероприятий не вправе требовать трудовые договоры, документы об образовании и медицинские книжки работников. Проверка наличия санитарно-эпидемиологических заключений, заключений Госпожнадзора также не входит в их компетенцию, как и обследование помещений на соблюдение санитарных норм и правил и проверки ведения журнала учета контрольных мероприятий. «Представители общественных организаций имеют такие же права, как и потребители», - заключил он.

Представитель Дагестанского регионального общественного движения по защите прав потребителей Айшат Нажалова также отметила большое количество поступающих жалоб, связанных с жилищно-коммунальными услугами. В этой связи она подчеркнула неосведомленность граждан касательно своих прав. «Зачастую потребитель не знает, по чьей вине возникают нарушения порядка представления коммунальных услуг, и кто несет за это ответственность», – сказала она.

«Выбор способа управления в многоквартирных домах - это целиком и полностью выбор самих собственников. Жильцы сами решают, кто будет управлять их домом, и в случае невыполнения данных обязательств они вправе отказаться от ее услуг в любое время и выбрать ту организацию, которую они пожелают. Основная проблема между собственниками и УК заключается в том, что жильцы не требуют отчета о проделанной работе организации, а жалуются лишь тогда, когда приходят огромные счета за коммунальные услуги. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо изначально ответственно подходить к выбору», - сказал начальник лицензирования Государственной жилищной инспекции Магомед Шамхалов.

Завершая работу заседания Общественного совета, Мирзебутей Абасов добавил, что защита интересов потребителей на территории республики может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе, в основе которого должно лежать взаимодействие всех ветвей системы в лице органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела