"

Рейтинг мусульманских общин России

Фото:
1857
4 минуты

Расстановка сил в исламском сообществе России после достаточно долгого периода затишья стала быстро меняться в конце 2016-го – начале 2017 года. Когда-то основных центров влияния в умме было всего два – Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) верховного муфтия Талгата Таджуддина и альянс его оппонентов, который в 1996 году возглавил московский муфтий Равиль Гайнутдин. В 2001 году к ним добавился союз северокавказских мусульман – Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), и почти 10 лет умма была триполярной, что вполне устраивало власти. С конца 2010 года эта схема начала рушиться после появления Всероссийского муфтията, а в 2011 году полностью потеряла актуальность ввиду провозглашения ДУМ Республики Татарстан (ДУМ РТ) полностью самостоятельным муфтиятом. На данный момент в России насчитывается уже семь крупных мусульманских центров влияния, не считая совокупности мелких региональных муфтиятов, которые предпочитают сохранять независимость.

Сегодня в России зарегистрировано 5513 мусульманских организаций, включая 83 централизованные. Реальное число общин заметно выше – не менее 8500, однако подсчитать его непросто ввиду отсутствия четкого критерия общины.

На первое место среди мусульманских центров России по целому ряду параметров вышло ДУМ Дагестана, который в марте текущего года обособился от КЦМСК. Муфтият является явным лидером по числу реально действующих общин, многие из которых созданы за пределами республики, а также по количеству учебных заведений и мощности кадрового резерва. Тысячи дагестанцев смогли получить отличное богословское образование как в России, так и за ее пределами, в связи с чем востребованы в мечетях по всей стране.

Сейчас ДУМД во главе с муфтием Ахмадом Абдуллаевым, являющегося главным суфийским шейхом дагестанцев во всем мире, фактически стало центром федерального уровня.  Общины Духовного управления мусульман Дагестана имеются в большинстве субъектов России. Эти общины, как правило, малоконфликтны, и их лидеры не претендуют на захват власти в региональных уммах, концентрируясь на работе с дагестанцами и распространении суфизма.

Важным признаком присутствия представителей ДУМД в мечетях является газета «Ассалам» – самое тиражное из печатных мусульманских СМИ России.

Общая численность общин ДУМД суммарно составляет около 2800. Из них в пределах Дагестана расположены 2600, а за пределами республики их не менее 200.

По факту ДУМД является мусульманским центром федерального уровня, однако старается не создавать параллельные юрисдикции за пределами Дагестана. 

Второе место по количеству реально действующих общин и первое – по юрлицам занимает ДУМ Татарстана во главе с муфтием Камилем Самигуллиным. На территории Татарстана действует до 1500 мусульманских организаций, включая стратегически важные для системы мусульманского образования России центры – Российский исламский университет в Казани и Болгарскую исламскую академию, которая уже в этом году должна начать свою работу.

На третьей позиции по численности общин располагается старейшая мусульманская структура России – ЦДУМ верховного муфтия Талгата Таджуддина. Несмотря на множественные расколы, преследовавшие его на протяжении последней четверти века, ЦДУМ сохранил солидное количество мечетей и влияние в десятках регионов. Его ядро составляют более чем 500 общин в Башкортостане и еще 600 общин сосредоточено в пяти крупнейших региональных управлениях ЦДУМ – самарском, оренбургском, челябинском, ульяновском и пермском.

Более мелкие региональные муфтияты – удмуртский, астраханский, волгоградский и другие дают более 300 общин, что в сумме составляет примерно 1400 единиц.

С первой позиции на четвертую по влиянию переместился Координационный центр мусульман Северного Кавказа, который сохраняет контроль примерно над 1 тыс. реально действующих общин при 500 зарегистрированных.

Половина из них сосредоточена в Чеченской Республике, муфтият которой официально вернулся в КЦМСК в 2017 году.

На пятой позиции с небольшим отрывом от КЦМСК расположился Совет муфтиев России, который контролирует чуть больше 900 общин. Большая часть из них (свыше 500) сконцентрирована в Башкортостане и подчиняется ДУМ Республики Башкортостан, которое входит в СМР уже во многом формально и вполне может в ближайшее время либо объявить о своей независимости, либо вернуться в состав ЦДУМ. Оставшиеся организации раскиданы по всей стране – от Якутии до Калининграда и от Мурманска до Сочи.

Новички в умме являются Духовное управление мусульман Республики Крым и города Севастополя, которые официально пополнили ряды российских муфтиятов только в 2015 году.

За рамками вышеперечисленных семи полюсов влияния остаются несколько независимых региональных муфтиятов – Тюменский, Барнаульский, Горноалтайский и Иркутский, а также осколки Всероссийского и Объединенного муфтиятов. Суммарно у них не более 200 общин.

Новости раздела