"

Полет на воздушном шаре становится одним из видов активного отдыха для дагестанцев

Фото:
7906
6 минут
Воздушный шар, а точнее аэростат, был первым летательным аппаратом, позволившим человеку оторваться от земли. Они используются для исследования атмосферы, экстремального туризма, спорта, в целях развлечений. Немногие знают, что и в нашей республике есть возможность отправиться в небольшое путешествие на этом летательном аппарате. Первооткрыватель в Дагестане Камал Ибрагимхалилов с детства мечтал о воздушном шаре. Но мечте было суждено осуществиться только в 2012 году, и то благодаря задумке дочери.

«У нашей семьи есть свадебный салон, и мы хотели его интересно прорекламировать. Долго искала в интернете подходящий вариант, и вскоре вышла на сайты с воздушными шарами, на которых можно делать рекламу. На тот момент папа хотел вложить денежные средства в бизнес. Но так как делать рекламу на воздушном шаре было очень дорого, мы решили его купить и сделать рекламу на собственном шаре», – рассказывает дочь Камала Ибрагимхалилова Сабина.

Отец и дочь никому не собирались рассказывать о покупке аэростата, они просто поставили свою семью перед фактом. Как рассказывает мама Камала – Пазилат Ибрагимхалилова, она и не подозревала, куда хочет вложиться ее сын. «Когда он мне сказал, что нас ждет сюрприз, о котором мы даже и не думали, я подумала о путевке в Сочи. Но это оказался воздушный шар и, честно говоря, я была сильно удивлена. Конечно, я бы его отговорила от этой затеи, именно поэтому он мне ничего не сказал. Потом я подумала, раз мой сын купил шар и будет на нем летать, я тоже полечу с ним. Что будет с ним, то и со мной будет», – рассказывает она.

Воздушный шар семья Ибрагимхалиловых приобрела в 2011 году. Первый полет состоялся 30 апреля 2012 года в Кизляре, практически год ушел у предпринимателя на согласование полетов с Росавиацией. Пассажиром Камала и по совместительству первым воздухоплавателем Дагестана стала Пазилат Ибрагимхалилова, которая решилась на это ради своего сына.

«Меня спрашивали: «Неужели вам совсем не страшно и вы будете летать?». На что я отвечала, что буду. И я полетела. Сверху было видно, как люди смотрят, а животные убегают от звука. Представляете, совсем страшно не было. Я не думала, что получу такое удовольствие от полета», – делится впечатлениями о первом полете Пазилат Ибрагимхалилова.

Камал Ибрагимхалилов получил специальность пилота аэростатического аппарата в одном из воздухоплавательных клубов страны. С того момента, как Ибрагимхалилов начал заниматься этим делом, успел поучаствовать в различных спортивных соревнованиях и фестивалях.

«В соревнованиях, прошедших в городе Великие Луки Псковской области, мой экипаж занял шестое место из 35 воздухоплавателей. Также мы каждый год в сентябре собираемся на фестиваль воздушных шаров в Пятигорске, куда приезжают воздухоплаватели из разных регионов. Позапрошлым летом мы заняли третье место. А в одной номинации получили первое место и приз – газовый баллон для воздушного шара. Вообще все упреждения, которые должен выполнить на соревнованиях воздухоплаватель, сводятся к наиболее точному управлению шаром. Например, нужно точно и вовремя подлететь к заданной точке, изменяя скорость и высоту полета воздушного шара. Это очень интересно, тут можно сказать, что главное – не победа, а участие», – объясняет Камал Ибрагимхалилов.

Приобретя воздушное судно, Камал Ибрагимхалилов открыл пока что единственный в республике аэроклуб «Орлан», который осуществляет полеты на воздушном шаре. Так он смог претворить свою детскую мечту в реальность, построить собственный бизнес и привлечь свою семью.

«Мы предоставляем привязные и свободные полеты. В привязном полете аэростат удерживается в воздухе с помощью каната, закрепленного на земле. В таком полете шар можно только поднимать или опускать, используя лебедку (механизм, необходимый для натяжки тросов). Свободные полеты целиком и полностью находятся во власти воздуха. Их навигационные возможности очень ограничены: только набор высоты и спуск. Шар поднимается за счет нагретого внутри воздуха. Нагреваем шар больше – он летит вверх, меньше – он спускается», – рассказывает Ибрагимхалилов.

Многие думают, что свободный полет страшнее привязного. Но это не совсем так. Когда воздушный шар отправляется в свободный полет, он летит с ветром и не качается из стороны в сторону. Когда шар на привязи, его бросает в разные стороны. Поэтому управлять воздушным судном в свободном полете легче, чем в привязном. В привязной полет можно брать детей от 3-х лет, а в свободный берут детей, которые могут самостоятельно стоять и держаться за корзину. Часто бывает, что дети устают и смотрят на город из маленьких окошек в корзине, сидя на полу. Полет нежелателен для беременных, потому что их может попросту укачать. Интересный факт: мужчины боятся полетов больше, чем женщины. Пассажиры расслабляются уже во время полета, когда ветер плавно носит аэростат над землей.

Конечно, пилот должен уметь анализировать, прогнозировать, маневрировать и принимать решение о полете на месте старта. Для этого тоже есть небольшая хитрость. Нужно запустить в воздух гелиевый шар, если он вернется назад, полет переносят на другой день. Если погода летная и есть разрешение диспетчера, можно смело подниматься в небо. Воздушный шар может поднять в воздух 7-8 человек. Росавиация разрешает подниматься на высоту 750 метров. Во время полета пилот находится на прямой связи с диспетчером, который спрашивает, на какой высоте находится борт, дает указания взлетать или садиться. Можно на короткое время запросить подняться на 1 или 1,5 км. Технически на воздушном шаре без кислородных масок можно подниматься на высоту 3 км. С высоты птичьего полета весь город виден как на ладони. Можно отчетливо разглядеть здания, горы и море. После часового полета, а это заявленное время, судно начинают спускать. В течение всего путешествия за шаром следует машина сопровождения. Когда она приезжает на место приземления, экипаж укладывают шар в специальную сумку, разбирает корзину и возвращается назад.

Далеко не каждый отважится на полет на воздушном шаре. И причина зачатую заключена не только в страхе, но и стоимости полета. «Аэростат нам обошелся практически в 2,5 млн рублей. В эту стоимость входит шар, корзина, прицеп, газовый баллон. Привязной полет стоит 450 рублей, а свободный полет – 25 тысяч рублей. Люди интересуются, почему полеты такие дорогие. Даже говорят, что за эти деньги можно полететь в Москву. Дело в том, что ресурс полетов у воздушного шара маленький. После 150-200 часов полета нужно менять оболочку шара, а она стоит 1 млн рублей, плюс учитывается расход газа за каждый полет. Для группы людей полет не будет казаться таким дорогим. Допустим, если взять на борт 5 человек, каждый из них потратит по 5 тысяч рублей. Да, понимаю, это дорого, но оно того стоит», – пояснил Ибрагимхалилов.

После полета – церемония награждения грамотами от «Орлана», а как она проходит, Ибрагимхалиловы решили оставить в секрете.

Полет на воздушном шаре нельзя ни с чем сравнить, это яркое и красочное зрелище, море сильных ощущений, красота и романтика, эмоции и воспоминания не на один год. Главное – не бояться, говорит пилот, и пытаться получить наслаждение от того, что вы парите над землей.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела