"

Около 9000 нарушений законодательства в труде обнаружено Государственной инспекцией труда в РД

Фото:
2987
3 минуты
В ходе проверок в первом полугодии 2013 года государственной инспекцией труда Республики Дагестан обнаружено около 9000 нарушений законодательства в труде. Об этом и других вопросах, связанных с проблемами трудящихся, говорили сегодня в редакции газеты «Дагестанская правда» на пресс-конференции с руководителем Государственной инспекции труда РД Арсеном Булатовым.

Организация, которую возглавляет Арсен Булатов, является государственным органом надзора и контроля, на который возложено обязательство соблюдения законодательства в труде на территории Республики Дагестан.  

Он вкратце рассказал о работе, которая была проделана работниками инспекции за первое полугодие. За это время они провели 1037 проверок, около 20-25% из них были внеплановыми.  «Соблюдение трудовых прав работающих людей является достаточно актуальной проблемой. Мы видим, что наши работодатели, к сожалению, не очень хотят заниматься вопросами трудового законодательства. Почти 800 работодателей подвергнуто штрафам», – пояснил Арсен Гаджиевич.

По словам Булатова, один из главных вопросов, который стоит перед Службой, – легализация трудовых отношений: «Труд должен быть легальным. Соответственно, государство должно обеспечивать легальность труда. Данный вопрос очень актуален как в целом по стране, так и в Дагестане.  Врио Президента РД Рамазан Абдулатипов выделил 10 приоритетных проектов по развитию нашей республики. Среди них: вывод экономики из тени, легализация заработной платы и т.д.  

Если человек приходит работать в любое место, с ним должен быть заключен трудовой договор соответственно Трудовому кодексу. В нем должна быть оговорена и заработная плата, и режим работы, и защита этого человека. Если бы мы могли добиться, чтобы наши работодатели в полном объеме, как положено, легально бы работали и нанимали людей, этот вопрос бы решился. Это связано с решением более важной проблемы – налоги:  у нас зарплату показывают официально одну, выплачивают другую, то есть одна часть зарплаты выплачивается легально (с нее удерживаются налоги, начисления в фонды – из этого складывается наша экономика), а 70-80% зарплаты человек получает в конверте. Это сегодня выгодно предпринимателям. Но это не выгодно ни работнику, ни государству».

Дело в том, что в том случае, если работник получит травму, ему будут выставлены выплаты из той зарплаты, которую он получал официально. А когда человек подойдет к пенсии, она будет у него мизерная.

Помимо всего, за первое полугодие инспекцией было выявлено около 2000 человек, которые работали без заключения трудового договора. «Люди должны сами обращаться в инспекцию труда, а обращений очень мало. За полугодие на сайт с вопросами обратилось всего 30 человек – это мизер. Наши люди решают проблемы через родственников, соседей. Иногда боятся начальства», – объяснил инспектор.

Другой важной проблемой Арсен Булатов называет задержку по выплатам зарплат работникам. Официально считается, что в республике задолженностей по заработной плате нет, однако не учитывается задержка в 2 или 3 месяца. Он также отметил, что если раньше за задержки зарплат в одной организации руководителя наказывали одним штрафом, то теперь Роструд предлагает составлять протокол и снимать штраф с руководителя за каждого работника  в отдельности: «Теперь работодатель будет выплачивать не 5 тысяч рублей, а 200 тысяч рублей».

В завершение пресс-конференции обсудили не менее важные вопросы отсутствия охраны труда и графиков отпусков. Выяснилось также, что многие руководители не проводят аттестации рабочих мест. Дагестан занимает последнее место по аттестованным рабочим местам.

«Или проводят аттестации неправильно, когда хотят избавиться от кого-то, – рассказывает Арсен Булатов. – Например, человека, который 30 лет работает в хозяйстве, оценивают вчерашние школьники и говорят, что он неправильно ответил на вопросы. Так не бывает, чтобы он – директор совхоза, делал неправильные посадки или не знал, как правильно делать обрезку, обвязывать и так далее. И тогда возникает вопрос: “А судьи кто?”», – заключил А. Булатов.

Новости раздела