"

Оформление права собственности – один из способов расширения налоговой базы по имущественным налогам

Фото:
1984
5 минут
В Дагестане с 2013 года реализуется приоритетный проект развития РД «Обеление экономики», призванный сделать максимально прозрачными происходящие в республике экономические процессы, вывести экономику региона «из тени», обеспечить увеличение налоговых поступлений республики за счет выявления дополнительных, ранее не использованных резервов. 

Пожалуй, одним из важнейших направлений в рамках реализации проекта является расширение налоговой базы по имущественным налогам. В этом направлении в республике проводится значительная работа, в том числе и рабочими группами, которые регулярно выезжают с рейдовыми проверками в населенные пункты республики.

Как пояснили РИА «Дагестан» в министерстве экономики и территориального развития РД, в республике проводится большое количество мероприятий по оформлению прав собственности на земельные участки и объекты капитального строительства. Однако, считают специалисты ведомства, очень часто юридическая неграмотность приводит к неприятным последствиям. Для повышения грамотности населения в вопросах регистрации прав Минэкономразвития РД разработаны методические рекомендации для распространения в муниципальных образованиях Республики Дагестан.

Шаг первый – покупка земельного участка

Отметим, что покупка земельного участка – одна из значимых операций для каждого человека. Но, к сожалению, многие не знают элементарных правил и законов. Если вы планируете купить земельный участок, то необходимо в первую очередь убедиться, что он действительно существует и именно в тех границах, которые вас интересуют. Для этого нужно проверить наличие документов у продавца. При этом стоит обратить внимание на характеристики объекта, которые во всех документах должны быть одинаковыми. 

Напомним, что сведения об участке в режиме реального времени можно проверить на сайте Росреестра. 

Затем нужно убедиться, соответствуют ли фактическая и указанная в документах площадь участка. Соответствует ли местоположение границ земельного участка тем сведениям, которые содержатся в кадастре. Проверить фактическую площадь и местоположение границ возможно с помощью специалиста, выполняющего геодезические работы.

Также необходимо узнать, к какой категории относится выбранный участок: сельское хозяйство или земля поселений. 

Если вы собираетесь строить дом на купленном участке, то его можно построить на земле, предназначенной для индивидуального жилищного строительства; на участках, находящихся в границах земель поселений; на земле для дачного строительства; на территории крестьянско-фермерского хозяйства можно построить дом для проживания фермера.

Когда вы убедились, что все нормально, и приступаете к непосредственной покупке участка, не забудьте составить договор купли-продажи. Чтобы составить правильный договор, можно обратиться в местный филиал МФЦ «Мои документы». Его специалисты подскажут, какие документы нужны, и составят для вас договор. 

Шаг второй – оформление права собственности

Следующим этапом при приобретении в собственность земельного участка является оформление прав собственности. Федеральным законодательством предусмотрен ряд возможностей по их оформлению. 

В соответствии с законом 122-ФЗ «О регистрации права собственности на недвижимое имущество», собственнику необходимо провести межевание, оформить земельный участок, актуализировать и зарегистрировать права на земельный участок. 

Однако для того, чтобы провести межевание, владельцы земельных участков и объектов недвижимости должны нести определенные финансовые расходы. Чтобы избежать затрат, можно воспользоваться упрощенным и незатратным способом оформления собственности – с помощью «дачной амнистии».  

Так, Законом 93-ФЗ внесены изменения в Закон 122-ФЗ, разрешающие оформление прав собственности по ранее учтенным земельным участкам без проведения межевых дел. То есть финансовые расходы на них исключаются. Но при этом стоит помнить, что этот вариант представления прав собственности распространяется лишь на те земельные участки, по которым в государственном кадастре недвижимости уже имеются сведения, определены их кадастровые номера, площадь, стоимость, но отсутствуют данные по правообладателю. 

Есть перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующие органы на получение прав собственности по таким земельным участкам: заявление о государственной регистрации права собственности, документ об уплате государственной пошлины (порядка 350 рублей), документ, удостоверяющий личность физического лица (для представителя физ. лица – нотариально заверенную доверенность, подтверждающую полномочия доверенного лица), документ-основание для государственной регистрации прав собственности гражданина на земельный участок. 

В состав последнего документа входит акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления, в пределах его компетенции и порядке, установленном законодательством, действующим на момент издания акта. Или же акт свидетельства о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действующим на момент издания акта. Или выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок в случае, если этот участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. 

Также подобным документом может быть любой иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок. При этом необходимо учитывать, что в этом документе должны быть все реквизиты, необходимые для постановки земельного участка на учет. Проще говоря, одним из документов может быть постановление о выделении земельного участка администрацией муниципального образования либо свидетельство о пожизненном наследовании, либо выписка из похозяйственной книги, имеющейся в поселениях. 

Расширение налоговой базы: результаты этого года

Реализация приоритетного проекта развития РД «Обеление экономики» призвана, как известно, увеличить налоговые доходы консолидированного бюджета РД. Для достижения этого Постановлением Правительства РД утвержден соответствующий план мероприятий на 2016 год, в реализации которого задействованы органы власти всех уровней. 

За семь месяцев этого года налоговые и неналоговые платежи составили 18 млрд 300 млн рублей, что составляет чуть больше 98 процентов от плана на данный период. Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост – 112 процентов.

За этот период в «АИС Налог-3» переведены сведения о 13 тыс. земельных участков и 14 тыс. 200 объектах капитального строительства. С начала года количество зарегистрированных прав собственности увеличилось на 35 тыс. 100 земельных участков и 28 тыс. объектов капитального строительства.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела