"

Мадина Магомедова: «Ислам занимает важное место в жизни народов Северного Кавказа»

Фото:
2615
12 минут
Рост экстремизма и терроризма в России происходит на фоне общего роста числа его проявлений в мире. Размах террористических акций дал основание западным исследователям называть последние два десятилетия фазой «века терроризма». Серьезной причиной, порождающей экстремизм и терроризм, стали криминализация общества, стремление к рычагам власти со стороны организованной преступности,  коррумпированности властных структур.

Экстремизм и терроризм являются сложным социально-политическим явлением, аккумулирующим в себе имеющиеся противоречия, достигшие в России уровня конфликта. О проблемах противодействия экстремизму в молодежной среде Республики Дагестан корреспонденту РИА «Дагестан» рассказала старший научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук Мадина Магомедова.

Она отметила, что систематические насильственные акции с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств, захватом заложников, похищением людей позволяют рассматривать экстремизм и терроризм как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

«Учитывая нарастание этого явления в нашей стране, расширение спектра террористических проявлений, огромные негативные последствия для общества от реализации террористических акций, борьба с этим социальным злом превратилась сегодня в общегосударственную и общенациональную проблему, угрожающую самой безопасности страны. Регион Северного Кавказа является самым неблагополучным в Российской Федерации. Его характеризуют высокий уровень бедности, многочисленность молодого населения, низкий уровень образовательной подготовки к работе и недостаточный уровень трудоустройства среди молодежи, большое языковое и этническое многообразие, многочисленные проблемы, связанные с безопасностью, включая характеризующиеся насилием конфликты и религиозный экстремизм.

Особой проблемой на Северном Кавказе в 90-е годы выступал экстремизм и связанные с ним проявления терроризма. Взрывы, прогремевшие в городах региона за последнее время и унесшие более тысячи жизней граждан, еще раз свидетельствуют о том, какую опасность может таить в себе недооценка этой проблемы в целом», – сказала собеседница агентства.

М. Магомедова также отметила, что в ряду острых проблем и экстремизм под религиозным флагом. По ее словам, это один из факторов, способствующих возникновению этнополитических конфликтов. «Этот фактор, как свидетельствует практика, используется успешно и местными элитами для решения своих вопросов по принципу «разделяй и властвуй», то есть активно применяется «игра на национальных и религиозных чувствах». Данные вопросы широко анализируются в работах таких ученых, как А. Алиев, А. Игнатенко, К. Ханбабаев, Н. Бугай, А. Гусейнов и многих других.

Проблемам экстремизма  большое внимание уделяет руководство Республики Дагестан. При поддержке министерства регионального развития Российской Федерации в республике прошли такие всероссийские научно-практические конференции, как «Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму» (Махачкала, 2007); «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму» (Махачкала, 2008) .

Проблемы экстремизма, вопросы противодействия экстремистской деятельности обсуждались и на региональных, всероссийских, международных конференциях, которые проводились Региональным центром этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН», – сообщила Магомедова.  
Старший научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН также подчеркнула, что сложная социально-экономическая ситуация, низкий уровень жизни, массовая безработица, коррупция на фоне высокой доли молодых людей среди населения региона – все это придает взрывной характер сегодняшней ситуации на Кавказе. «Молодые люди, не видя для себя перспектив устроиться на работу, реализовать себя, теряют интерес к учебе, испытывают ненависть к власти. Достаточно обратить внимание на теракты в Дагестане, Чечне, Ингушетии. Несмотря на то, что в них гибнут простые граждане, они главным образом направлены именно против силовых структур, властей.

В стремлении отомстить обществу, в котором для них не находится достаточного места, молодые люди отвергают принятые в нем мораль и нормы, пополняют ряды криминальных групп. К экстремизму, как к последнему прибежищу, обращается часть тех, кто не нашел места в жизни, в знак протеста против неприятия их обществом. Молодежь остается в «зоне отчуждения» от общества, выходит из правового поля. Именно на этапе поиска жизненных ориентиров молодыми легче воспринимаются идеи джихада в той трактовке, в какой его преподносят радикалы. Эти идеи кажутся простыми и упорядоченными, для них характерно четкое разделение добра и зла.

Преподносимый радикальными исламистами проект, где центральное место занимает борьба ислама, а с ним всего правового, истинного, против неверия, олицетворяющего все ложное и несправедливое, помогает молодым людям обрести цель в жизни. Эта идеология дает простые ответы на сложные жизненные вопросы. Пользуясь их слабым знанием арабского языка и религиозных знаний, экстремисты подбирают отрывки из Корана таким образом, чтобы настроить молодых мусульман против родителей, семей и того общества, в котором они живут», – считает собеседница агентства.

Вместе с тем, отметила она, важное место в жизни народов Северного Кавказа занимает ислам. «Для подавляющей части населения он является не политикой, не идеологией, а образом жизни. Традиционный институт семьи под напором времени даже на Северном Кавказе постепенно ослабевает, растет уровень информатизации общества. Мусульманская молодежь по сравнению со своими родителями обладает, как правило, более широким кругозором. Действительность ставит перед ними вопросы, на которые традиционные имамы мечетей не могут ответить. В результате молодежь отдает предпочтение исламским интеллектуалам из своей среды, сталкивающимся в повседневной жизни с теми же проблемами, что и они. Официальное же духовенство, на их взгляд, слишком много внимания уделяет обслуживанию интересов власти, что обуславливает стремительное падение авторитета официального муфтията на Кавказе.

Еще К. Гельвеций утверждал: «Во все времена, когда набожность усиливается, но полиция менее совершенна, совершается гораздо больше преступлений, чем тогда, когда набожность ослабевает, но полиция усовершенствуется».

В последние десятилетия в связи с развитием сети Интернет и веб-технологий наблюдается рост количества электронных ресурсов экстремистского характера. Исследование информационного пространства и анализ экстремистских веб-ресурсов особенно актуальны в контексте противодействия экстремизму в Северо-Кавказском федеральном округе, особенно в Республике Дагестан. Выявление данных аспектов позволит расширить представления об используемых методах и способах воздействия на молодежь, основную целевую группу пополнения сторонников радикального ислама.

Наряду с созданием «черного списка» сайтов, содержащих запрещенную информацию, Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предусматривает контроль надзирающего органа за таким противоправным контентом в Интернете, как пропаганда войны или разжигание межнациональной розни. В соответствии с законом, интернет-провайдеры обязаны ограничивать доступ к сайтам, содержащим информационные материалы, направленные на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, включенным в Федеральный список экстремистских материалов. В дополнение к существующему ФЗ был создан Федеральный список экстремистских материалов, который ведет Федеральная регистрационная служба РФ. По состоянию на май 2014 года в нем содержится 2 тыс. 260 записей. К ним относятся книги и другие формы печатных и электронных материалов (графические файлы, видео и веб-сайты)», – рассказала М. Магомедова.

Среди причин, способствующих вовлечению молодежи в экстремистскую идеологию, она назвала незанятость на производстве; социальную нестабильность; криминализацию общественных отношений; маргинализацию большой части населения, его стратификацию; активизацию различных форм отчуждения; формирование духовных элит, сознательно противопоставляющих себя массам; подпадание под фундаменталистскую трактовку основных религиозных принципов; отсутствие воспитания, забвение традиций и обычаев предков; дискредитацию традиционной системы ценностей; обострение глобальных проблем.

По мнению собеседницы агентства, объектом воздействия экстремистов являются наименее социально защищенные слои молодежи. «Чем ниже уровень жизни молодых людей, чем ниже уровень их образования, тем быстрее они оказываются в экстремистских организациях. Это особенно актуально в период кризиса. Мы можем оказаться свидетелями резкого роста преступности на национальной и религиозной почве. Поэтому усилия в работе с молодежью должны быть направлены на предоставление молодым людям возможности учиться, работать, заниматься спортом и творчеством.

Влияние руководителей и вдохновителей экстремистов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей и борцов за воплощение его идеалов в жизнь. В этих условиях во всем мире формируется искаженное представление об исламе как о религии агрессивной, оправдывающей экстремизм и насилие. Причем определенные круги умело используют складывающуюся ситуацию для дискредитации ислама, распространения недоверия к его последователям, разделения и противопоставления людей по религиозному, цивилизационному признаку.

В условиях активизации международного терроризма, по мнению многих, религия сама должна стать главной силой, противодействующей экстремистским идеологиям. Духовные авторитеты, ученые-теологи должны активно включиться в антитеррористическую пропаганду, разъяснять и показать миру, что идеологическая и политическая платформы террористов несовместимы, что экстремизм и терроризм – это извращение основ человечности, он в корне несовместим с моральными установками религии.

Осознав возрастающую опасность экстремистской деятельности для исламского мира и человечества в целом, мусульманские богословы в последние годы активнее стали консолидировать усилия в противодействии экстремизму и терроризму.

В ноябре 2004 года было распространено и получило широкий резонанс «Амманское послание», написанное от имени королевского двора Иордании, короля Абдаллы II Бен Аль-Хусейна, являющегося потомком пророка Мухаммада, и поддержанное мусульманскими лидерами всего мира.

Основная идея этого воззвания заключается в том, что экстремизм и религия несовместимы. Тот, кто верит в Бога, как бы он ни назывался, не может быть экстремистом и террористом. «Ислам – это ежедневная борьба против экстремизма, радикализма и фанатизма, которые не дают уму возможности правильно оценивать негативные последствия действий и поощряют нерегулярные порывы вне религиозных, идейных и моральных рамок, – говорится в послании. – Подобные явления не имеют ничего общего с характерными чертами всегда толерантного и открытого душой мусульманина. Ислам отвергает их, как это делают и другие монотеистические религии, считая их ненормальными и видя в них разновидность распутства. Они не присущи лишь одному исламскому миру, с ними в той или иной мере столкнулись все нации, расы и религии, ибо причины у данных явлений всегда одинаковы.

Сегодня ислам, которому всегда были присущи умеренность, терпимость и способность к позитивному взаимодействию с другими культурами, экстремисты пытаются радикализировать, противопоставить всему остальному миру, разрушая тем самым не только межконфессиональный мир, но и внутреннее единство исламского мира.

К сожалению, многие представители молодежи поверхностно знают историю мировых религий, их основные постулаты, что дает возможность спекуляций на религиозные темы, открывает простор для деятельности религиозных организаций экстремистского характера, деструктивных культовых сект. По неофициальной информации, на территории Российской Федерации действует боле двух сотен религиозных организаций и объединений, работающих с молодежью. Деятельность около 20 из них запрещена, так как признана деструктивной и экстремистской.

Не может не беспокоить то, что в России сегодня действует около 300 неформальных молодежных объединений, 150 из которых являются группировками различной экстремистской направленности, насчитывают, объединяют в своих рядах около 10 тысяч молодых людей. Это вызывает тревогу. Нашей общей целью должна стать скоординированная, совместная деятельность как по спасению молодых ребят, попавших под влияние деструктивных и экстремистских религиозных структур, так и разработка совместных мер по недопущению этого впредь.

Одним из средств достижения своих целей экстремисты избрали джихад. Вместе с тем, вопреки призывам террористов, джихад отнюдь не сводится к войне с неверными. Ведущие современные мусульманские правоведы подчеркивают, что джихад – это, прежде всего, призыв к следованию путем Аллаха, усилия, направленные на самосовершенствование общества. Причем призыв следовать воле Аллаха, обращенный к немусульманам, исключает любое насилие, о чем прямо говорится в Коране: «Нет принуждения в религии» (2:256), «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом» (16:125).

В настоящее время для Республики Дагестан и страны в целом  ислам – это не чуждое и постороннее явление, а одна из традиционных признаваемых государством религий. Одновременно он является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образом жизни миллионов людей, для которых Россия – их родной дом. Ислам – не только религия, но и особая цивилизация и культура. В ее рамках сложилась своя система нравственно-духовных и политико-правовых ценностей, накоплен огромный интеллектуальный потенциал, сформировалось богатое идейное наследие. Позитивные нравственные и интеллектуальные достижения исламской цивилизации стали неотъемлемой частью общероссийской культуры, они вносят вклад в духовное обновление страны.

В республике построены тысячи мечетей, развивается исламское религиозное образование, на различных телеканалах регулярно идут телепередачи на религиозные темы с участием духовенства. Все это свидетельствует о том, что призывы террористов к защите исламских ценностей с оружием в руках от несуществующей для мусульман опасности, якобы исходящей со стороны светского государства, не состоятельны. Именно на основе вышеперечисленных неоспоримых фактов мы должны вести разъяснительную работу с подрастающим поколением, которое в силу своих возрастных и эмоциональных особенностей подвержено внешнему влиянию.

Вопросы противодействия распространению экстремистской и террористической идеологии, развития гражданственности и патриотизма должны стать направлением воспитательной деятельности.

На примерах именно таких событий, как разгром банд международных террористов в 1999 году, победа в Великой Отечественной войне и многих других, мы должны воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и бережного отношения к истории, основываясь на вечных духовных ценностях и традициях наших народов. События августа-сентября 1999 года показали единство народов Дагестана перед лицом общего врага, наглядно продемонстрировали желание дагестанцев жить в составе России и защищать его при необходимости с оружием в руках. Многие журналисты и политические обозреватели отметили, что впервые после окончания войны народ проявил такую единодушную и всеобщую поддержку армии и действиям государственных органов.

Вряд ли в новейшей истории найдется другой такой яркий и показательный пример столь массового проявления патриотизма народа, который проявили дагестанцы в драматические дни 1999 года. В те дни мы еще раз почувствовали дружескую поддержку всех народов России. Мы не остались один на один с нагрянувшей бедой. Отразив агрессию, мы содействовали повышению политического веса России в мире и укрепили авторитет Дагестана. И еще раз нашли подтверждение нашему историческому выбору – быть навеки с Россией, великим русским народом.

Большой опыт воспитания подрастающего поколения в духе ненасилия, мира и уважения народам и религиям накоплен в образовательных учреждениях Республики Дагестан. При этом традиционно используются идеи народной педагогики: единство, дружба народов Дагестана, миротворческое разрешение всех возникающих спорных проблем, взаимопомощь и сотрудничество людей разных национальностей и религий, уважительное, добрососедское отношение к другим народам, религиозная терпимость и открытость к достижению мировой  цивилизации, общечеловеческих нравственных ценностей», – заключила Мадина Магомедова.

По мнению собеседницы агентства, для эффективного противодействия экстремистским проявлениям необходимы выработка и реализация единой политики, направленной на минимизацию возможности распространения идеологии, ставящей своей целью ликвидацию институтов современного государства.

Новости раздела