"

Кизляр и Первомайское, хроники войны двадцать лет спустя

Фото:
10151
14 минут

В начале дня 9 января 1996 года по личному указанию первого президента самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия Джохара Дудаева отряд боевиков общей численностью порядка 350 человек под руководством Салмана Радуева напал на дагестанский город Кизляр.

ВНЕЗАПНОЕ НАПАДЕНИЕ

План боевиков предусматривал нападение на вертолетную часть, ее захват и уничтожение боевой техники и летного состава, а также нападение и уничтожение воинской части внутренних войск в Кизляре. Но из-за неожиданных потерь боевиков в ходе нападения на вертолетную часть, операция перетекла в банальный захват больничного комплекса Кизляра и максимального числа заложников.

В бандитском рейде, кроме банды Радуева, принимали участие отряды Айдамира Абалаева, Хункар-Паши Исрапилова, Турпал-Али Атгериева, Мусы Чараева, Ломали Нунаева и Хасана Долгуева, при чем, по указанию Дудаева политическое руководство осуществлял Салман Радуев, а военное - Хункар-Паша Исрапилов.

По утверждению газеты «Московские новости», о нападении боевиков в городе было известно заранее: поступали оперативные данные и подавляющая часть представителей чеченской диаспоры покинули Кизляр. Несмотря на это, военные оказались неподготовленными к нападению: боевики беспрепятственно прошли сквозь российские блокпосты. Сценарий их операции во многом повторял рейд боевиков Шамиля Басаева на Будённовск. (Хамид Иналов свидетельствовал: «О радуевской же группе, её составе, вооружении, маршруте и даже конкретном дне начала преступной акции было известно ещё 25 декабря 1995 года. Положившись на „авось“, мер так и не приняли. Печальный итог тех событий известен всем»

Основной целью атак стали военные объекты города: подразделению Айдамира Абалаева было поручено, используя стрелковое оружие и гранатомёты, напасть на вертолётную базу, физически ликвидировать охрану, уничтожить находящиеся на ней вертолёты и захватить оружейный склад. Но на вертолётной базе ждали нападения, и им удалось отбить атаку боевиков; вертолёты, взорванные на базе, были неисправны. Вертолётная база находилась на окраине Кизляра, в 500 метрах от жилых домов, после неудачной атаки на рассвете боевики вошли в город с целью захвата заложников. Убили водителя рейсового городского автобуса, который пытался скрыться. В роддом они вошли ещё ночью. Утром они брали в заложники людей прямо на заводской проходной, которая, кстати, находится недалеко от аэродрома.

«Наурскому батальону» под командованием Мусы Чараева было поручено захватить войсковую часть № 3693, подавить сопротивление охранявшего её батальона Внутренних войск МВД России и постараться захватить как можно больше военнослужащих в плен. Это нападение в воинской части ждали. Первая же машина с боевиками была уничтожена во дворе примыкающего к воинской части многоквартирного жилого дома, при этом огонь вёлся сразу без предупреждения. Никакие федеральные силы до трёх часов дня в город не входили. Все силовики охраняли сами себя и ждали подкрепления, а боевики согнали с утра всех заложников в больницу и стали выжидать и предъявлять свои требования.

На связь с комендатурой Кизляра вышел один из боевиков, сообщивший, что ими захвачены три тысячи человек. За каждого погибшего чеченца они грозили расстреливать по 15 мирных жителей. Террористы потребовали беспрепятственно выпустить их на территорию Чечни, не контролируемую федеральными силами. Салман Радуев заявил по местному радио, что в город "пришли "волки" и не уйдут, пока Россия не выведет федеральные войска из Чечни и всего Северного Кавказа".

Заявления Салмана Радуева, что с их стороны это была якобы чисто военная операция с единственной целью уничтожения вертолетов на военном аэродроме, не имеют по собой никакой почвы. Ибо уже точно известно, что операцию на аэродроме боевики начали одновременно с захватом больницы. В своем первом выступлении Радуев из захваченной больницы по телевидению невнятно пробормотал, что целью их захвата была отнюдь не больница и заложники, а уничтожение вертолетной базы, расположенной на окраине Кизляра. Хороша база – 4 вертолета и один БТР. Стоило ли из-за этого, совершать такой дальний и опасный рейд, чтобы потом оказаться наглухо запертыми в Первомайском, а такой исход нетрудно было предугадать. Недоумение вызвали и требования Радуева – вывод российских войск не только из Чечни, но и со всего Северного Кавказа.

ПЕРЕГОВОРЫ

С террористами вступили в переговоры власти Дагестана. Они шли всю ночь. 10 января утром террористы обменяли большинство захваченных жителей Кизляра на добровольных заложников, среди которых были депутаты, представители дагестанского правительства и журналисты.

 

Боевикам были предоставлены автобусы и машины для отъезда в Чечню и даны гарантии безопасности на время следования колонны по дагестанской территории.

Вспоминает Багавудин Гусаев - брат Магомедсалиха Магомедовича Гусаева, на тот момент министра по национальной политике и информации Республики Дагестан, вспоминая события 20 летней давности говорит, что сложнее всего было потому что не было никакой информации о происходящем. Сотовых телефонов тогда не было, не было интернета, социальных сетей.

«Практически всю эту неделю родные были вне ведения происходящего. Знали только то что показывали по федеральным каналам.

По возвращению Магомедсалих редко что-то рассказывал родным, оберегая их от ведения того, что происходило в те тяжелые дни.

Депутат Народного Собрания РД друг Магомедсалиха Гусаева Раджаб Раджабов вспоминает те события.

В автобусе куда их посадили после того как их обменяли на женщин и детей из больницы, Магомедсалиху Гусаеву у ног поставили бомбу. Он начал стелить газеты и документы, что у него были с собой вокруг себя на полу автобуса.

Радуев и его боевики начали смеяться. Гусаев сказал, что в случае своей смерти хотел бы облегчить работу людей, которые будут собирать его тело, чтобы его не из грязи вытаскивали, которой в холодный январский день было много, и останки было легче собрать.

Поняв, как серьезно человек относится ко всему, в том числе к своей смерти, террористы замолчали.

Магомедсалих Магомедович вспоминая те события всегда с благодарностью вспоминал Геннадия Николаевича Трошева, командующий федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане (1995—2002), который отказался выполнять указание сверху и подрывать головной автобус с Радуевым и заложниками, направлявшимися в Чечню.»

Отряд боевиков выехал к чеченской границе на предоставленных автобусах, используя в качестве "живого щита" заложников.

Вот как вспоминал об этих событиях сам Гамид Гамидов в своей книге «Жизнь сквозь призму времени»: «В один из автобусов вместе с Радуевым и его боевиками сели добровольные заложники. В их числе был и я.

С моей стороны не было ничего героического. Вызвавшись сопровождать боевиков в качестве одного из заложников, я не думал о том, как это скажется на моей карьере. Но если быть до конца откровенным, я с детства мечтал о Поступке, который бы был сопряжен с риском для жизни во имя общества. Сказывалось, наверное, воспитание на героической литературе и фильмах. В сущности, я осознавал, на что иду, был почти уверен, что акция по освобождению заложников и выводу боевиков за пределы Дагестана гладко не пройдет – слишком уж большой был соблазн у наших генералов отомстить за неудачу в Буденновске. Человеческий фактор в счет не шел, людьми они жертвовали с легкостью. В этом я убедился в 93-м, когда видел, как били прямой наводкой из пушек по Белому Дому, а потом в 95-м, когда били по буденновской больнице. Поэтому я не обольщался, что в нашем случае выезд террористов пройдет по плану, предусмотренному на переговорах в Кизляре. Но я просто не мог поступить иначе, хотя дома оставалось шестеро детей, которых нужно было ставить на ноги. Позвонил лишь матери, осторожно сказал, что, если меня долго не будет, пусть позаботится о детях. К счастью, в тот момент она толком не поняла, что я имею ввиду, а когда увидела меня по телевизору в автобусе с боевиками, изменить что-либо было уже поздно.»

По существовавшей договоренности в районе села Первомайское с дагестанской стороны и Азамат-Юрт с чеченской стороны террористы должны были отпустить заложников и дальше под прикрытием гарантий правительств России и Дагестана следовать в сторону Новогрозненска. Но когда колонна приблизилась к чеченской границе, Радуев поменял требования и заявил, что намерен отпустить заложников в Новогрозненске.

Силовики приняли решение остановить колонну. Это сделали предупредительными выстрелами с вертолета. Тогда Радуев развернул свой отряд.

ЗАХВАТ ПЕРВОМАЙСКОГО

Террористы захватили в заложники дежуривших на блок-посту около села Первомайское сотрудников российского ОМОНа, которым раньше был дан приказ не стрелять по колонне, и отошли в село, заняв там оборону.

Из доклада на заседании Госсовета РД 14 января 1996 г. в связи с событиями в Кизляре и Первомайском: «С 11 января 1996 года переговорный процесс возглавили Магомедали Магомедов, Рамазан Абдулатипов, Абдуразак Мирзабеков, Муху Алиев. Они настаивали на своем и настаива­ют по сей день: женщины и дети отпускаются без предваритель­ных условий, а боевики уходят с остальными заложниками. С 11 на 12 января ночью A.M. Мирзабеков лично встретился с руко­водством боевиков.

12 января удалось догово­риться, что боевики идут на эти условия, однако при реализа­ции данного соглашения были отпущены 4 женщины, трое детей и один подросток, отец ко­торого, мужья и родственники которых остаются у боевиков. Дальнейшие переговоры уже ночью 12 января привели к тому, что утром 13 января боевики должны были отпустить осталь­ных детей и женщин. Однако утром 13 января представите­лям Правительства была орга­низована встреча с десятью женщинами, которые отказа­лись идти из-за боязни за жизнь мужчин. Поговорить с женщи­нами отдельно или с мужчина­ми без присутствия боевиков не удалось, им попросту не позволили этого сделать.

13-14 января продолжались переговоры на тех же условиях, изложенных выше.

Пять дней длились переговоры, в ходе которых удалось добиться освобождения всех удерживаемых женщин и детей.

Принимавший активное участие в переговорном процессе депутат Государственной Думы Рамазан Абдулатипов в беседе с журналистами обозначил: «Я думаю, что задача одна: сделать все для того, чтобы с минимальными жертвами осуществить операцию до конца, то есть освободить территорию Дагестана и дагестанских заложников от террористов.»

Затягивая переговорный процесс, боевики смогли построить оборонительные укрепления. Заложников заставляли рыть окопы, часть из них, несмотря на холодные ночи, специально была оставлена в автобусах для того, чтобы предотвратить обстрелы позиций террористов.

Действия Российских СМИ в период кризиса многие специалисты считают провальными. По центральным каналам крутили ролик, в котором Президент Ельцин с какой-то почти детской настойчивостью повторял историю о метких снайперах, которые внимательно следят за боевиками и чуть что, так сразу и стреляют наповал: «Куда террорист, туда и снайпер, куда террорист, туда и снайпер...». Очень красноречиво рассказывал о «вторжении на аварскую территорию», как лопнет аварское терпение и тогда они всех чеченцев вырежут.

ШТУРМ ПЕРВОМАЙСКОГО

Первый штурм Первомайского планировался 14 января, но его пришлось отложить, поскольку боевики, точно рассчитав время, выставили перед собой "живой щит" из заложников. Операцию по уничтожению Радуева и освобождению заложников начали 15 января с огневой подготовки. Она проводилась силами сборной группировки, в которую входили бойцы спецподразделений "Альфа", "Витязь", "Русь", "Вега" (бывший "Вымпел") и др.

Решение о штурме было принято после того, как боевики начали убивать заложников — утром этого дня бандиты расстреляли старейшин и шесть милиционеров из Новосибирска (по другой версии факт расстрела старейшин и заложников не подтвердился).

В течение 15-17 января подразделения ФСБ и МВД штурмовали село Первомайское, но прорвать линию обороны боевиков не смогли.

Из книги Александра Коржакова «Борис Ельцин: от рассвета до заката»: Доехав до Первомайского, террористы   оккупировали поселок.  Мужчины-заложники, а среди них были и милиционеры, копали окопы. Укрепления они построили серьезные.  Более того, из Первомайского заранее был прорыт подземный ход на ферму, которая находилась метрах в ста от поселка. Когда обстреливали террористов с вертолетов, они по тоннелю уходили на ферму и там благополучно отсиживались.  И только на второй день операции благодаря радиоперехвату разговоров террористов стало ясно, где оборудовано укрытие.

В ночь на 18 января террористы нанесли отвлекающий удар и захватили блок­пост у села Советское, но были выбиты оттуда практически сразу. В это время основная часть боевиков пошла на прорыв несколькими группами к единственно возможному пути отхода - мосту через реку Терек. Большинство террористов было уничтожено огнем артиллерии и авиации. Радуеву с частью боевиков удалось скрыться. 18 января к 15 часам федеральные силы овладели Первомайским. Было освобождено около 90 заложников.

НИТИ СВЯЗИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ И ЗАХВАТ ПАРОМА «АВРАЗИЯ»

16 января 1996 года в турецком порту Трабзон группа террористов захватила пассажирский паром «Авразия», угрожая расстреливать заложников-россиян и затем взорвать судно. Террористы требовали прекратить штурм села Первомайское, где находилась окружённая бандитская группировка Салмана Радуева.

В 2001 году Александр Хинштейн писал, ссылаясь на бывшего агента турецких спецслужб, что операцией по захвату парома руководил глава центра подготовки спецназа «Силиври», сотрудник МИТ.

МИТ (Milit Istihbarat Teskilati) - Национальная разведывательная организация Турции. Одна из самых мощных и закрытых спецслужб мира. Ее полномочия практически безграничны: разведка, контрразведка, политический сыск, борьба с терроризмом, проведение спецопераций.

В числе приоритетных задач МИТ - борьба с курдскими активистами, за которыми идет охота по всему свету. Едва ли не самая громкая операция МИТ - арест лидера курдов Абдуллы Оджалана - была проведена в кенийской столице Найроби. Оджалан был захвачен турецким спецназом прямо в резиденции греческого посла (к великому удивлению последнего).

ИТОГИ

В результате нападения банды Радуева на Кизляр и Первомайское погибли 78 военнослужащих, сотрудников МВД и мирных граждан Дагестана, несколько сотен человек получили ранения различной степени тяжести.

В Кизляре террористы повредили и разрушили более 800 домов и квартир. В Первомайском было разрушено 330 частных домовладений, выведены из строя газопровод, водопровод, линия электропередачи, разрушены здания мечети и медсанчасти.

В покинутой боевиками больнице остались мины-ловушки - как минимум одна из них искалечила парнишку, который полез из любопытства посмотреть, что там такое было.

Если операция «Кизляр – Первомайское» была задумана и осуществлена специально для того, чтобы стравить два кавказских народа, у которых общие культурные ценности и традиции, то она, несмотря ни на что, потерпела провал.

Интерфакс сообщил, что один из командиров незаконных формирований в Чечне, Шамиль Басаев, заявил, что после неудачного нападения боевиков Радуева на дагестанский город Кизляр Джохар Дудаев перестал быть лидером Чечни. Теперь он политический труп, отметил организатор теракта в Буденновске Басаев.

Генерал-полковник Геннадий Трошев в своих мемуарах назвал рейд на Кизляр и битву под Первомайским провалом боевиков.

ПАМЯТЬ

19, 20 и 21 января 1996 года в Дагестане были объявлены днями траура по жертвам терроризма в городе Кизляре, селениях Первомайское и Советское.

В 1997 году в парке Кизляра был установлен памятник погибшим в январе 1996 года.

В апреле 2015 года памятный камень весом более трех тонн, посвященный трагическим событиям 9 января 1996 года, установили на территории центральной больницы Кизляра.

За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, указом Президента России от 12 июля 1996 года Гамид Гамидов был награжден Орденом Мужества. А через месяц его убили… Он не боялся смотреть смерти в лицо и разговаривал с террористами напрямую, но упредить удар тех, кто привык стрелять в спину он не сумел…

Среди заложников было 80 медицинских работников Кизляра. За смелость и самоотверженность, проявленную при спасении людей в условиях, сопряженных с риском для жизни, указом президента РФ кизлярские врачи Магомед Газимагомедов (посмертно) и Ахмед Саламов были награждены орденами Мужества, а Магомедгаджи Читаев — медалью "За спасение погибавших".

ВОЗМЕЗДИЕ

Террорист Муса Чараев в марте 1999 года был убит неизвестным выстрелом в спину.

Турпал-Али Атгериев в июле 1999 года был задержан в аэропорту "Внуково", в декабре 2001 года Верховным судом Дагестана приговорен к 15 годам лишения свободы. Сразу после этапирования, в июне 2002 года, был госпитализирован с подозрением на лейкемию, вызванную раком почек, и через месяц умер.

Хункар-Паша Исрапилов в феврале 2000 года подорвался на мине при отходе из Грозного.

Айдамир Абалаев был убит в мае 2002 года в результате спецоперации.

Салман Радуев был арестован в марте 2000 года в поселке Новогрозненский, в декабре 2001 года приговорен к пожизненному заключению.

В декабре 2002 года он скончался от кровоизлияния во внутренние органы в одной из пермских колоний строгого режима.

 


Источники
azbar.ru

Новости раздела