"

Гаджимурад Усманилаев: «Детям, прежде всего, должно быть интересно»

Фото:
3830
6 минут
По дороге в Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов я мысленно готовил себя к часовому пребыванию в здании типа советской школы с одинаковыми классами, где на исписанных партах будут громоздиться старые компьютеры. Затем моему взору должны были предстать строгие преподаватели и не менее строгий директор в явно не подходящем ему по размеру коричневом пиджаке, который будет поить меня крепким чаем и с натянутой улыбкой рассказывать о том, как коллектив центра успешно реализует новую концепцию образования. К счастью, мои ожидания не оправдались и, как только мы с коллегой переступили порог учреждения, мне пришло в голову, что именно такой должна стать школа в будущем.

«Наглядность всегда была эффективной, – рассуждает директор центра Гаджимурад Усманилаев. – Вы только представьте, если бы в нашем центре уроки проходили так же, как занятия в вузе – лекции, штудирование материала. Такой вариант категорически неприемлем. Мы считаем, что детям, прежде всего, должно быть интересно».

Гаджимурад Усманилаев относится к категории педагогов, которые уверены в том, что ребенок может стать личностью только в том случае, если ему дают свободу для развития, воспитывают в нем способность самостоятельно творить что-то.

«Согласно нашим правилам, – продолжает он, – занятия должны проходить так, чтобы ученик с нетерпением ждал следующего урока. Мы всегда стараемся использовать наглядный материал. К примеру, если в обычных школах на уроке литературы ограничиваются чтением произведения, то мы идем дальше и показываем ребенку художественный фильм или мультфильм по роману, повести, басне, чтобы заинтересовать его.

Такой подход стал возможным благодаря использованию IT-технологий, которыми располагает учреждение. Но все же, главной особенностью центра является то, что все его ученики находятся на расстоянии нескольких десятков, а иногда и сотен километров от преподавателей.

О центре

Проект Республиканского центра дистанционного обучения был реализован министерством образования и науки Дагестана с целью охвата детей с ограниченными возможностями средним общим образованием посредством дистанционной формы обучения, когда связующим звеном между учителем и учеником выступает компьютер.

Другими словами, государство обеспечивает ребенка подключением к сети интернет и оплатой трафика, а также приобретает необходимое оборудование, комплект которого зависит от диагноза и возможностей ребенка.

В этой связи оборудование делится на три типа: для детей без функциональных отклонений, детей-инвалидов с частичным поражением двигательных функций и детей, которые полностью лишены двигательной функции рук.

В горных и предгорных районах Дагестана, где чаще всего возникают проблемы с подключением к интернету, специалисты учреждения устанавливают в доме ребенка спутниковый интернет.

За пять лет работы Центра количество комплектов оборудования выросло с 37 до 704. Сегодня дистанционным обучением в республике охвачено 576 детей.

Поступить на обучение в центр может любой ребенок с Дагестана независимо от места жительства, возраста и предыдущей формы обучения. Главное условие при поступлении – сохранность интеллекта ученика и отсутствие противопоказаний работы с компьютером.

Центр регулярно отправляет письма в управления образованием городов и районов республики с предложением перевести на дистанционное обучение детей-инвалидов, которые находятся на балансе тех или иных муниципальных образовательных учреждений.

Кадры решают все
Когда пять лет назад Центр дистанционного обучения принимал на работу учителей, многие педагоги настороженно относились к тому, что им придется иметь дело с IT-технологиями. Тем не менее, нашлись квалифицированные кадры, которым удалось побороть «страх» перед компьютером, и сегодня в учреждении трудится 231 преподаватель.

«Мы отдаем предпочтение красному диплому, – объясняет директор центра. – У нас достаточно людей, которые с отличием окончили вуз. Кроме того, среди наших работников 8 кандидатов наук. Для такого молодого образовательного учреждения, как наше, это хороший показатель.

По его словам, последние два года руководство центра намеренно проводит большой конкурс при приеме на работу новых преподавателей. В этом году, когда по причине увеличения учебной нагрузки возникла необходимость в расширении учительского состава, было рассмотрено более 300 кандидатур, из которых конкурс прошли только 43 педагога.

В ходе беседы Гаджимурад Усманилаев несколько раз обратил внимание на взаимоотношения между учителем и учеником, которые сложились в центре за пять лет работы.

«Микроклимат у нас такой, – подчеркивает директор, – что преподаватель в первую очередь должен обладать терпением, природным чувством сострадания. По-другому в нашей работе нельзя. Начиная с директора, у нас никто не имеет права разговаривать на повышенных тонах с родителями, коллегами и тем более с детьми, которые и без того переживают трудности. Мы это учитываем при подборе персонала.»

Учебный процесс

Как было отмечено выше, главная особенность дистанционного обучения заключается в том, что связь ученика с учителем обеспечивает компьютер. Придя в центр, вы не увидите громоздких парт, за которыми измученные ежедневной зубрёжкой дети испытывают терпение преподавателей, чьи нервы накалены до предела. Напротив, те и другие находятся в условиях, удобных, как ученикам, так и преподавателям.

К примеру, один из этажей центра очень напоминает современный офис компании Microsoft, в котором каждое рабочее место представляет отдельный мир: преподаватели, отделенные друг от друга тонкой деревянной перегородкой, разукрасили свое рабочее пространство разными рисунками, фотографиями, портретами и цветами. Здесь не найти учителей, которым уже давно пора на пенсию. Возраст большинства из них едва превышает 30 лет. И самое главное – в своей работе они используют творческий подход.

Поражает обилие компьютеров, мини-камер, сенсорных дисплеев и другой цифровой техники.
Позже мне объяснили, что учебное оборудование детей гораздо разнообразнее, чем у преподавателей. Их комплект, помимо указанного выше, состоит из новейших микроскопов, автоматических конструкторов и прочих предметов.

«Охваченные дистанционной формой обучения ученики получают тот же объем знаний, что и в средней школе, – утверждает директор центра, – только уроки у нас длятся не больше 35 минут. Часть этого времени дети проводят перед компьютером, часть – в самостоятельных занятиях.»

Ученики центра обучаются в две смены. Максимальное количество уроков за день – шесть. Дети поделены на классы, в каждом из которых по два-три ребенка. Вместе с тем, каждый ученик занимается по индивидуальной программе, разработанной для него преподавателем.

«Дело в том, что мы столкнулись с проблемой, когда их знания не соответствует тому классу, в который их заявляют родители, – объясняет Гаджимурад Усманилаев.

Понимаете, дети часто ездят по больницам, проходят курсы реабилитации и к нам попадают с отстающим уровнем образования. Для них мы разрабатываем индивидуальный подход.

Он отмечает, что график обучения точно также может быть адаптирован под ребенка, если в этом есть необходимость.

Вместе с тем, немалую роль в отставании детей от образовательной программы, играет домашнее обучение, которым до сих пор были охвачены дети-инвалиды. Дело в том, что при занятиях на дому ребенок учится лишь два часа (!) в неделю. Это по объективным причинам делает домашнюю форму обучения неэффективнее дистанционной.

Послесловие

Вдоволь наговорившись и насмотревшись, мы с коллегой покинули здание Республиканского центра дистанционного обучения. Меня переполняла досада за ребят, которые из-за капризов природы не могу позволить себе учебу в обычном классе обычной школы, которая является своеобразной моделью общества, где мы постигаем первые уроки жизни. Но вместе с тем, обнадеживает то, что из года в год растет число детей, обучающихся в центре, работники которого так легко и непринужденно справляются с задачей доказать этим детям, что они не находятся на обочине жизни, что общество точно также нуждается в них. Это именно то, в чем они нуждаются больше всего.

Новости раздела