"

Деньга Халидов: "С чем бы я выступил на «митинге» в Махачкале 27 мая"

Фото:
1556
7 минут
Я был на протестной акции (митингом трудно ее назвать) в, так называемом, «Собачьем парке» с самого начала. Собралось около 250 - 300 человек, из которых прогуливающих по парку, журналистов, сотрудников администрации Главы Дагестана и города было около 100-150. В «сухом остатке» – 100-150 человек, не густо для «общедагестанского митинга», как было объявлено в листовках. Кстати, в заявке на митинг было указано более 10 тысяч человек (?!). Здесь чувство реальности явно отказало организаторам акции.

Можно понять людей, которые месяцами, годами пытаются решить свои проблемы, но, увы... Это и погорельцы с махачкалинского рынка, и матери, которые потеряли своих взрослых сыновей (они обвиняют силовиков в их похищениях), и общественные активисты Новолакского района и пос. Кахуляй, и антикоррупционный настрой выступающих и т.д.

Кстати, на протестной акции 27 мая не было дальнобойщиков. С ними в Правительстве Дагестана нашли общий язык: выработана «дорожная карта» по решению их проблем, большая часть которых упирается в федеральный центр.
Но, друзья (или господа), давайте по порядку и по справедливости.

1. Большая часть поднимаемых протестующими проблем - из прошлой эпохи: Новолакской и Кяхулайской проблемам более четверти века, причем тут нынешние Глава и правительство республики?  Это проблема депортированных народов (и общин-джамаатов). Ее надо решать, но это не так легко. Вот поэтому и десятилетиями тянется вся эта история.

2. Другие проблемы связаны с нарушением прав человека и бессудными расправами. Это вопрос к правоохранительным структурам и силовикам. А это компетенция федеральных органов власти, которые не подчиняются Главе республики. Как правило, приводят в пример Чечню, но Чечня прошла через две кровопролитные войны со многими жертвами. И там действительно особый статус. В Дагестане этого нет, к сожалению.

Кроме того, вопрос с постановкой на профилактический учет многих тысяч законопослушных наших сограждан (по доносам и за «неправильные» религиозные взгляды), поднимали в республиканской прокуратуре и судах. Есть много исков в адрес МВД, там говорят, что от этой практики отказались... но, тем не менее, тысячи дагестанцев все еще подвергаются унизительным процедурам на полицейских (и федеральных) блокпостах. Это вопиющее беззаконие, против которого выступает подавляющее большинство дагестанцев и правозащитников, а не только митингующие. Тут что-то надо делать, и с этим трудно поспорить. И с похищенными ребятами, как-то надо вопрос решать. Похоже, что нас постепенно приучают к абсолютному беззаконию: какая там Конституция, федеральные законы… И это уже серьезно, но вопрос, опят-таки, к федеральным властям. Глухой ропот в Дагестане очевиден, но и эта проблема не нова. Как минимум, с 2001- 2002 годов.

3. Надо быть слепым и глухим, чтобы не заметить благотворные перемены в республике за последние 3-4 года. Нет-нет, ошибок и упущений тоже хватало. Абдулатипов не Дед Мороз и не ангел. Он может иногда и резко выразиться. Но именно благодаря новому Главе Дагестана мы живем в более спокойной и стабильной обстановке.

4. Давно уже мы не слышим о мафиозных разборках, когда местные «боссы» расправлялись с оппонентами: чиновниками, журналистами, общественными деятелями и др. Это был «кабинетный» терроризм, «лесной» лишь дополнял его (они как сиамские близнецы были связаны друг с другом). Власть в республике наконец-то приобрела черты цивилизованности, управляемости (я подчеркиваю, лишь черты). Заработали суды и правоохранительные органы, которые раньше могли испытать на себе и гнев местных крупных «боссов», и, зачастую, поступали вопреки закону (жизнь и здоровье дороже, а закон ...подождет). Конечно очень много претензий и к судам, и к прокуратуре, и к МВД. Но, поверьте мне, в Дагестане давно уже нет той картины, когда они находились под дамокловым мечом «телефонного права».

5. Именно Рамазан Абдулатипов начал обновление власти и объявил борьбу с коррупцией: были сменены подавляющее большинство глав районов и городов, министров и других руководителей Дагестана. И требовательность возросла, и антикоррупционный настрой достаточно жесткий. В администрации Главы было создано спецуправление по борьбе с коррупцией и контролю, которое действует достаточно эффективно. Некоторые министры и руководители были сняты после проверок, инициированных в администрации Главы Дагестана, а на некоторых заведены уголовные дела. Сегодня никто из руководителей высокого ранга в Дагестане не может себя чувствовать себя спокойно в такой ситуации. Я об этих «вещах» пишу со знанием дела, а не лозунгами, которые легко провозглашать на митингах.

6. В конце концов, при всех соблазнах и «умных» советах Глава республики не стал душить независимую прессу (это действительно демократическое наше достояние: пиши, что хочешь, критикуй, сколько душе угодно… нет страха, был бы только результат). Странно, что люди, которые видели и чувствовали «дыхание» прошлых времен, и даже на собственной шкуре испытали ее «прелести», почему-то быстро забыли плохое из прошлого, и то хорошее, что стало возможным в новейшее время.

7. Такая избирательная амнезия не красит общественных деятелей, журналистов и блогеров (впрочем, плохая новость всегда лучше «продается», чем хорошая). Это относится и к главному организатору, председателю движения «Единство и справедливость»  Нурмагомеду Газимагомедову. Нет-нет, он искренний, порядочный человек и патриот Дагестана, но почему - то быстро подался «законам жанра» (на митинге не годятся обтекаемые фразы, здесь надо задавать жару), вот его и понесло.... И ему есть за что не любить власть. Его социально - ориентированный (по его словам) бизнес - проект потерпел неудачу в Бабаюртовском районе , и это было давно, лет 6-7 назад. И он обвиняет в этом местные (районные) власти. Причем же тут Абдулатипов или Правительство республики? А где ты был Нурмагомед в ту «крутую эпоху»?

8. Таким образом, множество поднимаемых на протестной акции проблем носят частный характер. Конечно у них общая причина, упирающаяся, большей частью, в федеральный центр. Я не оправдываю республиканские и муниципальные власти, тут хватает проблем, о которых на последней сессии Народного Собрания говорил и Глава республики. «Власть, чиновники, которые не чувствуют людскую боль и  проблемы, должны освободить свои места» - сказал он (цитата по памяти).

Выводы. Первый вывод: есть критика, и «критика»  ангажированная, невежественная и зачастую заказная. Первый вариант предполагает конструктивный настрой. У Нурмагомеда Газимагомедова с этим проблемы, потому что его «достал» хронический характер его личных проблем. Он потерял в Бабаюртовском районе (в доабдулатиповский период) около 15 млн рублей своих кровных денег, поверив местным властям и пытаясь наладить муниципально - частное партнерство, внедряя социально -ориентированный бизнес-проект (это по его словам). В случае реализации, цены на продовольственные товары, по его словам, должны были снизиться на десятки процентов, и даже в 2-3 раза (?!!). Представляете эффект для простых людей, если, конечно, все это действительно правда ?!

Я пытался ему помочь: были встречи в администрации Главы Дагестана (и даже с Главой республики еще в 2014 году), с министром промышленности  Юсупом Умавовым... Но, увы...

Государство готово помочь в реализации его проекта, и даже Карабудахкентский район был избран в качестве пилотного полигона. Но он сам должен вложить 5-10% средств. Но, к сожалению, у него их нет. Задача, таким образом, найти такого партнера в столь нужном деле. В общем, еще не все потеряно и будем надеяться на лучшее.

Второй вывод: не надо бояться митингов. Людям надо дать выговориться, «выпустить пар» что называется. И не только власти бывает полезно послушать и усвоить для себя рациональное зерно во всем этом действе. Без серьезного повода заниматься этим протестующие не будут. Это последний способ достучаться до власти, когда другие способы исчерпали себя.

Но коль скоро митинг заявлен как общедагестанский и на нем нет-нет «кроют» власть, зачастую неграмотно и несправедливо, то надо дать возможность ответить представителю власти. Я сделал на этом «митинге» такую попытку. Мне отказали, сославшись на «согласованные списки». С кем согласовывали, не уточнили. Скандалить, разумеется, я не стал. Этот текст «родился» именно по этой причине.

Источники
РИА "Дагестан"

Новости раздела