"

Дагестанцы в 2016 году чаще обращались к омбудсмену по вопросам нарушения социальных прав

Фото:
838
9 минут
Большая часть обращений к Уполномоченному по правам человека в Дагестане в 2016 году касалась нарушений социальных прав - 65,6% от общего числа жалоб.

Всего в течение года омбудсменом рассмотрено 1 тысяча 478 обращений. Количество письменных обращений в почте было 454, в том числе 26 коллективных обращений (более чем от тысячи граждан). Аналогично предыдущим годам, из городов поступило большинство обращений - 73,1% от общего числа, из районов - 25,3%, из других субъектов России - 1,6%. Наибольшее количество обращений поступило от жителей столицы республики - 54,8%, что обусловлено возросшей в последние годы плотностью населения города Махачкалы и более высокой его социальной активностью. Из районов республики наибольшее количество обращений пришлось на Хасавюртовский, Акушинский, Левашинский, Тарумовский и Лакский районы.

«Анализ обращений граждан по характеру нарушений прав в истекшем году свидетельствует о продолжении наметившейся в 2015 году тенденции к уменьшению доли жалоб на нарушение личных прав и увеличение количества жалоб на нарушение социальных прав. Доля обращений этой категории увеличилась по сравнению в предыдущим годом на 3,9% и составила 969 обращений», - отметили в аппарате омбудсмена.

Более половины из них затрагивают различные аспекты нарушений жилищных прав социально уязвимых категорий граждан - 519 обращений, в частности, инвалидов, многодетных семей, малоимущих граждан, молодых семей, детей-сирот и лиц из их числа, ветеранов боевых действий, вдов участников Великой Отечественной войны.

В категории нарушений жилищных прав граждан на 40,6% уменьшилась доля жалоб на непредоставление либо некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг (73 обращения).

70 обращений поступило от граждан, не имеющих собственного жилья и нередко многие годы состоящих на учете в муниципалитетах для получения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. 42 обращения связаны с просьбами об оказании содействия в приватизации занимаемых гражданами жилых помещений, оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки. Проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья затрагивались в 41 обращении, в которых граждане жаловались на длительные сроки переселения, формальный подход межведомственных комиссий при органах местного самоуправления при признании дома аварийным, качество вновь построенных домов и т.д.

В 184 обращениях на нарушение прав на социальную защиту и пенсионное обеспечение граждане указывали, в частности на проблемы при получении мер социальной поддержки, в основном это педагогические и медицинские работники, многодетные семьи, ветераны боевых действий, ветераны труда, инвалиды. Вопросы назначения и пересмотра пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат поднимались в 44 обращениях, оказания материальной помощи нуждающимся малоимущим гражданам - 44, установления инвалидности - 23.

Показатель жалоб на нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь в истекшем году составил 7,2% от общего числа жалоб (106 обращений). Уменьшение по сравнению с 2015 годом составило 32,5%. О нарушении права на благоприятную окружающую среду Уполномоченному сообщили 109 заявителей.

С защитой семьи, материнства и детства по проблемам установления опеки и попечительства над несовершеннолетними, домашнего насилия, усыновления (удочерения), приемной семьи было связано 25 обращений. Жалоб на нарушения прав граждан на образование стало меньше на 26% - 26 обращений. В частности, по вопросам устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение, строительства школы в селе одного из горных районов республики, проведения капитального ремонта школ в селах, сохранения малокомплектных сельских школ, перевода с платной формы обучения на бесплатную, допуска абитуриента к сдаче ЕГЭ в резервный день.

Нарушения органами власти и организациями экономических прав граждан явились поводом для 203 обращений, что на 13,2% меньше в сравнении с предыдущим годом. Из них в 77 обращениях указывалось на нарушения права на труд и справедливое вознаграждение за труд. Речь шла о проблемах трудоустройства, ненадлежащем оформлении трудовых отношений, необоснованном увольнении с работы, задержке (невыплате) заработной платы и предусмотренных законом надбавок к ней работникам государственного и муниципального сектора, работникам частного сектора, низкой оплате труда.

В этой же категории на нарушения имущественных прав поступило 126 обращений - это в большинстве жалобы на отказы либо волокиту при оформлении правоустанавливающих документов на используемые гражданами земельные участки, действия (бездействие) органов местного самоуправления в связи с незаконным строительством разного рода объектов на придомовых территориях.

На протяжении последних лет наблюдается уменьшение обращений в почте Уполномоченного в связи с нарушением гражданских (личных) прав. В 2016 году 286 обращений содержали жалобы на такие нарушения - это 19,3% от общего числа обращений (уменьшение составило 10,3%). Они касаются деятельности сотрудников правоохранительных и судебных органов.

На том же уровне, что и в 2015 году, сохраняется число жалоб подследственных и осужденных на недозволенные методы воздействия администраций исправительных учреждений, необоснованное этапирование из исправительного учреждения, расположенного на территории одного субъекта Российской Федерации, в другое, неоказание медицинской помощи, применение мер взысканий - 11 обращений. В 11 обращениях гражданами сообщено о похищениях их родственников вооруженными лицами. 15 обращений были связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением судебных актов, непринятием судебными приставами-исполнителями действенных либо достаточных мер к их исполнению (уменьшение на 34,7%).

В 30 жалобах граждане посчитали нарушенными свои права на гражданство и свободу передвижения, речь в них шла о проблемах как при получении и замене паспорта гражданина Российской Федерации, так и при получении вида на жительство и вступлении в гражданство Российской Федерации.

В 2016 году на имя Уполномоченного поступило 78 обращений по поводу нарушения права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. Всем обратившимся с таким вопросом давались разъяснения порядка обжалования соответствующих судебных актов, установленного гражданским и уголовным процессуальным законодательством. В целях полноценного и результативного рассмотрения жалоб Уполномоченным направлено 328 запросов и обращений в органы исполнительной власти республики, органы местного самоуправления, правоохранительные органы.

В ходе выездных приемов омбудсмена жители сельских поселений продолжали обращаться с вопросами о недостаточной обеспеченности муниципалитетов объектами образования, культуры и спорта, нехватке земельных участков для их предоставления многодетным семьям, неудовлетворительном состоянии межпоселковых и сельских автодорог, невыплате педагогическим и медицинским работникам, проживающим в сельской местности, денежной компенсации за приобретенное твердое топливо и электроэнергию, нарушениях жилищных и земельных прав граждан.

В 2016 году была продолжена работа тематических «горячих» телефонных линий Уполномоченного. Так, в ходе работы «горячей» телефонной линии по вопросам реализации нрав многодетных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, опекунских и приёмных семей либо находящихся в трудной жизненной ситуации, поступило 120 обращений. Основная часть касалась вопросов предоставления льгот, субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, мер социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами, улучшения жилищных условий и предоставления земельных участков многодетным и малоимущим семьям, социально-реабилитационных средств и услуг, квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и т.д.

В ходе работы «горячей» телефонной линии по вопросам соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов инвалидов поступило 96 обращений. Граждане жаловались на сложности в получении мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, выплат и компенсаций, улучшении жилищных условий, получении пенсии, медицинской помощи, социально-реабилитационных услуг и т.д. В предвыборный период Уполномоченным была организована работа «горячей» телефонной линии по вопросам реализации избирательных прав граждан. Обратившимся даны разъяснения и рекомендации по вопросам защиты и восстановления их нарушенных прав и законных интересов.

По итогам рассмотрения 501 обращения - 34% от общего числа обращений, поступивших к Уполномоченному, заявителям были даны соответствующие разъяснения и рекомендации о способах и методах защиты нарушенных прав. В результате принятых Уполномоченным мер полностью или частично права заявителей восстановлены по 108 обращениям, в том числе по 7 коллективным обращениям (восстановлены права более 150 заявителей). В остальных случаях факты, изложенные в жалобах, не нашли своего подтверждения.

Как отмечают в аппарате омбудсмена, Уполномоченный сталкивается с тем, что заявители сразу направляют свои жалобы в вышестоящие органы власти без попытки разрешить вопрос на местном уровне. В сознании людей преобладает уверенность в скором разрешении проблемы, если начать череду обращений «сверху». Выяснялось, что зачастую многие вопросы можно быстро и качественно решить на местном уровне, если заранее выяснить обоснованность своих претензий. Благодаря сложившемуся сотрудничеству с должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов республики, ряд обращений удаётся разрешать достаточно оперативно.

По сложившейся практике, обращения, требующие более подробного изучения, остаются на контроле Уполномоченного до получения информации о результатах их рассмотрения. На основании анализа ответов из государственных и муниципальных органов по каждому отдельному случаю принималось решение о дальнейшем производстве, причём, в ряде случаев предпринимались дополнительные меры, направленные на восстановление прав заявителей.

Вместе с тем, цифровые показатели можно считать весьма условными ввиду того, что в ходе работы с заявителями им оказывается содействие в защите как личных, так и социальных либо экономических прав одновременно, однако статистика этого не отражает.

«Для каждого должностного лица работа с обращениями граждан должна быть одним из основных показателей эффективности его деятельности. Нередко такая работа рассматривается в качестве второстепенной задачи по отношению к решению возложенных на них вопросов. Рассмотрение и разрешение повседневных обращений населения в таких случаях осуществляются по остаточному принципу. При этом зачастую обоснованность требований граждан в последующем подтверждается в судебном порядке. Согласно информации Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Дагестане, судами республики в 2016 году на решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления, их должностных лиц поступило 1 тысяча 928 жалоб, 82% из которых судами были удовлетворены, органов исполнительной власти республики - 402, из них 41% удовлетворено.

Как правило, недовольство населения, прежде всего на местном уровне, вызывает отсутствие прозрачности в принятии решений, обратной связи с населением. Так, конфликты, связанные с переселением граждан из аварийного жилья, застройкой жилых кварталов, размещением торговых точек и другие, становятся предметом широкого обсуждения в СМИ и социальных сетях, где граждане сообщают, что местные власти не учитывают мнение населения при принятии решений и, соответственно, делают негативные обобщающие выводы о властных решениях на примерах отдельных фактов. Уполномоченный неоднократно отмечал необходимость активного использования местными органами власти предусмотренных законодательством форм участия населения в осуществлении местного самоуправления - собрания, сходы граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и т.д.

В 2016 году, по информации МВД по Республике Дагестан, основными причинами протестных акций граждан являлись социально-экономические вопросы, в частности, недовольство распределением земель, невыплата заработной платы и т.д. Таких ситуаций можно было избежать при проведении с населением разъяснительной работы. Отсутствие выстроенной органами власти всех уровней системы предупреждения конфликтов и их разрешения, неиспользование в полной мере правозащитной экспертной оценки последствий и социальных рисков при принятии решений также способствуют протестным настроениям граждан», - отметили в аппарате.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела