"

Дагестанские писатели для Дагестана?

Фото:
3663
14 минут
Держа в руках учебник дагестанской литературы и учебник по литературе, предназначенный для школьников всей страны, дагестанские ученики вряд ли задаются вопросом: почему писатели одной страны в разных учебниках? Перегруженные заданиями, они бегут галопом по Европам. Им-то главное – сдать.

Литература, конечно же, не математика. Каких авторов должен изучать учащийся в базовом порядке, а каких – в факультативном или оставить на «потом» для собственного чтения – трудный вопрос. Однако мало кто отрицает принцип историко-хронологического подхода при создании учебников, представленность классиков литератур отечественной и зарубежной. Так, по крайней мере, должно быть.

Фонд общественного мнения провел социологический опрос на тему, что и как надо проходить на уроках литературы. В целом все опрошенные согласились, что литература способствует развитию ребенка и вообще учит думать. Участники опроса видят в литературе историческое наследие, с которым обязан ознакомиться школьник. Однако вопрос, каким должен быть перечень изучаемых авторов, оказался сложнее, вкусы респондентов разошлись – от Александра Дюма и Чарльза Диккенса до Бориса Акунина и Виктора Пелевина.

Обзор же российских учебников литературы показывает, что материал в них расположен по принципу «отовсюду понемногу». А в недалеком будущем литература и вовсе будет объединена с предметом «Русский язык». Что это будет за предмет и с чем его едят, пока мало кто знает. Каким получится детище на выходе? Этим вопросом задавались участники Первого литературного собрания и наши дагестанские эксперты, взявшие на себя ответственность выразить свою точку зрения на литературные и окололитературные процессы и на то, какое же место будет отведено дагестанским классикам в учебниках.

Не остался в стороне от литературной шумихи и Президент России. На Первом литературном собрании, инициированном им же, Владимир Путин обозначил следующие проблемы: совершенный провал литературного и филологического образования, трудности, которые испытывают книгоиздатели и книготорговцы, разрушение культурных связей – все то, что превратило Россию в страну, где средний взрослый человек читает не более 9 минут в день. Падение интереса к чтению в России стало следствием развития цифровых технологий, а сложившуюся ситуацию можно исправить с помощью изменения программ преподавания литературы и русского языка в старших классах школы и увеличения количества учебных часов, считает Путин.

Если же говорить о том, как должно быть: система школьного литературного образования предполагает целенаправленный отбор произведений для изучения. Важным моментом является оптимальное соотношение компонентов литературного образования (русская литература, литература народов России, литература ближнего зарубежья, зарубежная литература) и установление взаимосвязей между ними. Формулировки достаточно размытые. Как осуществлять отбор и устанавливать то самое оптимальное соотношение – на этом вопросе споткнется не один эксперт. А в целом эксперты сходятся во мнении, что подготовка учебников – задача не из легких. И, конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что выпускаемые учебные издания укомплектованы наилучшим образом. Причина тому – неподготовленность многих авторов изданий в вопросах педагогики, психологии, книговедческой типологии.

Образовательные стандарты основного общего образования по литературе указывают на такие моменты: изучение литературы способствует воспитанию духовно-нравственной личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, уважение к литературе и культуре других народов, обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта и т.д. Предполагается, что, изучая художественные произведения, ученик должен всего этого достичь. Примечательно то, что для школ с родным (нерусским) языком в перечне основных целей приводится такой стандарт – «формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально-обусловленные различия». Жаль, что это не общепринятый стандарт. Ведь именно это позволило бы большинству (а русских в России большинство) принимать меньшинство (другие этносы) с пониманием их культурных особенностей.

ПЕРСПЕКТИВЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОРОВ

В целом вопрос о кризисе литературного образования и о том, каково должно быть содержание программ по русской литературе, – пока не решен. Заместитель министра печати и информации РД Миясат Муслимова характеризует положение дел в литературном образовании емко – катастрофа. Сегодня множество программ по литературе (около 16), за этим разнообразием угнаться невозможно. По сути это дезориентирует учителя. Издание учебников и программ, к сожалению, стало бизнесом. Ведется работа по сокращению количества программ. С 2020 года вводится новый единый предмет «Русский язык и литература». С 2013 года школы могут приступить к введению этого предмета на добровольной основе. Новая концепция не предполагает конкретной обязательной программы для изучения. Да, есть примерный круг авторов, но вокруг него также ведутся дискуссии и споры. Ведь классиков исключают из программы ради введения малоизвестных современных авторов. И эти имена под большим вопросом. «Я присутствовала на встрече Владимира Владимировича Путина 21 ноября с литературным собранием. На ней обсуждались вопросы разрушения литературного образования в стране, проблема учебников, понижение роли литературы и т.д. Что касается круга авторов, то надо задаться вопросом, что относится к понятию “русской литературы”? Ведь в этом случае сами классики оказываются под вопросом», – отмечает эксперт.

В рамках нового предмета «Русский язык и литература» дан примерный стандарт образования. Там указывается такая графа – «Литература народов России». Учащимся предлагается одно произведение по выбору во фрагментах. Приводится 12 авторов, представляющих разные субъекты России, – Мустай Карим, Муса Джалиль, Давид Кугультинов, Кайсын Кулиев, Коста Хетагуров, Расул Гамзатов и другие. В учебнике также отведено место мифологии и фольклору  народов России. И ученик тоже должен сам решить, чей фольклор он хочет изучать. Есть также рубрика – «Многообразие литературы народов России, отражение в них национальных картин мира. Контактные связи русских писателей с представителями других регионов России». Но нет конкретики в плане указания авторов и их произведений. Учитель выбирает по своему усмотрению, что предложить ученику. Миясат Муслимова считает, что этого недостаточно, национальная литература должна быть представлена в более широком диапазоне. И отдельным предметом.

В постсоветском пространстве первое время в программах практически не было национальной литературы. В 2000-х годах автор учебника Ф. Курдюмова создала новую переработанную программу, куда вошли отдельные классики национальных литератур. Из дагестанских писателей – Расул Гамзатов.

В конце 90-х годов была разработана программа факультативного курса для 10-11-х классов «Литература народов России» Р. Хайруллина. Но использовать ее – дело добровольное. Возможно, немногие учителя об этом факультативе знают и применяют. А в нем дагестанская литература представлена шире.

В целом идет тенденция к снижению количества уроков литературы. Прежде было 210 часов для литературы в старших классах, сейчас – 140 часов. Вот такое нововведение. А если учесть слияние русского языка и литературы… Сегодня никто не обсудил концепцию нового предмета, каким должен быть учебник, нет и самого учебника. Это тоже дезориентирующий научную и педагогическую общественность фактор. При таком сокращении часов и при слиянии двух предметов перспективы у национальных авторов оказаться в базовом списке нет. Хорошо, если удастся сохранить в нем Расула Гамзатова.

В российских школах было такое понятие, как «национальная школа». Введение ЕГЭ фактически уничтожило его. Причем официально никто об этом не объявил, что такого понятия уже нет. Идет постепенное размывание этой школы. Закрыли Институт национальных школ в Москве. Раньше были специальные стандарты по литературе для национальной школы и специальные стандарты для русской школы. Теперь единые стандарты, но деление учебников сохраняется. В РАО была лаборатория литературы, где занимались проблемами диалогов культуры русской и национальной литератур. И проблемой преподавания русской литературы в национальной среде. Два года назад лабораторию закрыли. Понятие «национальная школа» заменили на «программу по литературе с русским неродным и родным нерусским языком». В этой линии учебников шире представлены национальные авторы. Раньше все учебники проходили экспертизу в РАО, сейчас направляются в петербургские и московские университеты или РАН – Российскую академию наук. В настоящее время на экспертизу сдан учебник под редакцией Н. В. Черкезовой по литературе с русским неродным и родным нерусским. Из дагестанских авторов в этот учебник включен Расул Гамзатов, а также два отрывка из поэмы «Диалоги с Данте» Миясат Муслимовой. Учебник также пройдет педагогическую экспертизу в школах и лицеях. Каким на выходе будет учебник – неизвестно.

БЫТЬ В БАЗОВОМ СПИСКЕ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Конечно, сокровищница дагестанской литературы богата разными именами, но шансов оказаться в программах по литературе практически нет. Отсутствие единой концепции в учебниках, отсутствие обсуждения этих вопросов среди широкой педагогической общественности – причем речь идет не сколько об удалении национальных авторов из программ, сколько о проблеме разрушения литературного образования как такового. Будущее литературного образования туманно. Пока эти вопросы не будут серьезно обсуждать, а лишь ждать, пока кто-то примет решение, и пока соответствующие ведомства будут устраняться от влияния на эти вопросы, решения будут приниматься без нашего участия. Регионы должны серьезно поднять эти вопросы и научиться находить механизмы влияния на образовательную политику, считает Миясат Муслимова. В условиях, когда идут «демонизация» лиц кавказской национальности и отчуждение от Кавказа, литература является лучшей визитной карточкой, благородным ликом Кавказа, с которым просто преступно не знакомить.

«Это очень важный вопрос, – считает заместитель председателя Союза писателей Дагестана Марина Ахмедова. – Мы включим его в обсуждение не только писателями, но и широкой общественностью. Почему российские дети не должны серьезно изучать литературу народов России, хотя бы знать творчество нескольких наших классиков? Здесь же зарыта собака национальной неприязни. Отсюда все думают, что у Дагестана нет ни истории, ни литературы. У нас есть Расул Гамзатов, Нурадин Юсупов, Рашид Рашидов, Камал Абуков. А Эффенди Капиев, хотя он рано умер, до сих пор очень уважаем в литературных кругах. В советское время в учебниках был, я бы так его назвала, спецкурс «Литература народов СССР». Мне, конечно, сейчас трудно припомнить, ведь то были 60-е годы, но там были представлены Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса. И Расула Гамзатова изучали, он проходил как поэт-современник в плеяде таких поэтов, как Роберт Рождественский. Что мы видим сейчас? В сводной программе из дагестанских писателей представлен только Расул Гамзатов, и то списочно, в перечне рекомендованных к чтению авторов. Существует некий Госстандарт, который предполагает изучение литературы народов России. В него входят советские писатели, классики, которые представляют народы России. И здесь же содержатся рекомендации одного-двух авторов из этого списка и то по решению учителя.

Вот откуда идет эта дискриминация. Если в школьной программе изучается Библия, то наряду с этим должны изучать и Коран. В дагестанских школах изучают и русскую, и зарубежную литературу, а о дагестанской литературе в России имеют очень слабое представление. Я просмотрела школьную программу и открыла для себя интересные факты. На мой взгляд, она просто не выдерживает никакой критики. В советское время была хотя бы четкая классификация по историческим литературным периодам. Ребенку легче усвоить материал, если он правильно систематизирован. Ведь литература всегда связана с историей, поэты не творят в вакууме, они отображают проблемы и реалии своего времени. Советская школа давала очень глубокие знания по литературе. Мне жаль современных школьников. Программа 7-го класса –подбор авторов вразнобой: О’Генри, Горький, Державин. Некрасов, Салтыков-Щедрин, Симонов... Дети и так мало читают, они отвлекаются на компьютер и разные игры. А когда делается винегрет из серьезных писателей – зарубежных и русских, и XIX, и XX века, они с трудом усваивают материал. Школьная программа должна идти от простого – от детской литературы в начальной школе, далее дети должны перейти к изучению произведений русских классиков. Зарубежная литература не должна быть смешана с русской, они должны идти отдельным курсом. В огромном количестве писателей и произведений они запутаются, вообще не будут знать литературу.

Союз писателей РД имеет право поставить этот вопрос перед руководством республики, перед Советом культуры при Президенте РФ. У нас богатая, интересная, многонациональная литература. И ярчайших представителей, хотя бы пять авторов, можно было бы дать в базовом учебнике. Ведь даже творчество Расула Гамзатова обзорно, оно не изучается серьезно. Во многих городах России проходили пусть небольшие, но празднования в честь 90-летия Расула Гамзатова. Его творчеством в современной России интересуются, надо поддерживать и углублять этот интерес.

Прежде литература народов России издавалась в московском издательстве “Современник” в Москве. Вопрос о возрождении издательства поднимался неоднократно. Это очень важная проблема. Если ее не озвучивать, о наших писателях никто не будет знать. Мало того, что вообще упал уровень знания литературы в школах, современные ученики плохо знают классиков русской и зарубежной литератур, а что они думают о литературе народов России? Если о наших писателях не заявлять, не изучать их творчество, они будут считать, что у нас никогда писателей не было. Мы поставим этот вопрос на обсуждение и обязательно пригласим вас», – пообещала Марина Анатольевна.

ТОЛЬКО НЕ ДАГЕСТАНСКИХ АВТОРОВ

Россия абсолютно не знает наших писателей, как будто с развалом Советского Союза развалилась и дагестанская литература. Государство должно в первую очередь позаботиться о писателях, вести пропаганду культуры чтения, уверен писатель, публицист Феликс Бахшиев. В постсоветское время было создано несколько союзов, они публикуют только русских. Есть Союз писателей России, куда входят все писатели регионов, Союз писателей СНГ, московский и петербургский Союзы писателей. В Союзе писателей России должны быть представлены писатели и поэты всех национальностей. Эта организация должна поднимать вопрос о том, чтобы Россия знала писателей из разных регионов.

В советское время в Дагестане функционировало Учебно-педагогическое издательство. Теперь и его нет.

Наряду с Расулом Гамзатовым были известны Ахмедхан Абу-Бакар, Эффенди Капиев и другие. Почему дагестанские писатели остаются в тени, ведь они внесли большой вклад в вопрос взаимообогащения литератур? Издательства стали частными. Книжные магазины закрываются. Никто не читает, никто и не пропагандирует чтение. Хоть и с трудом, но книги издаются. Книги покупают, но только не дагестанских авторов, их и на книжных полках нет. Как повернуть учеников, студентов к чтению литературы? В России нас не издают. Потому что она не знает наших писателей.

У писателей нет возможности заниматься реализацией и продвигать свое творчество. Государственной опеки нет. Очень сложно писателям. Важно, чтобы руководство повернулось лицом к этой проблеме. Издают только членов Союза писателей, и то раз в три-четыре года тиражом в 300 экземпляров, гонорары мизерные – 10-20 тысяч. И писатели уже не хотят работать. Невозможно жить литературным трудом. Литература умирает.

А НАПОСЛЕДОК…

Перспектива оказаться в российских учебниках у национальных авторов минимальна. И дело не в идейно-эстетической значимости произведений и даже не в педагогической актуальности. Вряд ли «Мой Дагестан» Гамзатова или «Даргинские девушки» Абу-Бакара будут неинтересны российскому читателю. Отодвигая национальную литературу на второй план, образование включает механизм восприятия национальной литературы как необязательного второсортного элемента. И это сжимает кругозор учащихся до рамок «дальше носа ничего нет». Что и порождает оскорбительные и бессмысленные споры в соцсетях о превосходстве одних наций над другими. «Культура не должна быть на иждивении государства» – эта мысль вбивалась в головы художникам, писателям, композиторам. Но разве могут таланты, нуждающиеся в средствах, мыслить и создавать полноценные художественные произведения. Классика создается годами. А созданное наспех будет идти на потребу публики, станет чтивом в метро или закусочных.

Когда вопросы развития творческих работников Дагестана обсуждались на высоком уровне? Сейчас и не припомнишь. И где они, новые имена? Имеют ли возможность публиковаться?

В период учебы формируется мировосприятие ученика. Ничто не дает такого полного представления о ментальности народа (ни танцы, ни ювелирные изделия) как литература, художественные произведения. Не имея представления о культурном своеобразии других народностей, среднестатистический россиянин воспринимает дагестанцев (кавказцев в целом) как чужеродные элементы. Ничто так не отпугивает и не отталкивает людей друг от друга, как незнание ментальных особенностей другого народа. И это реалии сегодняшнего дня.



Р.S. Вопрос остается открытым для обсуждения. В продолжение темы мы готовы выслушать педагогов, творческую интеллигенцию – тех, кому есть что сказать.

Новости раздела