"

Проведение земельной реформы – одна из приоритетных задач в Дагестане

Фото:
1987
7 минут

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов поставил перед органами власти региона задачу провести в течение нескольких лет земельную реформу в регионе. По его мнению, эффективное использование земельных ресурсов является базовой основой развития сельскохозяйственного производства, особенно в таких горных регионах, как Дагестан.

«Результатом реформирования земельных отношений должно стать перераспределение земель в пользу наиболее эффективного пользователя, развитие на этой основе малого и среднего предпринимательства, повышение занятости и уровня жизни людей, технологического уровня производства и эффективности аграрного сектора экономики на основе его инновационного развития», – считает Глава Дагестана.

В настоящее время в республике приняты меры по подготовке к проведению земельной реформы. Предполагается, что подготовительные работы будут завершены в течение пяти лет. Дело в том, что в Дагестане в настоящее время остаются нерешенными ряд земельных проблем, связанных, в том числе, с несовершенством законодательной базы и неурегулированностью отдельных вопросов в области земельных отношений. Вот этим сегодня и занимаются ответственные за данную работу ведомства.

Как отметил по данному поводу руководитель региона, «процессы дальнейшего развития рыночной экономики, внесение кардинальных изменений в Земельный кодекс Российской Федерации требуют принятия нового регионального земельного законодательства, тщательно проработанного с учетом сложившейся ситуации».

Земельный фонд Республики Дагестан

По информации Комитета по управлению госимуществом РД, общая площадь земель в Дагестане составляет более 5 млн гектаров, из которых 527 тыс. га находятся в федеральной, около 1 млн 826 тыс. га – в республиканской и 2 млн 660 тыс. га – в муниципальной собственности.

Из них площадь земель сельскохозяйственного назначения всех форм собственности составляет более 4 млн 345 тыс. га, в том числе сельхозугодья  – 3 млн 215 тыс. га.

Площадь пашни в республике составляет 467 тыс. 500 га, многолетние насаждения – 48 тыс. 900 га, сенокосы – 156 тыс. га, пастбища – 2 млн 543 тыс. га, прочие угодья – 1 млн 130 тыс. га. Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в республиканской собственности, включают 1 млн 807 тыс. га, из которых чуть больше 1 млн га находятся в аренде у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В результате проведенных работ по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения выявлено свыше 443 тыс. га неиспользуемых земель, что составляет более 10 процентов от общей площади сельхозземель.

Как у других

О необходимости проведения земельной реформы в республике говорят уже давно, но лишь теперь данный вопрос был серьезно поднят на уровне руководства региона. Было принято решение вначале изучить опыт других стран и регионов России, где уже принята и работает земельная реформа.

К примеру, особый интерес представляет механизм и результаты проведения аграрной реформы в соседней Республике Азербайджан. По словам начальника Управления Минэкономразвития РД Шахмардана Мудуева, радикальная земельная реформа в этой стране была проведена с учетом существующего зарубежного опыта. Дело в том, что к середине 1990-х годов в результате экономического кризиса в Азербайджане производство продуктов сельского хозяйства сократилось в 10-12 раз, земля практически не использовалась, государство оказалось на грани продовольственного кризиса. А до кризиса в Азербайджане производили более 2 млн тонн винограда, 700 тыс. тонн овощей, выращивали озимые, плодоовощную продукцию, урожаи были высокие. В этой ситуации единственным выходом из кризиса стала острая необходимость проведения радикальной аграрной реформы. В Азербайджане сельское хозяйство в настоящее время находится в частной собственности. В государственном секторе остались только семеноводство, селекционная и племенная работа.

«Земельная реформа стала значительным шагом в организации рационального и эффективного использования земли, охраны и улучшения плодородия почв, а также в улучшении социального положения населения. Опыт показывает, что современные хозяева, в отличие от работников бывших колхозов и совхозов, заинтересованы не только в творческом отношении к труду, в повышении урожайности и улучшении качества произведенной продукции, но и в сохранении и улучшении ее экологического состояния земли», – отметил Мудуев.

А в Республике Беларусь процесс институциональных преобразований начался в 1991 году. Модель формирования государственной собственности в этой стране можно характеризовать как централизованно управляемую модель, оформленную в виде государственной программы и других законодательных актов, в которых содержится набор методов, способов и условий разгосударствления экономики.

Другой пример – Республика Казахстан. Здесь, как и в большинстве стран СНГ, центральный вопрос преобразования земельных отношений – вопрос о формах собственности и о праве на землю, переходе к платному землепользованию, то есть включению земель в рыночную экономику.

В каждой стране имеются свои природно-исторические и иные условия, влияющие на характер земельных отношений.  Но важно одно, что в каждой из них поняли необходимость проведения земельных преобразований.

Мнения специалистов

По словам доктора сельскохозяйственных наук, зав. лабораторией биогеохимии Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН Гасана Гасанова, в республике необходимо ускорить земельную реформу. «Сложившееся в настоящее время в регионе положение с землепользованием в сельскохозяйственных предприятиях можно охарактеризовать как переходное от общественной к частной собственности на землю. Она закреплена за фермерскими хозяйствами, сельскохозяйственными кооперативами на правах аренды: краткосрочной и долгосрочной, вплоть до 49 лет. Результат такой перестройки очевиден: сократилась площадь обрабатываемых земель, резко снизились урожайность всех выращиваемых культур и объемы производства продукции», – отметил Гасанов.

По его мнению, это результат не только перестройки земельных отношений. Основную роль в этом сыграли ухудшение экономической обстановки в стране и республике, отсутствие финансовых возможностей у сельскохозяйственных товаропроизводителей для приобретения техники, горюче-смазочных материалов и других ресурсов.

Для изменения ситуации в лучшую сторону, считает эксперт, необходимо законодательно закрепить право граждан на частную собственность на землю, которой они владеют сейчас на правах аренды. Пришло время передать арендуемые земли в частную собственность с обязательным правовым регулированием ответственности землевладельцев за поддержание их плодородия. «Это позволит существенно повысить эффективность их использования. Надо поставить жесткий заслон отводу плодородных земель сельскохозяйственного назначения под разного рода строительные объекты», – заявил он.

О необходимости проведения земельных преобразований говорит и доктор сельхознаук, профессор, директор ФГБНУ «Дагестанский НИИСХ им. Ф.Г. Кисриева» Надир Загиров.

По его словам, в условиях рыночной экономики и перестройки механизма хозяйствования земельный вопрос становится центральным, поскольку земля – почва как часть природной экосистемы и главное средство сельскохозяйственного производства,  имеет особое значение для общества, а ввиду территориальной ограниченности роль ее будет в перспективе лишь возрастать.

«Рациональное использование земельных ресурсов, сохранение и воспроизводство плодородия различных типов почв являются важными условиями эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса, стабильного производства сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем резкое снижение уровня материально-технического обеспечения отрасли, процессы экстенсификации отечественного земледелия сопровождаются дальнейшим ухудшением экологического состояния почв агроландшафтов», – считает Загиров.

Причины деградации земель

По данным Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН, в Дагестане 52 процента всего земельного фонда подвержено водной и ветровой эрозии, 38 процентов засолены в разной степени. Только солончаки и их комплексы занимают 542 тыс. 500 гектаров, развеваемые и слабозакрепленные пески и песчаные почвы – более 450 тыс. гектаров. Суммарная площадь этих земель, скальных обнажений, ледников и внутренних вод составляет 986 тыс. га. Если добавить к этому площади примитивных горно-луговых почв и лесного фонда, то из активного сельскохозяйственного фонда выпадает 1 млн 600 тыс. га, что составляет 30 процентов земельного фонда.

Из оставшейся площади на долю так называемых ценных сельскохозяйственных угодий (пашня и многолетние насаждения) приходится всего 13,8 процента, сенокосов – 4,9 процента, пастбищ – 79 процентов. А из общей площади пашни удобными для обработки почвы являются лишь 24,2 процента полей, среднеудобными – 47 процентов, остальная площадь относится к неудобным и очень неудобным категориям земель.

Таким образом, земель среднего, хорошего и высшего качества в республике насчитывается всего 1 млн 800 гектаров, что составляет 34,3 процента от общей площади. Эти земли являются золотым фондом дагестанского народа, который надо беречь для будущих поколений.

Основные причины деградации земель общеизвестны: опустынивание; ветровая и водная эрозия; засоление; снижение плодородия. Особую тревогу вызывает надвигающееся опустынивание земель, вызванное природными и антропогенными факторами.

Одним из основополагающих путей успешного решения накопившихся проблем в вопросах землевладения и землепользования является проведение комплексной инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. Инвентаризация должна быть проведена в разрезе муниципальных образований по видам хозяйственного назначения с разграничением форм собственности и обязательной кадастровой оценкой земель.

Отсутствие достоверной информации, неразбериха в площадях земель, находящихся в различных формах собственности, приводят к различным нарушениям и неэффективному использованию земель республики.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела