"

Кубачинское оружие – феномен российской художественной культуры

Фото:
7811
7 минут

Термин «кубачинское оружие» − достаточно широко известен в кругах музейных работников, коллекционеров оружия, ценителей художественного металла. Это связано с тем, что в селении Кубачи процветают достаточно известные в России народные ювелирный и оружейный промыслы. О ремесле кубачинцев, их оружейном мастерстве корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал представитель Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук Амирбек Магомедов.

Известная по музейным изделиям классика кубачинского оружейного искусства и технологий изготовления оружия, приходящаяся на середину, вторую половину ХIХ века и на начало ХХ века, хорошо описана в трудах известных кавказоведов Е.М. Шиллинга, Э.Г. Аствацатурян, народного мастера Р. А. Алиханова. Менее изучены история и особенности этой традиции в советские годы, состояние современных промыслов изготовления оружия.

Огнестрельное и клинковое оружие

Еще в первые десятилетия ХХ века изготовление традиционного «кавказского» огнестрельного оружия, хотя и разрешенного царской властью (мастерам было запрещено лишь изготовление казнозарядного, армейского оружия), из-за уменьшения спроса постепенно пришло в упадок. В то же время хорошим спросом продолжало пользоваться так называемое холодное или точнее клинковое оружие: кинжалы, шашки, сабли, ножи.

Целыми партиями их заказывали и для казачьих частей царской армии. Большим спросом они пользовались в городах Северного Кавказа. А после того, как мода на ношение кинжала с традиционным мужским костюмом в конце ХIХ века с Северного Кавказа перекинулась в закавказские города, спрос на него еще более возрос.

В те же годы нелегально продолжали работать и мастера, освоившие технологии кустарного изготовления казнозарядных, армейского типа, пистолетов. Особым спросом такие пистолеты стали пользоваться в годы гражданской войны. Возродился «пистолетный» промысел и в недавние, тревожные 90-е годы ХХ века. Так называемые пистолеты «кустарного производства», о которых часто упоминала хроника уголовных происшествий тех лет, и были оружием дагестанских «умельцев», пользующихся ситуацией. О художественной отделке такого оружия не было и речи.

Особая страница оружейного дела

Особая страница оружейного дела – советское время. В первое десятилетие нового времени на руках у населения накопилось много оружия. Поэтому неоднократно в селах Дагестана проводились так называемые кампании по «разоружению». Отбирали все, складировали в каких-то помещениях, где они ржавели, потом увозили неизвестно куда. Возможно, хорошие образцы изымались и превращались в имущество милицейских чиновников. С 30-х годов и особенно после Великой Отечественной войны советская власть стала жестко ограничивать промыслы по изготовлению не только огнестрельного, но и холодного оружия. Уголовному преследованию подвергались лица не только изготавливающие, но и хранящие изготовленные кустарным способом ножи, кинжалы, шашки. К категории холодного оружия было отнесено не только оружие в сборке, но и его основные детали (неоправленный в ножны клинок и т.д.). Все это приводило к забвению народных традиций мастерства, исчезновению промыслов изготовления оружия. Страх уголовного наказания парализовал волю многих мастеров к творчеству в этом направлении. В итоге традиционной культуре Дагестана был нанесен громадный урон.

Оружие как подарок «по случаю»

Вместе с тем в те же годы сохранялось изготовление такого оружия в Кубачинской художественной артели. Но эти изделия предназначались для презентации на различных выставках, для преподнесения в качестве подарков военачальникам Красной (советской) армии. Такая практика активно практиковалась в годы Великой Отечественной войны, послевоенные годы.

В частной сфере из-за запретов и слабого спроса резко сократилось производство такого оружия. Изменилось и его назначение. Оружие, как правило, заказывается и приобретается лишь в качестве подарков «по случаю». Почти полная смена традиционного мужского костюма на городские фасоны, завершившаяся в 40-е годы ХХ века, привела к тому, что кинжал как украшение костюма потерял свой смысл. Да и клинки «подарочных» кинжалов, шашек, сабель, ножей-«финок» стали изготавливаться из простого железа.

В соседнем селе Кубачи селении Амузги, мастера которого еще со средневековых времен поставляли клинки для кубачинских оружейников, под влиянием новых условий перестали изготавливать настоящие булатные клинки. Умерли многие мастера, другие в 1944 году были насильно переселены в Чечню, на места выселенных чеченцев. Отселившиеся после возвращения чеченцев в 1950-е годы амузгинцы осели в разных местах Дагестана. Так умерла еще одна народная оружейная традиция Дагестана. Вернувшиеся в старое село Амузги несколько хозяйств стали делать для кубачинцев клинки из обычного железа, без узоров и клейм мастеров. В основном пользовались спросом простые клинки кинжалов и ножей. Спрос был устойчив и работы им хватало.

Другим «ограничителем» развития народных традиций оружейного дела в советское время стали запреты на обработку драгоценных и цветных металлов в сфере частных промыслов. Учитывая, что традиции художественной отделки были частью не только ювелирного, но и оружейного дела Кубачи, такие запреты еще более усугубили положение оружейников, которые могли за свою деятельность «получить» сразу две уголовные статьи. Этим можно объяснить и то, что в промыслах к 80-м годам ХХ века почти не осталось мастеров, умеющих собрать в целости шашку, саблю из серебряных «кусков». Дело в том, что в позднесоветские годы появилась практика восстановления таких изделий из лома старого серебра (рукояти, ножны и др.). Такие работы нередко шли как антиквариат; их закупали в качестве особо ценных подарков.

Раскрепощение частного ювелирного дела

Перестройка 1980-х годов вселила надежду мастерам на изменение ситуации к лучшему. Первым шагом в деле раскрепощения частного ювелирного дела, основанного на индивидуальных или семейных формах организации труда, стал закон об индивидуальной трудовой деятельности, принятый в 1986 году. В законе особо была выделена как значимая сфера народных художественных промыслов.

Однако под запретом осталось изготовление традиционного холодного (клинкового) оружия. Но народные мастера умело выходили из ситуации; хвостовик клинка оружия они крепили в рукояти не металлическими заклепками, как делали это народные мастера в прошлом, а сургучом или смолой-варом. Так холодное оружие превращалось в сувенир.

В советское время запрещалось не только изготовление, но даже хранение старого клинкового оружия. Требовалось, чтобы клинок был закреплен в ножнах наглухо, так, чтобы ее нельзя было вытащить. Именно к тому периоду времени, когда за подобные описанные выше прегрешения у владельца могли конфисковать антикварный кинжал, относятся и случаи, когда хозяин на возможный случай демонтировал (вытаскивал) клинки старинного оружия, а вместо них вставлял деревянные бутафории, имитации клинка. Так можно было безопасно хранить серебряные или насеченные золотом ножны оружия.

Для сравнения надо отметить и то, что в советское время кинжалы или традиционные ножи со стальными клинками можно было изготавливать и продавать легально в советское время в соседней Грузии, в республиках Средней Азии, где законодательство было «мягче». Все эти препоны, безусловно, влияли на развитие ювелирных промыслов, связанных с изготовлением традиционных форм оружия.

Кубачинское оружейное мастерство сегодня

Послабление мастерам пришло лишь в условиях новой России. В 1993 году был принят первый «Закон об оружии», многие статьи которого существенно не отличались от правил советского времени. Но было переквалифицировано понятие «холодное оружие». Холодным оружием считалось только законченное изделие. В 1997 году вступил в силу новый, доработанный «Закон об оружии». В частности, он ввел понятие холодного клинкового оружия, «предназначенного для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов России». Сертификацией такого оружия должно было заниматься МВД РФ, его экспертно-криминалистический центр. Закон об оружии не включал традиционные кинжалы, шашки, сабли Дагестана в категорию «гражданского и служебного оружия», запрещенного к обороту.

Несмотря на ограничения, кубачинские мастера сегодня активно изготавливают разнообразные виды клинкового оружия. Свобода предпринимательства, возможность «обойти» закон с помощью сургуча, способствуют возрождению многих старых приемов художественной отделки оружия, появлению ярких видов их украшения с использованием разноцветной эмали, вставок ажурной слоновой кости, многослойной филиграни. Для изготовления такого оружия в последнее время широко используют не только серебро, но и золото (оправа ножен), драгоценные камни. Кубачинское оружие можно встретить во всех крупных ювелирных магазинах, художественных салонах России. Оно стало феноменом российской художественной культуры.

Новости раздела