"

Конференция, посвященная современной художественной культуре Кавказа, проходит в Дагестане

Фото:
3347
6 минут
Конференция под названием «Современная художественная культура Кавказа: актуальные проблемы исследования (изобразительное искусство, и декоративно-прикладное искусство, театр, музыка, хореография)» проходит с 9 по 11 сентября в Дагестане. Работа конференции началась накануне заседанием круглого стола «Библиотечно-информационное обеспечение исследований в области истории и теории искусства и современной художественной практики» в Музее истории мировых культур и религий в Дербенте.

Пленарное заседание конференции прошло сегодня, 10 сентября, в конференц-зале Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН. Открыл его заместитель директора ИЯЛИ ДНЦ РАН Абусупьян Акамов, который отметил, что обсуждаемая в ходе конференции тема – очень сложная. «Одним из научных направлений работы нашего института является изучение народного и профессионального искусства дагестанских народов, рассмотрение вопроса становления и развития национальных видов искусства, исследование многонационального многообразия и черт региональной общности и т.д. Эти проблемы в нашем институте исследуются в отделе искусств, который был создан в 1973 году.

В отделе со дня основания ведутся фундаментальные и прикладные исследования в области традиционного и профессионального искусства Дагестана по направлениям: декоративно-прикладное, изобразительное, театральное, музыкальное искусство и другим», – рассказал он.

Акамов выразил надежду, что конференция будет способствовать решению важных вопросов современного знания в области искусства, выявлению особенностей развития художественного процесса в разных регионах Кавказа.

Первым перед участниками конференции выступил член-корреспондент Международной академии архитектуры в Москве, советник Российской академии архитектуры и строительных наук Владимир Бесолов. Он озвучил доклад под названием «Средневековое архитектурное койне народов Дагестана как закономерный источник творческой преемственности для современных зодчих». Отмечено, что в эпоху интеграции национальных культур, невероятных процессов глобализации перед малочисленными коренными горскими народностями большого Кавказа должна быть поставлена проблема первостепенной важности и государственной значимости, суть которой означает: вопреки тенденциям современной социально-политической жизни нужно сохранить свою языковую специфичность, культурную уникальность и этническую идентичность.

«Более того, крайне важно сберечь и неповторимость своего облика, национального образа, свою эстетическую выразительность. Следует признать, что именно это и есть наиболее важная, злободневная и судьбоносная проблема, состоящая из целого комплекса сложных вопросов. Это единственно приемлемый вниманию разумного, вспоминающего о своих предках и размышляющего о последующих потомках человека и всецело ответственного за судьбу этноса прогрессивного общества.

В то же время необходимо помнить еще и о том, что для горских народностей большого Кавказа особое значение имеет фамильно-родовой процесс неразрывности и целостности поколений. Именно непрерывный процесс преемственного развития поколений имманентно способствовал соблюдению морально-нравственных основ и традиционных этических норм, стабильно и неотступно был нацелен на воспитание горцев в строгих канонах горского семейно-бытового уклада и общинной морали конкретного этноса. Не секрет, что без осознания вековечной мудрости минувших веков и ушедших поколений, без сформированного веками, быть может, и тысячелетиями, оригинального и богатого опыта отдельно взятого народа невозможно было выжить и сохраниться полнокровной деятельной личностью, довольно значимым горским этносом», – отметил он.

С докладом «К вопросу о национальном музыкальном стиле Дагестана: певческие перекрестки и траектории» в ходе пленарного заседания выступил доцент кафедры музыкального образования Московского государственного института культуры, кандидат культурологии Тимур Мусаев. «Кратко представить особенности национального музыкального стиля Дагестана в объективе российской культуры – задача непростая. Первое, с чем столкнется исследователь, это многонациональный песенно-языковой плюрализм. В Дагестане представлено свыше 40 этнических групп, распространившихся среди высокогорных и низменных поселений, сформировавших свою интонационно-языковую среду. Поэтому сложно выявить единые характерные черты дагестанского мелоса. На него оказали влияние как исламская, так и светская культура арабов, позже – тюрков, сумев адаптировать местные интонации, что происходит и в любой полиэтнической культуре», – сказал он.

По словам докладчика, проблема всплывает при попытке охарактеризовать единый песенно-музыкальный стиль даже в рамках одной нации. «Ее усиливает сопряженность с идеей национальной идентичности – она многосоставна, находящаяся под влиянием русской культуры, ислама, адата и института общественного мнения. Многие исследователи продолжают с разных позиций приближаться к данной проблематике. Еще более 20 лет назад М. Якубов обозначил проблему единства музыкальной культуры Дагестана: “На каком языке должны звучать кантаты, оратории, вокально-симфонические поэмы, оперы в небольшой стране, в которой население говорит на десятках языков?”.

Вероятнее всего рассматривать проблему национального дагестанского стиля в связи с гармоничностью звукового ландшафта региона. Много общего, например, у кумыков (тюркская группа) и горско-дагестанских народов в свадебных, языческих и календарных обрядах. В песенной сфере отмечается генетическое родство лезгинской и табасаранской музыки с ирано-азербайджанской традицией (мугам). Мелодичные интонации кумыкских йыров, родственных с казачьими напевами, контрастируют с интонациями даргинской, лакской, аварской песни. Поэтичные образы геройства, тоски, неразделенной любви, скалистых вершин, матери и домашнего очага – излюбленный круг тем старинной аварской песни.

Традиционно горские песни одноголосны. Сложнейшая фонетика языка обусловливает резкое звучание аварских песен. Гортанные буквы заметно усиливают экспрессию высокогорья, его суровый колорит оставляет сильное эмоциональное впечатление, «пробивающее» разреженное пространство», – сказал Мусаев.

Он также отметил, что этнокультурное многообразие Дагестана и сильное влияние русской музыкальной культуры имели позитивные стимулы для развития профессионального музыкального творчества в республике. «Активная просветительская деятельность начала проводиться здесь в 1920-х годах, параллельно с открытием Московской музыкальной этнографической школы. Одной из наиболее ярких фигур музыкальной жизни республики была Дженнет Далгат (1885-1938) – первая на Северном Кавказе национальная женщина-композитор, пианистка (выпускница Лейпцигской консерватории), педагог, музыкант-просветитель. В ходе развития профессиональной дагестанской музыки первым педагогам и музыкальным деятелям приходилось искать пути устойчивого компромисса в развитии многоязычной, поликультурной традиции с основами академической композиции. «Рапсодия на дагестанские народные темы» Дж. Далгат – первый опыт создания крупного произведения на фольклорном материале.

Тимур Мусаев также сказал о том, что в рамках статьи он не может обратиться к эстрадной национальной музыке, но отметил одну особенность – заимствование ритмов и интонаций от турецкой, арабской, даже индийской музыки. «Это свидетельствует об общей тенденции – размытости граней, утрате ощущения национальной почвы. Известно, что традиция жива, пока жив ее носитель, но механизмы передачи традиции за почти сто лет существования профессиональной дагестанской музыкальной школы должны быть отлажены, кристаллизуясь в моностилевой (интонационно-архитепический), как общее – в звуковой портрет региона, и как частное – в авторский эксперимент.

За последние десятилетия в дагестанской профессиональной музыке накоплен обширный фонд крупных и малых форм с опорой на народную традицию; широко представлен романсово-песенный жанр. Но песенно-хоровые жанры почти не развиваются, национальное певческое искусство «отходит» от своего автора. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что любая звуковая цивилизация уходит корнями в коллективное пение (шаманский ритуал, обрядовая церемония, мистерия, литургия, нашид). И хоровое искусство всегда лежало в основе национального профессионального музыкального стиля.

Остается пожелать, чтобы в самом ближайшем времени появилась, например, «дагестанская оратория», «дагестанская мистерия» и им подобные жанры – с культом героя, гражданственности, любви. В подобных крупных сочинениях песенные формы инициируют новый тип обобщенного, национального музыкального мировоззрения. В одинаковой мере новое национальное музыкальное мировоззрение может принадлежать и общеевропейской, и общероссийской, и общедагестанской культуре, и через коллективно спетое слово национальные скрепы действуют на представителей всех этносов значительно сильнее», – заключил он.

Затем работа конференции продолжилась заседанием секции под названием «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура: актуальные проблемы исследования». Второе секционное заседание «Театр, музыка и хореография в современном художественном и образовательном процессе» состоится завтра в конференц-зале ИЯЛИ.

Новости раздела