"

Дагестанская медь: традиции, мастера

Фото:
14831
7 минут

Издревле в применении населения, в том числе и дагестанцев, находились изделия из пластичного и декоративного металла – меди. Из нее делали оправу оружия, различную домашнюю утварь (котлы, блюда, тазы, сосуды для воды, подойники, кружки) и другое. О традициях в медном ремесле и мастерах-медниках корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал работник института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук Амирбек Магомедов.

Медная посуда по сравнению с керамической или деревянной была более надежной в быту, и поэтому с развитием обработки меди, постепенно керамическая посуда стала заменяться медной. Чтобы избежать вредного действия меди, внутреннюю поверхность сосудов лудили. Нередко лудили и наружную поверхность сосудов, на которую потом наносили гравированный или чеканный узор. В качестве гигиенического покрытия внутренней поверхности сосудов для холодной воды кубачинские медники использовали и вощение (воскование), что, возможно, являлось техникой, предшествовавшей лужению.

Медная посуда была достаточно дорогой, трудоемкой в изготовлении, и обилие такой посуды в доме со временем стало признаком зажиточности и состоятельности.

Обработка меди

Основным приемом обработки меди была выколотка изделия или его деталей из медного листа. Литые из меди изделия были редкостью, как, например, кубачинские котлы с фигурными изображениями. К ранним технологиям обработки меди надо отнести и клепку (формование и соединение частей изделий с помощью заклепок). Более поздними были приемы пайки меди латунью, серебром, оловом. При обработке меди использовались и другие приемы соединения нескольких частей посуды. Например, выгнутый поддон одного из разновидностей котла (в форме усеченного конуса) соединялся с другой частью с помощью зубцов, вырезанных по всему периметру детали и входящих в прорези, вырезанные на другой детали.

С присоединением Дагестана к России медники стали выезжать на заработки в города. Во второй половине ХIХ − начале ХХ века на дорогах Северного и Южного Кавказа можно было встретить бродячих мастеров-медников, за спиной которых в кожаном мешке были различной формы молоточки, наковаленки и инструменты для чеканки, гравировки и ремонта.

Наиболее яркими школами обработки меди на Кавказе во второй половине ХIХ – начале ХХ века были дагестанские, азербайджанские (лагичская) и имеретинские (грузинские) традиции. Это были народные, сельские формы производства. В это же время развивается производство изделий из меди в городских мастерских. В растущих городах Кавказа стало работать много отходников и из Дагестана.

На дагестанские традиции обработки меди обратили внимание еще дореволюционные исследователи О.В. Маргграф, А.С. Пиралов, Е.И. Козубский. Однако конкретное изучение школ медночеканного дела началось лишь в 1930-1940-е годы. Позже появились статьи искусствоведов Д.А. Чиркова, М.М. Маммаева, посвященные искусству обработки меди у аварцев, лакцев, кубачинцев.

Крупные центры в Дагестане

В XIX – начале XX века в Дагестане известен ряд крупных центров обработки меди. В их числе село Кубачи, где со средневекового периода мастера занимались литьем котлов и светильников. Здесь же ковали и чеканили медь. На фоне оружейного и ювелирного дела эти отрасли кубачинского производства были малозаметны. Так, по материалам посемейной переписи 1886 года, из 376 мастеров медниками (литье и ковка) являлись всего 10 человек.

Изготовлением медночеканной посуды прославились в XIX веке также аварские мастера из селения Гоцатль, Ичичали. Мастера-медники работали и в других аварских селах – Гагатль, Корода, Чох, Согратль, Тлейсерух. Широко были известны лакские центры медночеканного дела: Кумух, Табахлю, Мукар, Хури, Кунди, Вильтах, Тулизма, Хурукра, Цовкра, Чара, Унчукатль. Центрами изготовления медной посуды в начале XIX века были кумыкские села – Нижнее Казанище, Каякент.

Медночеканщики работали в Дербенте. Например, в 30-х годах XIX века здесь работало четыре медника. Они изготавливали медные котлы, подносы, кувшины, чашки и прочее. Медь приобретали в Кизляре и Астрахани. Жили здесь и торговцы медными изделиями. Все они имели тесные связи с селением Лаич (Азербайджан); привозили оттуда медные изделия, инструменты. Туда же они отвозили отходы и лом посуды для переплавки. Интересен в этой связи такой факт. Еще в 1810 году некий Мешади Расул вывез из города в Баку 49 пудов меди-лома. Возможно, он одновременно занимался продажей медной посуды, которую мог закупать в обмен на лом.

Производством медной посуды занимались мастера из цахурского селения Микак. По словам Д.А. Чиркова, здесь в начале ХХ века было крупное производство медно-чеканных изделий. Учитывая соседство с лакскими центрами обработки меди и возросший спрос на медную посуду, появление такого центра было закономерно. Этнографические материалы свидетельствуют о работе медников-лудильщиков у рутульцев.

Всего к концу XIX века в Дагестанской области работало 243 мастера-медника. К 1913 году их число увеличилось до 482 человек. При этом 354 из указанных лиц были жителями Казикумухского округа. Такой рост был связан с увеличением спроса на медную посуду, появлением новых видов медных изделий, притоком дешевой листовой меди из России.

Ассортимент изделий

Ассортимент изделий в XIX веке медников был разнообразным. Широким спросом пользовались полусферические кубачинские литые котлы. По сведениям, собранным Е.М. Шиллингом, их можно было увидеть среди утвари всех народов Дагестана. Пользовались хорошим спросом кубачинские литые светильники, которые в отличие от керамических были незаменимы даже в начале века, когда на Кавказе широко распространяются керосиновые лампы российских фабрик. Среди медно-чеканных изделий дагестанских мастеров выделялись большие сосуды-водоносы. Они были легче, чем керамические, почему приобрели широкую популярность среди населения.

В целом, набор традиционных посудных форм из меди был относительно невелик, явно уступал разнообразию керамических изделий. Возможно, в этом проявилась разная «историческая глубина» традиции: гончарное ремесло Дагестана развивалось в течение нескольких тысячелетий, а изготовлением медной посуды в Дагестане начали заниматься в средневековую эпоху.

Можно было насчитать до 25 видов дагестанских медно-чеканных изделий. Среди них были большие и малые водоносные кувшины, кувшины-водолеи, светильники, фляги, блюда, подносы, котлы, крышки для котлов, сосуды ритуального назначения. Ввиду неприхотливого быта, отсутствия развитой городской культуры в Дагестане не получили распространение такие восточные формы, как курительные приборы, плевательницы, сосуды для банных принадлежностей, изысканная и разнообразная столовая посуда с богатым декоративным убранством. Только некоторые из таких форм стали изготавливаться лакскими медниками в начале XX века.

Более разнообразен ассортимент изделий дагестанских медников, выезжавших в города Кавказа. Среди их изделий встречались тазы, умывальники, чайники, «кувшины-нагревальники» (своеобразные самовары), котлы, сковородки, дуршлаги, блюда, чашечки, миски, подносы, много других изделий. Мастера-отходники старались приспосабливаться к спросу местного населения.

В традициях художественной обработки меди дагестанских мастеров много интересного. Так, в отличие от Закавказья, Ирана, Средней Азии, где обработка меди исторически составляла часть городского ремесла, в Дагестане традиция изготовления медной утвари часто была специальностью сельских мастеров.

Традиционные медно-чеканные изделия Дагестана в начале XX века и позже легко «уживались» с фабричной продукцией российской промышленности. Заводские латунные самовары, чайники, другие изделия можно было встретить чуть ли не в каждой дагестанской семье. В то же время водоносам, кувшинам дагестанских мастеров не было конкуренции; они тоже продолжали пользоваться хорошим спросом. Особенности бытовой культуры, горный ландшафт, удаленность водных источников делали незаменимой такую посуду.

Медное мастерство сегодня

Сегодня ситуация значительно изменилась. В последние десятилетия во многих горных селах появляются водопроводы. Для подвозки воды из горных источников широко используются легковой транспорт, пластиковая посуда. Поэтому традиционные медные водоносы, кувшины все более превращаются в элемент уходящей культуры. Сегодня остались и единицы мастеров, умеющих ковать медь, делать из нее посуду.

Традиционная медь Дагестана сегодня стала во многом сувениром. Для невесты уже заказывают не настоящий водонос, а сувенирный никелированный медный кувшинчик, символ очага и домашнего быта новой семьи. Старую традиционную медную посуду сегодня можно встретить не только в чуланах, но и в антикварных лавках, салонах Москвы, других городов. На них есть спрос любителей истории культуры, ценителей экзотичных интерьеров, народного искусства.

Конечно, грустно, что уходит традиция, которой почти тысячу лет. Но, думается, что в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала, художественно-графическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета можно было бы использовать эти традиции для воспитания, образования и подготовки будущих мастеров-медников.

Новости раздела