"

Дагестан – заповедник народных художественных промыслов

Фото:
18031
13 минут

Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел – художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело. По словам председателя Комитета по народным художественным промыслам республики Гусейна Ахмедова, в экономике горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.

«Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов», – подчеркнул Ахмедов.

Традиционное искусство народностей Дагестана

Каждая из многочисленных народностей и античных групп, населяющих Дагестан, веками развивала и совершенствовала свое традиционное искусство, имеющее наряду с общедагестанскими чертами и специфические особенности, яркие черты самобытности, обусловленные этническими и природно-географическими факторами, видом трудовой деятельности и другими обстоятельствами. Балхарскую керамику легко отличить от сулевкентской своеобразием ее форм и особенностями декоративной отделки; кайтагскую вышивку – от казикумухской, лезгинский ковер – от ногайского и т.д. А по женскому костюму, одному из своеобразных видов прикладного искусства, легко отличить представительницу той или иной народности Дагестана.

Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами. Среди них выделялись по степени развития и уровню совершенства изготовляемых изделий села Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни и город Дербент. Наряду с ними известны были и другие центры традиционных промыслов – ковроделия, резьбы по камню и дереву, медно-чеканного производства, вязания и вышивки.

Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана.

Искусство народных промыслов большого совершенства достигло в XIX - начале XX веков. Высоким уровнем развития отличалось оружейное и ювелирное дело в селениях Кубачи, Кумух, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль, Амузги, Харбук, Верхнее Казанище, Чох, где производились холодное и огнестрельное оружие, а также разнообразные ювелирные изделия из серебра с изысканной художественной отделкой.

Крупными центрами медно-чеканного производства являлись аварские селения Гоцатль и Ичичали, лакское село Кумух, даргинское село Кубачи, где выделывались кувшины оригинальных форм для носки воды и омовения, подносы, тазики и разнообразная утварь с чеканным и гравированным орнаментом. В селе Унцукуль из кизилового или абрикосового дерева изготовляли инкрустированные серебром или мельхиором трости, ручки зонтов, курительные трубки и т.д., которые имели широкий сбыт.

Известными центрами гончарного дела являлись село Сулевкент, где изготовлялась монохромная, а также расписная хозяйственно-бытовая посуда, села Кала, Испик и Джули, которые специализировались на производстве глазурованной керамики, село Балхар, где выделывалась посуда с ангобной росписью. Дагестанские гончары обеспечивали разнообразной посудой не только близлежащие селения, но и отдаленные районы Дагестана и Северного Кавказа.

Широкое развитие получило в Дагестане ковроткачество, крупными центрами которого являлись город Дербент, селения Ахты, Микрах, Хучни, Ерси, Халаг, Тураг, Кабир, Магарамкент, Рукель, Межгюль, Кондик, Ляхля, Аркит, Куркент, Орта-Сталь, Рутул, Хив, Чиликар, Нижнее и Верхнее Казанище, Нижний Дженгутай, Буглен, Эрпели, Урма, Каякент, Тлярата, Кутлаб, Хунзах, Батлаич, Дылым, Карата, Кунбатар. Вырабатываемые в этих центрах ворсовые и безворсовые ковры – сумахи, паласы, килимы, арбабаши, циновки, переметные сумы, наседельники и другие – имели свои излюбленные типы рисунков, традиционный колорит, композицию каемок и центральных медальонов. У каждой народности они имели неповторимое своеобразие и несли отпечаток живого художественного воображения.

Значительного развития достигли золотошвейное дело и кайтагская вышивка. Ими занимались женщины в селах Кумух, Хунзах, Чох, Гапшима, Маджалис, Баршамай, Джибахни, Карацан, Кубачи, Каякент, Тарки, Губден, Терекли-Мектеб. Вышивка выполнялась тончайшей золотой, серебряной или шелковой нитью на коже, войлоке, различных тканях – шелке, бархате, атласе для украшения одежды, обуви, подушек, занавесей, покрывал и т.д. Женским рукодельным занятием являлись также плетение и ткание из шелковых, золотых и серебряных ниток всевозможных поясов, шнуров, галунов.

Выразительностью художественного оформления отличались изготовляемые дагестанскими женщинами вязаные шерстяные узорные носки и верхняя обувь. Наиболее значительными центрами их изготовления являлись селения Хив, Курах, Хучни, Орта-Сталь, Ахты, Микрах, Рутул, Кубачи, Харбук, Тлярата, Бежта. Производство бурок было сосредоточено в основном в селениях Анди, Ботлих, Рахата, Ансалта. Изготовляемые в этих селениях бурки находили сбыт во всем Дагестане и во многих населенных пунктах Северного Кавказа и Закавказья.

Дагестанские мастера-прикладники

Большой вклад в развитие искусства народных художественных промыслов Республики Дагестан внесли кубачинские мастера Г. Кишов, А. Ахмедов, Ш. Мунгиев, Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, А. Абдурахманов, Г.-Г. Чабакаев, Г.-А. Гаджиламаммаев, М. Хартумов, А. Гусейнов, М. Магомедова, гоцатлинские мастера М. Джамалудинов, Б. Гимбатов, унцукульские мастера И. Абдуллаев, А. Магомедов, братья М.-А. и Г. Газимагомедовы, М. Гасанов, М. Макачев, балхарские мастерицы П. Османова, Х. Магомедова, А. Сулейманова, З. Умалаева, ковровщицы Южного Дагестана У. Абдулкеримова, Б. Абдуллаева, Г. Агабалаева, А. Агасиева, С. Адилова, М. Азизова, Г. Аллахвердиева, Н. Кафланова, Г. Раджабова, Г. Ризаханова и многие другие.

Ведущим мастерам, бережно сохраняющим и развивающим традиции народного искусства, присвоены почетные звания заслуженных деятелей искусств РД, РФ, народных художников Дагестана, России, многие из мастеров являются членами Союза художников России, награждены орденами и медалями СССР и России.

Исторические корни художественных промыслов Дагестана

По словам заместителя директора Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, доктора исторических наук Амирбека Магомедова, как историко-культурное явление традиционные художественные промыслы – творчество и производство народных мастеров (нередко и профессиональных художников) на территории республики сформировалось еще в эпоху Средневековья и с тех пор определили многие особенности культурных традиций Дагестана.

Это оружейное дело (кинжалы, сабли, защитные доспехи и др.), ковроделие (ворсовые и безворсовые ковры, паласы, войлочные подстилки и др.), бронзолитейное и медночеканное дело (котлы, водоносы, кувшины и др.), изготовление изделий из камня и дерева с резьбой (архитектурные детали, надмогильные камни, камины и др.), гончарное дело (столовая и хозяйственная посуда, игрушки), изготовление праздничной одежды и ее аксессуаров (праздничные костюмы, ювелирные украшения, вышивка), каллиграфическое письмо и переписка книг и многое другое.

Кроме художественных промыслов и ремесел, в Дагестане интенсивно развивались, скажем условно, и такие ремесленные промыслы нехудожественного типа – как строительство, кузнечное дело, ткачество шерстяного сукна и конопляных тканей, изготовление войлока, скорняжное дело, шитье повседневной одежды и другое.

«К сожалению, в руках исследователей мало материалов, чтобы представить все эти процессы. Но и имеющиеся материалы говорят о том, что на развитие дагестанского мастерства большое влияние оказали иранская, азербайджанская, грузинская, арабо-восточная художественные культуры, а с середины ХIХ-ХХ веков и российские художественные традиции», – говорит Магомедов.

Ярко расцвели народные художественные промыслы Дагестана после присоединения к России – в середине и во второй половине ХIХ – начале ХХ века. Всероссийский рынок стал важным стимулом для развития инициативы и таланта дагестанских мастеров. Общеизвестны материалы, связанные с торговой активностью ремесленников области, участием дагестанских мастеров в различных выставках всероссийского и международного уровня этого времени.

«Сегодня нам важно понять, что осмысление влияния рыночных отношений на характер изменений художественных традиций ремесла в начале и в конце ХХ века позволит понять многие процессы, идущие в промыслах сегодня, даст возможность разработать предложения по сохранению традиционного художественного наследия и в XXI веке. Исторический опыт развития частного мелкого производства важен для понимания и того положения, что в наши дни такое предпринимательство может быть путем быстрейшего развития отечественного производства. Малый бизнес, куда входит и частное производство в сфере художественных промыслов, представляет важное звено экономики современного Дагестана», – считает Магомедов.

Преобразование из артелей в комбинаты

В 20-30-х годах ХХ века в традиционных центрах народных художественных промыслов были созданы артели, преобразованные в 60-х годах ХХ века в художественные фабрики и комбинаты. Они выпускали в массовом порядке разнообразные современные изделия из серебра, ковры, различные предметы из дерева с металлической насечкой и инкрустацией, художественную керамику, вышитые и вязаные изделия.

«Ситуация значительно изменилась в советское время. Монополизация советским государством не только крупного, среднего, но и мелкого производства, в том числе промыслов мастеров, привела к значительному сужению в обществе простора для развития мастерства. Мастера могли работать только в цехах артелей и госпредприятий. В итоге обществу был нанесен колоссальный урон. В советский период была деформирована практика развития народного декоративно-прикладного искусства. В художественных промыслах в отдельные годы, кроме того, насаждался чуждый для них стиль парадности и помпезности, и лучшие народные мастера вынуждены были заниматься изготовлением произведений на злобу дня с использованием несвойственных для народной традиции Дагестана образных средств.

Очевиден и тот факт, что организация артелей и государственных производств (комбинаты и фабрики) в сфере художественного ремесла в России, Дагестане способствовала развитию экономики республики, созданию рабочих мест на селе, воспитанию немалого числа талантливых мастеров. Однако фактическая монополизация госпредприятиями и артелями всей сферы художественных промыслов и народного прикладного искусства в конечном итоге привел к сужению перспектив развития художественного наследия традиционного ремесла. В советский период был недооценен и предан забвению опыт дореволюционного времени по государственной поддержке самостоятельно (индивидуально) работающих мастеров. Более того, были приняты жесткие меры для ограничения промыслов многих из них», – говорит Амирбек Магомедов.

Реабилитация художественных промыслов и ремесел мастеров

Еще в начале перестройки началась реабилитация художественных промыслов и ремесел мастеров, малой экономики и культуры. Появилось понятие «индивидуально-трудовая деятельность», был принят специальный закон об индивидуальной трудовой деятельности (1986 год), регулирующий правовые отношения в этой области.

«Все это означало признание важности общественного характера частного мелкого, в том числе народного ремесленного, промыслового производства. Слова «кустари», «кустарная промышленность», «ремесленник», которые еще в 1930-е годы под влиянием политики индустриализации и коллективизации приобрели негативный оттенок, постепенно вышли из научного и бытового употребления. С тех же времен слово «фабричный» (значит «качественный») приобрел брендовое значение. В новое время в Дагестане возродился и устоялся интерес к традиционному дагестанскому термину – уста (мастер). Если сделал уста, то это означает, что сделано хорошо и красиво», – сказал Магомедов.

Современность

Современные традиционные художественные промыслы и ремесла Дагестана являются, по словам Амирбека Магомедова, важной базой и для создания новых рабочих мест в республике. Конечно, по сравнению с советским периодом, когда дефицитная экономика стимулировала ремесленные формы производства товаров широкого потребления, масштабы создания таких мест сегодня ниже.

«Поэтому понятны высказывания первых лиц республики о том, что изделия наших мастеров некачественные и им трудно найти свою нишу на товарных прилавках России. Дело в том, что сегодня существует острая конкуренция товаров сувенирного типа со стороны мировых центров ремесленного производства. Дагестанские «восточные рынки» полны таких товаров из Индии, Китая, Турции, Ирана и других стран. Пример ковровых рынков наиболее яркий в этом плане. Если раньше на торговых прилавках в основном были импортные машинные ковры, сегодня эти же прилавки «завалены» и ручными коврами из восточных стран.

Современный рынок требует большой мобильности, качества дизайна товаров, умелой ценовой политики. Но все это достигается с трудом. Советская власть проводила социальную политику поддержки нерентабельных производств в народных промыслах. Например, ручное ковроткачество всегда было убыточным, а расходы ковровых артелей Дагестана покрывались доходами других высокорентабельных производств. На это шли налоговые поступления от изделий из серебра, дешевых и имевших массовый спрос ковровых изделий из нетканого материала (искусственный войлок и др.). Тот же распавшийся в 1990-е годы Махачкалинский комбинат художественных изделий поддерживал убыточное производство керамических сувениров Балхарского цеха, приписанный к этому комбинату.

Поэтому, можно говорить и о том, что в то время в общественном мнении формировались иллюзии о том, что производить изделия народных промыслов очень выгодно, что государство все решит и поможет. Так были, на наш взгляд, подрублены корни народной культуры предприимчивости, инициативной практики мастеров в промыслах.

Поэтому сегодня, кроме отсутствия больших инвестиций в сферу народных промыслов и ремесел со стороны большого бизнеса, сказывается и определенная инертность мастеров и мастериц (понятно, что от них не всегда все зависит), сохраняющаяся от советского времени, когда все «за тебя» решали чиновники от власти. Неумение и нежелание работать в рыночных условиях – общий недостаток экономических процессов не только республики, но и всей России», – говорит ученый.

Чтобы не быть голословным, Магомедов привел одну информацию из СМИ (еженедельник «Настоящее время»). Американский бизнесмен Ф. Шенк вместе со своей женой недавно (в 2013 году) приехали в село Бухнач Табасаранского района, известного в прошлом своими коврами. Бизнесмен в качестве эксперимента заказал у местных мастериц тапочки-джурабы и отправил в США, в штат Огайо 500 пар джурабок. Партия имела успех, но к новой партии у покупателей были предложения: делать тапочки из нитей более спокойных цветов, как принято в США, и больших размеров. К тому же была отмечена желательность, чтобы краски для пряжи использовались растительные. «Табасаранцы не услышали зарубежных покупателей и потеряли рынок в США», – так справедливо заключает журналист, опубликовавший эту информацию.

Традиционное художественное ремесло формируется в течение длительного исторического периода и его устойчивость определяется общественной значимостью такого производства для того или другого народа. Переход к рыночным отношениям в 1990-е годы существенно изменил положение мастеров и народных художественных промыслов в целом и в особенности в сфере ювелирных промыслов, наиболее востребованных тогда на российских рынках. Снятие юридических запретов, развитие частных форм организации ремесла, расширение рынков реализации художественных изделий способствовали раскрепощению творческого потенциала мастеров, возрождению многих забытых традиций ювелирного дела (изготовление декоративно украшенного оружия и др.), росту числа мастеров, владеющих секретами технологий черни, эмали, гравировки, филиграни, резьбы, обновлению ассортимента изделий.

В то же время экономический кризис 1990-х годов серьезно повлиял на развитие ряда промыслов, особенно ковровых. Преодоление кризиса и наметившийся устойчивый подъем российской и дагестанской экономики в начале нового тысячелетия позволил говорить о перспективах развития народных художественных промыслов. Но этого оказалось недостаточным, и многое здесь требует осмысления и изучения. Отсюда необходимость глубокого исследования всего комплекса проблем, поставленных жизнью перед народными художественными промыслами, в условиях новых социальных отношений и глобализационных процессов.

Новости раздела