"

Акай Муртазаев: «Для молодежи в науке сегодня созданы неплохие условия»

Фото:
4089
7 минут
Дагестанский научный центр Российской академии наук в октябре текущего года отмечает 70-летие со дня основания. Одним из старейших институтов ДНЦ является Институт физики. В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» врио директора института Акай Муртазаев рассказал о его истории, наиболее значимых достижениях сотрудников и многом другом.

– Акай Курбанович, расскажите, пожалуйста, немного об истории Института.

– В 1950 году Дагестанский обком ВКП(б) пригласил Хабибулу Амирханова возглавить Дагестанский филиал Академии наук Советского Союза. За год до этого, в 1949 году, Хабибула Ибрагимович был избран академиком Академии наук Азербайджанской АССР. В 1952 году в Дагестанском филиале он открыл физическую лабораторию, которая в последующем была преобразована в отдел. Заведующим лабораторией был назначен Маали Кажлаев. Научные исследования в лаборатории велись в области теплофизики, физики полупроводников и геофизики. Отдел развивался, становился крупнее, появились новые установки и методики. В декабре 1957 года было принято постановление Президиума АН СССР об открытии на базе отдела Института физики Дагестанского филиала АН СССР. Возглавил его Хабибула Амирханов. На сегодняшний день Институт физики ДНЦ РАН – единственный академический институт физического профиля не только на Юге России, но даже южнее Московской области. Причем Институт физики – самое крупное академическое учреждение южнее Московской области и в европейской части России.

Через два года мы будем отмечать 60-летие института. Основная тематика исследований института – физика конденсированных сред. Это обширная область, включающая магнетики, сегнетоэлектрики, жидкости, полупроводники, наноструктуры и другие системы.

Структура института много раз менялась, потому что меняются приоритеты, руководители, кадровый состав, материально-техническая база. Это все приводило к непрерывному развитию института в соответствии с веяниями времени и тенденциями науки. В этом плане Институт физики всегда был флагманом науки на Юге России.

За время существования на базе Института подготовлено около 120 кандидатов наук, 30 докторов наук, 4 сотрудника стали членами Российской академии наук. Научные показатели сегодня являются основным критериями при оценке деятельности научной организации. Если смотреть мировую базу данных WoS или Scopus, на которые ориентируются все институты научного профиля, Институт физики ДНЦ РАН безоговорочно занимает ведущие позиции по всем показателям среди всех институтов Юга России.

– Сколько структурных подразделений у института сегодня? Сколько сотрудников у вас работает?

– Сегодня в институте 11 структурных подразделений – лабораторий, которые занимаются исследованиями разных свойств конденсированных сред, научно-образовательный центр, центр высоких технологий и наноструктур, криогенная станция, экспериментальные мастерские, базовая кафедра. В институте есть действующая криогенная станция, на которой вырабатывается азот в достаточно большом количестве не только для Института физики, но и для других институтов. Есть гелиевая станция. Насколько я знаю, это единственная станция на Юге России, в которой можно получить жидкий гелий. Жидкий гелий – дорогое удовольствие, поэтому мы его получаем один-два раза в год по мере надобности.

Численный состав сотрудников сегодня составляет 189 человек, 104 из которых – научные сотрудники. Около 40% научных работников – инженерно-технический персонал. В числе сотрудников института 2 члена-корреспондента РАН, 16 докторов и 47 кандидатов наук, 2 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 11 заслуженных деятелей науки Республики Дагестан, 1 заслуженный изобретатель республики.

За время существования Института физики 3 авторских коллектива ученых были награждены Государственной премией Республики Дагестан. В 1991 году за работу «Научные основы обеспечения народного хозяйства достоверными данными о теплофизических свойствах технически важных жидкостей и газов» авторскому коллективу присуждена государственная премия Дагестанской АССР имени Х. Амирханова. В 1994 году сотрудникам института за работу «Экспериментальное исследование влияния спинового расщепления уровней Ландау на явления переноса в полупроводниках», а в 2004 году за научный труд «Плазменные газофазные технологии получения и физические свойства широкозонных полупроводниковых материалов и структур на их основе» присуждены Государственные премии Республики Дагестан.

– Расскажите о достижениях сотрудников Института, которые находят практическое применение и которыми Вы можете гордиться.

– Есть много такого, чем наш институт может гордиться. Много разработок наших ученых получили практическое применение и успешно используются в различных сферах жизни.

К примеру, Центр высоких технологий занимается получением разных тонкопленочных структур и керамических мишеней. Ими разработана технология получения прозрачных проводящих слоев на основе оксида цинка, которые используются при производстве систем отображения информации. Эти материалы нашли широкое применение в авионике. Исследования оксида цинка и полученные при этом результаты позволили создать технологию замены дорогого оксида индия на существенно более дешевый оксид цинка. Эти технологии используются на заводе в Туле, который занимается производством разных высокотехнологичных устройств на основе разработки наших ученых. То есть она внедрена там, достаточно успешно работает и приносит свои плоды.

Лаборатория физики низких температур и сверхпроводимости в настоящее время занимается изучением твердотельных систем, на основе которых могут быть созданы твердотельные холодильники. Мы привыкли к бытовым холодильникам, в которых рабочим элементом является фреон – летучее и ядовитое вещество. А в твердотельном холодильнике вредные вещества отсутствуют, он гораздо мобильнее и компактнее сегодняшних холодильников. Его можно использовать в разных условиях, где современный холодильник с собой не возьмешь. Наши сотрудники занимаются сейчас изучением разных систем и материалов, которые могут быть использованы для широкого производства такого рода холодильников.

Несколько слов о разработках, которые ведутся в лаборатории термодинамики жидкостей и критических явлений. Все мы знаем, что нефть добывается из недр земли. Под землей она находится в разном состоянии текучести. Значительная часть нефти на месторождениях остается не извлеченной. Результаты исследования термодинамических свойств органических жидкостей, которые проводятся нашими учеными, могут быть использованы для улучшения выхода нефти из скважин.

– Как обстоят дела с кадрами? Идут молодые люди в науку?

– С молодыми сотрудниками, по крайней мере у нас, в институте, неплохо. На сегодняшний день у нас 33% научных сотрудников – молодые люди в возрасте до 35 лет. То есть ровно треть. В идеале так и должно быть – молодое поколение, поколение среднего и старшего возраста. Сотрудников среднего возраста у нас, правда, несколько меньше, чем хотелось бы, но молодежь есть и это радует.

С молодежью есть другая проблема – выпускники вузов, которые приходят после окончания университетов, очень слабо подготовлены. Это общая беда и не только вузов, корни проблем лежат в школе. Но те, кто пришел в науку, хотят ею заниматься и усиленно работают, постепенно выходят на высокий уровень, остаются в науке. Хочу сказать, что на сегодняшний день для молодежи ситуация в науке очень даже неплохая. Есть возможность роста, поступления в аспирантуру, можно принимать участие в различных конкурсах, грантах, проектах и т.д. Сейчас довольно много специализированных грантов и фондов, которые поддерживают именно молодых ученых. То есть активно работающий молодой человек вдобавок к зарплате может получать в кратном размере финансирование с помощью грантов. Такие сотрудники у нас есть, они активно работают и получают поддержку. Еще один плюс для людей, которые активно работают, публикуются, участвуют в конференциях, – стимулирующие надбавки. Они напрямую зависят от результатов.

– Как Вы отбираете молодых сотрудников в институт?

– Хочу сказать, что случайных людей практически у нас нет. Мы отслеживаем студентов еще на уровне вузов, с третьего курса. У нас есть базовая кафедра в Дагестанском государственном университете. Мы отбираем студентов, которые проходят там подготовку, и при их поступлении в аспирантуру уже знаем, кто из них что из себя представляет. Почти всегда мы отбираем людей, которые уже прошли подготовку на базе нашего института. Иногда приходят хорошие выпускники из Дагестанского государственного педагогического университета.

– Как сотрудники института выбирают направления, по которым будут работать?

– Раньше в системе Академии наук была достаточно большая свобода в выборе темы. Сейчас, с передачей институтов в Федеральное агентство научных организаций, все темы исследований, над которыми мы работаем, оформлены в виде государственного задания, и мы должны работать и отчитываться строго по ним. В этом плане требования стали более жесткими и свободы стало меньше. Сейчас мы работаем по утвержденному трехлетнему плану. С моей точки зрения, результат в науке заранее предсказать нельзя, жесткие рамки могут подойти для прикладных институтов, а в академических структурах некоторая свобода в этом плане должна быть.

Новости раздела