"

Рамазан Абдулатипов: «Транспортная проблематика – это проблема каждого района и города»

Фото:
3303
13 минут
Сегодня, 10 марта, Глава  Дагестана Рамазан Абдулатипов принял участие в   Республиканском форуме «Транспорт. Дорожное движение. Дорожное строительство. Безопасность», открывшемся в Доме дружбы в Махачкале.  

Перед началом мероприятия гостям форума была предоставлена возможность осмотреть выставленные на площади им. Ленина образцы  современной дорожной техники и оценить экспозицию, дающую представление о новейших технологиях в транспортной сфере.
В сопровождении спикера дагестанского парламента Хизри Шихсаидова, Председателя Правительства РД Абдусамада Гамидова, Руководителя Администрации Главы и Правительства РД Рамазана Алиев и других официальных лиц  Рамазан Абдулатипов ознакомился с выставочной частью экспозиции. В частности, рассматривая стенд компании «Ситроникс», российского лидера в создании масштабных интеллектуальных систем, Глава республики отметил, что необходимо не только создавать новейшие технологии, но и готовить кадры соответствующего уровня.  

Отметим, что специалисты «Ситроникса» представили Программу развития интеллектуальных транспортных систем и проект «Безопасный регион», который дает возможность в режиме реального времени отслеживать пожары, дорожно-транспортные происшествия, аварии в жилищно-коммунальной сфере и даже оставленные без присмотра предметы.

В свою очередь, компания «Сумма» продемонстрировала ряд новейших приборов, которые с успехом можно использовать в таких областях, как межевание земель, строительство дорог, информационный мониторинг зданий и сооружений. Кроме того, как сообщил руководитель Агентства по транспорту и дорожному хозяйству РД Загид Хучбаров, представленные технологии помогут заменить геодезическую съемку лазерной - самым быстрым, точным и объективным методом съемки.

В этой связи Рамазан Абдулатипов озвучил рекомендацию развивать подобные технологии и в Дагестане.  

Особый интерес руководителя региона вызвал стенд ГКУ РД «Дорожный контроль», демонстрирующий автоматизированную систему информационного обеспечения сети территориальных автомобильных дорог общего пользования. Одной из особенностей системы является возможность получения паспорта магистрали в режиме реального времени на любом участке. В разработку также включена задача определения геометрических параметров выделенного участка дороги по данным видеосъемки. «Это открывает дальнейшие перспективы для внедрения инновационных решений в области интеграции части этой системы с элементами других систем, например, мониторинга дорожной сети», – подчеркнул Загид Хучбаров.

О намерениях тесно сотрудничать с Дагестаном заявил коммерческий директор Транспортной группы «Fesko» Глеб Титов. По его словам, компания  консолидирует в себе все транспортные активы для формирования комплексного единого сервиса: владеет собственным флотом, железнодорожным составом, портовыми, морскими и сухопутными терминальными комплексами, а также сетью офисов во многих странах мира.

Рамазан Абдулатипов, в свою очередь, сообщил о планирующемся в республике масштабном Каспийском форуме, в котором могут принять участие и представители «Fesko».  

Технические средства и информационные ресурсы обеспечения безопасности на транспорте были представлены Министерством по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий РД. Сервисная Холдинговая компания (МАЙКОР) продемонстрировала работу комплексных систем фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Министерство здравоохранения РД выставило информационно-справочный стенд о действиях подразделений «Медицины катастроф» при возникновении дорожно-транспортных происшествий.

Открывая пленарное заседание, Рамазан Абдулатипов признал, что подобные форумы дают возможность предметно изучить состояние той или иной сферы развития Дагестана, в данном случае – обсудить проблемы транспортной системы Дагестана, выработать пути их решения с помощью совместных усилий органов исполнительной власти, экспертов и представителей общественности.

«Сегодня в республике происходят очень сложные процессы, многие из которых, годами не анализировались. Решались частные проблемы, но не было эффективной системы, которая работала бы на экономику, на бизнес и на перспективу. Транспортная проблематика – это проблема каждого района и города. У нас даже в Махачкале не было ясно обозначенной транспортно-логистической системы, и ее до сих пор нет. Дагестану даны уникальные географические возможности, но мы ими не пользуемся. Наш аэропорт находился в уничтоженном состоянии, но благодаря поддержке Президента России, Правительства РФ, активной работе группы «Сумма», нам удалось за достаточно короткий период полностью перестроить взлетно-посадочную полосу. Мы также работаем над реконструкцией аэровокзала. У нас есть соответствующая договоренность с компанией «Нафта-Москва», что работы начнутся уже в марте. Махачкалинский морской торговый порт также не используется эффективно. Его грузооборот может составлять порядка 14-15 млн тонн в год, но для этого нужно усиленно работать. Железнодорожная отрасль также не «вмонтирована» в региональную экономику. Проваливаются показатели по пассажироперевозкам и грузоперевозкам, плохо отрегулирована тарифная политика. Мы также планируем в этом году завершить дорожный участок въезда в Махачкалу со стороны Дербента», - сказал Рамазан Абдулатипов.

Со своей стороны, руководитель Агентства по транспорту и дорожному хозяйству РД Загид Хучбаров отметил, что уровень развития дорожно-транспортного комплекса во многом определяет качество жизни людей и способствует развитию территорий; поэтому очень важно, чтобы все транспортные системы работали, максимально ориентируясь на потребности населения.
Руководитель ведомства напомнил, что в декабре прошлого года по инициативе Главы Дагестана были приобретены новые автобусы, которые  успешно курсируют между Махачкалой и Каспийском и в самой столице республики. Пассажирская наполняемость автобусов постоянно растет, и при этом они не противопоставляются маршрутным такси.  

«Маршрутные такси - это частные инвестиции. Можно сказать, народные инвестиции. Они составляют около 2 млрд. рублей. Они сняли с республиканского бюджета серьезную нагрузку.  Нам нужно ими правильно управлять, помочь им правильно себя вести. Для этого есть много способов, как провести учет движения и использовать достижения телекоммуникационных систем для регулирования транспортных потоков», - сообщил  Загид Хучбаров. Он также заметил, что значительная часть дорог не в полной мере соответствует нормам. Причинами тому – возросшая  грузоподъемность и скорость передвижения транспортных средств; низкий уровень проектирования и строительства предыдущих лет; количество средств, выделяемых на содержание дорог, и другие факторы.

«Что мы сделали для того, чтоб решить эти проблемы? Первым делом, разработали паспорт республиканских дорог. Это большая геоинформационная система из 99 слоев. Для этого нужно было облететь малой авиацией с 2800 км дорог. Во-вторых, мы активно работаем над вовлечением инвестиций в развитие дорожно-строительного комплекса республики. Уже активно задействовано в работе    высокопроизводительные дорожно-строительные оборудование.  Многие из присутствующих были свидетелями, как быстро построили 5,6 км дороги Махачкала-Аэропорт. В-третьих, реорганизуем дорожно-эксплуатационные предприятия, чтобы можно было получить более высокий экономический результат. В-четвертых, разрабатываем приоритеты проектирования. В-пятых, активно готовим молодых специалистов, начиная со студенческой скамьи, и повышаем квалификацию сотрудников», - проинформировал Загид Хучбаров.

Вице-премьер Правительства РД Рамазан Джафаров, в частности, затронул вопросы создания аппаратного программного комплекса «Безопасный город», которыми в республике занимаются с 2013 года, и за это время произошло много изменений в законодательной базе, повысились  требования федерального центра; Правительством РФ в декабре 2014 года принята новая концепция программного комплекса: «Если раньше мы подразумевали под системой комплекса установку видеокамер для видео-, фотофиксации нарушения правил дорожного движения, то сегодня - это комплекс, который включает систему оповещения и информирования населения, систему оперативного экстренного вызова служб по единому номеру, систему мониторинга потенциально опасных объектов, фото- и видеофиксации нарушений ПДД и другое. На сегодняшний день 63 камеры наружного наблюдения установлены в Махачкале, созданы три зоны комплексной системы экстренного оповещения населения в Махачкале, Кизилюрте, Дербенте, три зоны системы защиты и информирования оповещения населения на транспорте и ряд элементов  поисковой системы ГЛОНАСС».

Со своей стороны, заместитель министра по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Джамалутдин Багов напомнил о созданном в ноябре 2013 года ГКУ «Безопасный Дагестан», а также сообщил о том, что в рамках реализации проекта «Безопасный город» на территории Махачкалы установлены видеокамеры, контролирующие 10 рубежей скоростного режима и 5 рубежей по контролю оживленных перекрестков.

Выступление и.о. главы Махачкалы Магомеда Сулейманова было посвящено, в первую очередь, проблемам формирования сети автомобильных дорог, обустройства улиц и проспектов, надежного и эффективного функционирования автотранспорта: «К сожалению, за последние 15-20 лет городской автотранспорт практически  развалился из-за отсутствия должного контроля со стороны бывших руководителей республики и города. Даже большинство остановок общественного транспорта оказалось в частных руках. Проблем очень много, и такое положение необходимо всем вместе в экстренном порядке исправлять».

В ряду уже предпринятых мер были названы следующие: так, для поддержания в надлежащем состоянии улично-дорожной сети в городе введен в эксплуатацию новый асфальтовый завод производительностью до 700 тонн в сутки, закуплено 36 единиц коммунальной техники,  ямочным ремонтом   охвачено более 150 улиц города. Проводились работы по благоустройству  дорог в новых микрорайонах и поселках. За счет республиканского бюджета и федеральных средств приобретены и введены в эксплуатацию 68 городских автобусов; в рамках выполнения государственной программы РД «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в РД на 2014-2015 годы» ведутся работы по замене осветительных приборов наружного освещения на энергосберегающие.  

Вместе с тем, был отмечены и сохраняющиеся проблемы: «Значительная часть дорожного полотна городских улиц и магистралей не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. Имеются повреждения дорожного покрытия, плохая видимость дорожной разметки, либо ее полное отсутствие. В последние годы темпы обустройства улично-дорожной сети в Махачкале не поспевают за стремительным ростом автопарка и интенсивностью транспортных потоков. Причем, из-за недостатка финансовых средств, выделяемых на эти цели, проблема разбитых городских улиц, загруженности магистралей и безопасности дорожного движения с каждым годом только усугубляется. Серьезной проблемой для города является капитальный ремонт наиболее загруженной магистрали – проспекта имени Имама Шамиля. На 2015 год из бюджета республики выделено только 50 млн. рублей на выполнение проектных работ. В настоящее время начаты работы по ямочному ремонту городских улиц».

Заместитель Председателя Правительства РД  - министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов, в частности, привел ряд статистических данных: за 2014 год пассажирооборот автомобильного транспорта в Дагестане составил 5,9 млрд пассажирокилометров, грузооборот составил 5,1 миллиона т/км.

«Вклад всей отрасли в ВРП составляет всего 5,8%. Сегодня надо создать все условия для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе и для маршрутчиков, так как все они сегодня находятся в тени», - подчеркнул  вице-премьер. По его словам, в текущем году необходимо довести до районных центров автодороги с асфальтобетонным покрытием, а все, кто обеспечивает перевозку пассажиров, должны быть оснащены системой ГЛОНАСС.  

Своим видением решения транспортных проблем также обменялись заместитель начальника Управления ГИБДД МВД по РД Ризван Гарунов, председатель Духовного управления мусульман Дагестана, муфтий Ахмед Абдулаев и другие.

По мнению Председателя Народного Собрания РД Хизри Шихсаидова, нынешний форум впервые за многие годы предметно обозначил актуальные для развития транспортной сферы Дагестана вопросы: «Мы должны понимать, что все это – направления экономики. Транспорт и дорожное хозяйство должны создавать рабочие места, приносить дополнительные налоги, смягчать социальную нагрузку, но сейчас непонятно, происходит ли это. Вместо того, чтобы думать о том, как увеличить грузооборот, пассажирооборот и какие направления развивать, у нас меняют структуру, начальников, и толку от этого нет. Раньше на берегу моря работал катер, которые возил людей, тем самым зарабатывая деньги и создавая рабочие места. К сожалению, сегодня этого в Дагестане нет».

Председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов проинформировал о том, что на развитие автомобильных дорог в текущем году в бюджете республики средства уже заложены. «Первый этап реконструкции взлетно-посадочной полосы махачкалинского аэропорта до конца марта уже завершится. В целом мы можем смело говорить о том, что по итогам всех работ в Дагестане будет самое современное взлетно-посадочное полотно в России. Сегодня в аэропорту продолжается работа по освещению и приведению в должный порядок авиаперрона. До 2017 года также будут сданы в эксплуатацию 2 новых аэровокзала. Правительство Дагестана также работает над тем, чтобы проект второго этапа реконструкции взлетно-посадочной полосы включили в федеральную программу «Развитие транспортной системы РФ до 2020 года». Мы также проводим работы по возрождению национальной авиакомпании. Сейчас изучаются возможности приобретения или же лизинга самолетов, и, думаю, в течение нескольких лет эту идею можно будет реализовать», - подчеркнул премьер-министр.

Что касается махачкалинского морского порта, грузооборот которого в 2014 году вырос на 13,7% по отношению с 2013 годом, то, как пояснил премьер-министр, порт включен в федеральную программу приватизации, и в настоящее время ни один инвестор не сможет вкладывать средства в его развитие.

В свою очередь, Руководитель Администрации Главы и Правительства РД Рамазан Алиев затронул аспекты, связанные с перегруженностью многих  грузовых автомобилей, следующих из Дагестана: «Если максимальный вес перевозимого груза составляет 15 тонн, то автомобили с дагестанскими номерами имеют вес в 30 тонн, тем самым мы портим свои же дороги. Сегодня в республике нужна служба, которая будет анализировать и инспектировать грузоперевозки. Существует и проблема с пешеходными переходами. Водители не всегда пропускают их даже в специально отведенных для этого местах, и поэтому  у нас огромное количество травм».

В завершение работы форума Глава республики озвучил ряд поручений по развитию дорожно-транспортной отрасли в адрес ответственных  руководителей.

Отвечая на вопросы журналистов, Рамазан Абдулатипов еще раз подчеркнул  значимость транспортной системы для дагестанской экономики. «По дорожному строительству мы поднялись на качественно новый уровень, базируясь на современных технологических и управленческих основах. В этой области наблюдаются существенные подвижки по сравнению с тем, что было, но это только одно звено системы», – выразил мнение руководитель республики, призвав Правительство РД уделить особое внимание вопросам управления транспортными потоками.

«Всё это надо проанализировать. Нужно посмотреть, какие у нас есть возможности и ресурсы. Правительство должно формировать и реализовывать транспортную политику. Во-первых, это затрагивает интересы людей. Во-вторых, это достаточно прибыльная система, если качественно управлять, а не «разбрасываться» имеющимися ресурсами. В целом, разговор сегодня был конкретный», – резюмировал Рамазан Абдулатипов. При этом ряд он адресовал ряд критических замечаний официальным лицам, курирующим данную сферу.  

Председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, отвечая на вопрос о том, какие пути решения проблем отрасли может предложить парламент, в частности, сказал: «В первую очередь, надо строже спрашивать с кадров, которые несут ответственность за развитие этой сферы. Второе – проектное управление. Прежде чем начать работу, нужно знать, чего мы хотим добиться, и какие ресурсы для этого есть. Чтобы был результат, нужно создать конкретный проект и управлять им».

В связи с вопросом об остановках маршрутных такси руководитель Агентства по транспорту и дорожному хозяйству Загид Хучбаров констатировал, что невозможно за короткое время решить проблемы, которые долгие годы откладывались: «В городе практически не осталось остановок, они все проданы. Мы приучили людей к хаосу. Это непростая проблема, которая обострилась с введением новых автобусов. Над ее решением работаем и мы, и городская администрация».

В свою очередь, Председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов заверил, что все замечания, озвученные в рамках форума, будут учтены, а поручения - выполнены в течение трех месяцев, отведенных Главой республики на эти цели.  

В заключение Рамазан Абдулатипов отметил необходимость проведения подобных форумов, сообщив, что в ближайшее время планируется провести Форум земледельцев; возможно также проведение Форума матерей, посвященного Великой Победе, и молодежного форума.
«Это та форма работы, где широкой общественности докладываются результаты, и она привлекается к совместной деятельности.  Наша задача – максимально уменьшить количество наблюдателей и увеличить число тех, кто работает вместе с нами», - подчеркнул Глава Дагестана.  

Новости раздела