"

Рамазан Абдулатипов: «Мы все работаем на государство, на своих граждан»

Фото:
5437
15 минут
В пятницу, 11 октября, под руководством Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова прошло расширенное заседание Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе Президента и правительства РД.

В его работе приняли участие председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, председатель правительства РД Абдусамад Гамидов, руководитель администрации Президента и правительства РД Рамазан Алиев, руководители министерств и ведомств, главы муниципальных образований республики, силовых ведомств.

На заседании был обсужден ход реализации решений Антитеррористической комиссии в РД, принятых в 2012-2013 годах, и эффективности деятельности Антитеррористических комиссий в муниципальных районах и городских округах республики по противодействию экстремизму и терроризму.

«Если бы вот такой большой отряд, какой собрался сегодня в этом зале, мужественно вышел бы на операцию, то, я думаю, все “леса” можно было бы очистить очень быстро. Столько серьезных людей, а приводим данные, что у нас 120, 250, 320 человек в бандподполье, и годами боремся с ними, принося в жертву самых мужественных, самых честных ребят», – открывая заседание, обратился к его участникам Глава республики.

При этом Рамазан Абдулатипов подчеркнул, что есть районы, где люди работают мужественно, но есть и такие, где все еще продолжается «заигрывание» с бандитами: «Есть муниципальные образования с огромной базой, которая сотрудничает с бандитами, в том числе это и родственная база. Однако если честно и мужественно будет работать глава села, глава района, глава республики, проблем не будет, потому что каждый знает, где находятся выходцы из его села.

Поэтому самая главная задача, осуществление которой доступно нам с вами в рамках наших полномочий, – это активизация деятельности общественности. Пока общество, джамаат не начнет активно работать против бандитизма, ничего не изменится. Никакие ребята, которых сюда посылают из разных областей и краев, не способны что-либо реально сделать, потому что они не знают ситуацию, не знают людей и часто гибнут.

Сейчас в некоторых районах избрали глав, а к новым главам уже подходят старые бородачи, которые говорят: «Бывший глава нам платил, а Вы будете платить?». А если он промолчал, через день напоминают. Я еще раз повторяю: недопустимо, когда целое село – село мужественных людей, село имамов Дагестана – годами находится в заложниках у 20-30 бандитов. Это возможно только при поддержке разных структур – людей, которые работают в разных органах власти: и муниципальных, и республиканских, и правоохранительных. Они годами вместе работали. Весь Дагестан знает, кто с кем сотрудничает, и каждый молчит, пока дело не коснется его лично.

Конечно, в целом ряде районов многое делается для того, чтобы заниматься этой проблемой. И как было сказано руководителем Национального антитеррористического комитета, уровень терроризма в определенной степени снизился за последние годы благодаря той огромной работе, которую проводят органы власти и общественность районов и городов.  Но в целом работа Антитеррористических комиссий в муниципальных районах, городских округах носит достаточно формальный характер. Шесть руководителей, назначенных заместителями глав администраций по безопасности, были освобождены от должностей.

Сегодня неблагополучна ситуация в Цунтинском, Унцукульском районах. Соглашение, которое мы планировали подписать между джамаатом села, руководством муниципалитета, республики и правоохранительными органами, до сих пор готовится. Только в том случае, если джамаат берет на себя какие-то полномочия и отвечает за них, глава села, глава района, республиканские правоохранительные органы берут на себя полномочия и отвечают за них – только тогда будет конкретная работа», – указал Глава Дагестана и  высказался за необходимость качественно нового этапа организации работы с подписанием конкретных соглашений, разграничением конкретных полномочий.

«Мы можем круглые сутки об этом говорить и организовывать борьбу, но пока в органах власти и, прежде всего, в правоохранительных органах господствует коррупция, ничего не будет. Любой бандит сможет купить любого, – продолжил выступление Рамазан Абдулатипов. – Пришел новый прокурор и начал проводить работу по очищению структур. Знаете, какое сопротивление оказывается этим действиям? Кроме того, он же не может никого снять и назначить без генеральной прокуратуры. А туда дорогу давно нашли некоторые, хотя и Юрий Яковлевич Чайка, и Сабир Гаджиметович Кехлеров с нами работают, сотрудничают и оказывают огромную поддержку, там находятся люди, которые поддерживают разного рода проходимцев.

То же самое касается и органов внутренних дел. Там не проведена работа по очищению. У нас были договоренности, мы работали и работаем достаточно плотно, но если некоторые думают, что МВД, ФСБ, прокуратура не подчиняются руководителю республики, тогда никакого порядка в республике не будет. Мне не нужны подчиненные, мне нужны государственные работники, которые выполняют свои полномочия четко. А если я их не выполняю, мне тоже можно об этом напомнить. Мы все работаем на государство, на своих граждан, должна быть организована четкая совместная работа.

Поддержка Президента страны в этих вопросах есть, но я хочу без революции, чтобы структуры сами очищались изнутри. Недопустима ситуация, когда один офицер полиции берет деньги у другого за то, чтобы получить должность и звание. От этого «наследия», доставшегося нынешнему министру внутренних дел, надо избавляться, если мы хотим порядка. Пока мы не очистим власть и правоохранительные органы, не будет успешной борьба с терроризмом, экстремизмом и бандитизмом. Потому что тот, кто берет взятки, готов продать и свою Родину.

Считаю, что перекладывать всю ответственность на глав районов и городов несправедливо. Я  – за очищение, в том числе и на муниципальном уровне, но это не означает, что по каждому поводу и без повода надо шуметь на всю страну о нарушениях со стороны глав муниципальных образований. Речь идет об авторитете и имидже власти. Если человек виноват – возбуждайте уголовные дела и доводите до конца. Вместо дел же возбуждается общественное настроение. На каком основании возбудили уголовное дело по Гунибскому району? Потому что годами начальник полиции и прокурор борются против главы района. И нашли: якобы он вместо «строительство» написал «ремонт». Но ведь спортивный зал есть. То же самое по Кизляру и Дагестанским Огням.

Можно было и в Пенсионный фонд спокойно прийти трем следователям и сделать выемку документов. Никакого сопротивления не было бы и не будет. Вместо чего проводятся войсковая операция и издевательство над людьми. Я еще раз говорю: я за то, чтобы наводился порядок, я за то, чтобы виновные несли наказание, но в рамках норм и законов».

По словам Главы Дагестана, только всеобщий правопорядок, честность и чистоплотность позволят победить фанатизм, экстремизм, бандитизм и терроризм. А то, что сегодня происходит в Дагестане, – результат слабости, неорганизованности, нескоординированной работы органов власти всех уровней: «Главной угрозой для Дагестана является экстремизм, фанатизм и терроризм. Мы должны объединиться против них. Кроме того, я думаю, что мы должны обратиться в Национальный антитеррористический комитет с просьбой не называть все это исламским экстремизмом и терроризмом. Все это на самом деле называется антиисламским экстремизмом и антиисламским терроризмом. Вещи надо называть своими именами, иначе мы сами объявляем бандитов, негодяев и убийц защитниками ислама. То есть многие вещи надо проанализировать по-новому и по-новому подойти к их решению.
Самое насущное дело для нас сегодня – это защита безопасности нашего государства, защита безопасности прав граждан Российской Федерации».

О том, какую работу проводит  Антитеррористическая комиссия, как такие комиссии работают в муниципалитетах, в  своем выступлении рассказал ответственный секретарь комиссии Растиван Беков. Выступающий говорил о проведенных мероприятиях, заседаниях, потраченных на это средствах. Через его выступление красной нитью прошла мысль, что не все районные и городские комиссии работают успешно, что слабо их взаимодействие с правоохранительными структурами.

Комментируя выступление ответсекретаря комиссии, Глава республики спросил, почему Антитеррористические комиссии в муниципалитетах возглавляют заместители глав администраций? Что они могут сделать, какими рычагами воздействия обладают? Эту работу должны организовывать спецслужбы, а главы городов и районов – мобилизовать население на выполнение тех или иных решений. А где предложения, как эту работу организовать? Где конкретные указания?

«Мы можем все, если сконцентрировать свою волю. И не можем ничего, если такой воли нет. Там, где нет воли, там нет власти. Безвольная власть однажды уже привела к развалу государства», – заметил Глава республики.

О том, какую работу в муниципалитетах проводят Антитеррористические комиссии, рассказали глава Дербентского района Курбан Курбанов, глава Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, заместитель главы Буйнакска Заирбек Валиев, глава Левашинского района Магомедгаджи Магомедов. Говорили руководители муниципалитетов о том, сколько заседаний провели Антитеррористические комиссии, какая работа проводится в учебных и культовых заведениях, спортивных клубах. Говорили о том, что мешает в работе. В частности, Сайгидпаша Умаханов посетовал на то, что в городе нет своих отделов некоторых силовых структур – межрайонные отделы не могут сосредоточиться на одном муниципалитете, поэтому слаженной работы, полного взаимодействия не получается.

Глава республики согласился с этим и подчеркнул, что в российской глубинке эти межрайонные отделы, может быть, и выполняют свои задачи и функции, но в Дагестане ситуация немного другая, подходы должны быть другими. В каждом районе и городе должен быть свой начальник полиции, прокурор, отдел ФСБ и другие структуры. Раньше так и было. И руководители этих структур совместно с руководителями городов и районов  составляли сплоченную команду людей, которая отвечала за все. «С такой разрозненностью нужно заканчивать, – сказал Рамазан Абдулатипов и снова напомнил слова, сказанные в первый же день работы руководителем республики. – У нас один народ, одно государство, одна государственная власть. И наша задача – работать скоординированно и сплоченно. Иначе так и будет – 26 комиссий создаем на 7 бандитов».

Комментируя слова о проводимой работе в спортивных клубах, Рамазан Абдулатипов подчеркнул, что молодежь должна проводить свое время не в этих клубах, центром их досуга должны стать высшие и средние учебные заведения: «У нас есть клубы по 300-400 человек, которые никто не контролирует, и неизвестно с какой идеологией, неизвестно, где эти люди будут использованы в любой день.  Ни ФСБ, ни полиция, ни прокуратура должным образом не прослеживают работу этих клубов. Вообще исламом запрещено человека бить по лицу, нельзя его унижать. Некоторые клубы существуют для того, чтобы защищать тех, кто должен сидеть. Мы с чем заигрываем? Какие отряды создаем? Для чего? У нас есть достаточно сил и средств для защиты республики. Это же сломанная психология, если человек должен все время зверствовать на ринге. Почему нельзя развивать другие виды спорта?».

В своем выступлении министр внутренних дел по РД Абдурашид Магомедов подчеркнул, что ситуация в республике остается сложной. Террористические проявления стабильно фиксируются в Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Дербенте, Кизилюрте, Хасавюртовском, Кизилюртовском, Карабудахкентском, Унцукульском, Цумадинском, Цунтинском и других районах. С такими проявлениями правоохранители сталкиваются и в относительно благополучных до недавних пор муниципалитетах: в Лакском, Сулейман-Стальском, Гумбетовском, Левашинском, Гунибском, Хивском и других районах.

Говоря о проделанной работе по стабилизации ситуации, министр подчеркнул, что в некоторых районах проведены оперативно-профилактические мероприятия, в ряде районов размещены дополнительные силы и средства. За последнее время нейтрализованы 19 членов бандподполья. В Цумадинском, Цунтинском, Унцукульском районах напряженность сохраняется, там проводятся соответствующие профилактические мероприятия. За последнее время пришлось дважды «зачищать» Буйнакск. Сейчас в городе действуют 5 активных бандгрупп. И бандиты там, по словам министра, чувствуют себя уютно.

Говорил министр и о плохом взаимодействии с главами муниципалитетов.
«Если муниципалитеты не будут работать в одной упряжке с силовиками, успеха в работе не будет», – считает А. Магомедов.

О слабом взаимодействии говорил также руководитель УФСБ по РД Андрей Конин. По его словам, сейчас в республике действуют 12 групп с численностью около 150 человек. Если же принимать во внимание и их пособников, то цифру нужно увеличивать на порядок. А зачастую пособники даже более опасны, чем сами бандиты.

По словам руководителя силовой структуры, финансирование террористов из-за пределов республики фактически перекрыто, и сейчас они выбрали в качестве источника вымогательство, шантаж, похищение людей и другие противоправные действия. У каждой мечети, спортклуба есть хозяева, спонсоры, с которыми тоже нужно вести работу. За девять месяцев этого года задержаны 175 бандитов. Ликвидировано более 70 схронов, предотвращен ряд терактов. Выявлен ряд случаев хищений бюджетных средств. В результате хищений, злоупотреблений, мошенничества нанесен ущерб на 1400 млн рублей, возбуждено более пятидесяти уголовных дел. Отозван ряд лицензий банков за махинации с обналичиванием денег.

Андрей Конин обратил особое внимание на то, что некоторые люди своей целью ставят работу по срыву предстоящей Олимпиады в Сочи. На что Глава республики заметил: «Мы готовимся к Олимпийским играм. Другие “игры” должны быть прекращены».

Подводя итоги заседания, Глава республики дал ряд поручений всем ответственным за обозначенное направление работы лицам:
«Я считаю, что работа получилась достаточно серьезной. Потому что мы действительно обсуждаем очень серьезные вопросы для нашей республики и страны в целом. Мы – государственная власть. Но, к сожалению, больше всего пособников среди нас – кто в погонах, кто без погон. В том числе мы пособничаем, если равнодушно относимся и не работаем.

Действительно, рядом муниципалитетов проведена большая работа. Но есть и те, которые не подключились к этой деятельности. Повторяю: там, где есть бандиты, активная пособническая база, там, где отряды бандподполья пополняются, руководители городов и районов должны уходить со своих постов, потому что если они не способны обеспечивать порядок на местах, значит, они не являются хозяевами на этой территории.

Я говорил и повторяю: Дагестан, будучи в глубоко кризисном состоянии, поставляет одну «продукцию» в Россию и на международный рынок – экстремистов и бандитов. Над этим надо задуматься, речь идет о народе, о его жизнеспособности и культуре. У нас мощное государство, обладающее всеми силами и средствами для борьбы с терроризмом и экстремизмом. И ФСБ, и МВД показали себя мужественными людьми, многие из которых отдали жизнь за нашу Родину, за наш Дагестан. Большая им благодарность за это», – отметил Рамазан Абдулатипов и поручил внимательнее относиться к семьям погибших сотрудников, оказывая им всестороннюю поддержку.

В качестве положительного опыта Глава республики обозначил пример по созданию родительских комитетов. Кроме того, он указал на необходимость организации контроля за источником финансирования преступных группировок. На сегодняшний день, напомнил руководитель республики, проводится аттестация имамов мечетей и исламских учебных заведений, в связи с чем прозвучало обращение: «По районам и городам необходимо объявить населению, чтобы отозвали своих детей, которые учатся в исламских учреждениях в кризисных странах, там, где идут разного рода террористические акты, революции и так далее. И предупредить, что если это не будет исполнено, по отношению к ним будут применены соответствующие меры, особенно по отношению к тем, кто воюет в Сирии. Надо предупредить родителей, и Дагестан выступал с этой инициативой, чтобы за участие в военных действиях в этой стране привлекались к уголовной ответственности. Такие люди работают на терроризм».

Кроме того, обращаясь к правоохранительным органам, Рамазан Абдулатипов призвал их быть ближе к населению и как можно эффективнее с ним взаимодействовать, реализуя совместными усилиями комплексную программу по борьбе с экстремизмом и терроризмом.

В очередной раз обратил внимание Глава Дагестана и на важность профилактических методов: «Главным нашим оружием является образование и воспитание, культура и традиции. В г. Хасавюрте, между прочим, один из самых лучших фольклорных коллективов, так же и в Левашинском районе. Если люди будут приобщены к культуре, они не станут участвовать в этих делах. К сожалению многие из нас, приобщаясь к религии, стали возвращаться к средневековью. Ислам должен двигаться вместе с обществом, вместе с культурой, как это всегда было в Дагестане: исламским деятелям не была чужда культура, наоборот, поэты, писатели, выдающиеся ученые – это, как правило, были религиозные деятели. И если религия не соединяется с наукой и культурой, она превращается в фанатизм и невежество.

Наши школы и вузы проигрывают этим людям в пропаганде, воздействии на сознание молодых. Значит, надо фундаментально заниматься вопросами образования и просвещения. Мы хотим, чтобы раз в месяц в республике проходил день культуры и просвещения. И я прошу руководителей районов и городов помочь в этом деле. Важно, чтобы в школах слушали классическую, традиционную музыку, стихи Сулеймана Стальского, Расула Гамзатова, Пушкина, Лермонтова.  Детей нельзя упускать. Мы приняли закон об ответственности родителей за воспитание и обучение детей, но какие меры приняты по его реализации?  У нас есть закон о молодежи, но за ним ничего не стоит. Фактически нет хорошей программы по молодежной политике. Важно финансировать программы по воспитанию молодежи, созданию для них рабочих мест, по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Надо максимально помогать молодежи в открытии собственного дела, приобщении к традиционной культуре. Все остальное подождет. Главное – это вопрос безопасности, главное – это вопрос сознания дагестанцев».

Кроме того, Глава Дагестана предложил провести республиканскую конференцию с приглашением российских экспертов на тему роли общества, средств массовой информации и интеллигенции в профилактике экстремизма и терроризма, а также вместе с российскими правоохранительными органами под эгидой Антитеррористической комиссии разработать конкретные меры по борьбе с этим явлением.

И самое главное, на что обратил внимание Рамазан Абдулатипов в завершение, – это координация деятельности всех органов власти и общества по профилактике и борьбе с экстремизмом и терроризмом. «Нам надо выступать как одна государственная сила, тогда мы победим. У нас для этого есть силы и средства. И преобладающее большинство дагестанского народа поддерживает и будет поддерживать такую работу», – подытожил Глава Дагестана.

Новости раздела