"

Рамазан Абдулатипов: «Дагестан не может успешно развиваться без качественного образования»

Фото:
3739
9 минут
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов принял участие в августовском совещании работников образования республики, которое прошло сегодня, 24 августа, в Доме дружбы в Махачкале. В работе конференции приняли участие председатель Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, его заместитель Анзор Музаев, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Евгений Малеванов и проректор Государственного института русского языка имени А. Пушкина по инновационной деятельности и дистанционным формам обучения Марина Яскевич.

Представляя гостей, Рамазан Абдулатипов отметил, что они не первый год работают в республике в сфере образования и, прежде всего, при поддержке Рособрнадзора за последние два года Дагестану удалось выйти на приличный уровень. «Нам удалось вывести республику из глубочайшего кризиса в сфере образования. Самая главная наша задача – при поддержке Рособрнадзора закрепить достижения. Их удалось добиться также благодаря Правительству республики и лично министру образования и науки Дагестана Шахабасу Шахову, который добросовестно повседневно наводит порядок в сфере образования, а также при поддержке глав муниципальных образований. Огромную роль в организации ЕГЭ сыграли многие федеральные структуры в республике. Только совместная работа позволит нам решать поставленные перед нами законом и Президентом Российской Федерации задачи. Мы все работаем в одной системе и в одинаковой степени ответственны в решении этих задач. Перед началом учебного года намечены многие индикаторы, которые надо достичь в сфере дошкольного, школьного и вузовского образования», – заявил Глава республики.

По словам Рамазана Абдулатипова, сегодня важно говорить не только об эффектной работе образовательных учреждений, но и муниципальных образований, о том, как работает муниципальный отдел образования. «Сегодня важно, чтобы там работали авторитетные люди, знающие школу, образовательные стандарты, тем более Минобрнауки России часто их меняет», – подчеркнул он.

Также, считает Глава региона, внимание необходимо уделить институту повышения квалификации педагогических кадров: «Все проблемы в сфере образования – за каждым учителем. Была создана ситуация, когда все обманывали друг друга и уничтожали будущее детей, Дагестана, всей страны. От этой круговой поруки надо переходить к круговой ответственности. Мы какие-то подвижки сделали в развитии республики, но, как только мы чуть-чуть поднялись, я понял, что дальше работать без соответствующих кадров не могу. Это задача образования и культуры».

Кроме того, отметил Абдулатипов, необходимо создать рейтинговую систему для реального отображения картины в сфере образования. «Если мы что-то не можем посчитать, измерить, мы не можем управлять. У нас есть учителя, которые давно не интересуются наукой, новыми программами, методиками, технологиями. Мы можем построить прекрасные школы, делаем это и будем делать, но какой учитель входит в эту школу? Дойти надо до всех, особенно до далеких районов. Должны быть объективные критерии оценки. Кроме того, основные стратегические вопросы, вопросы стандартов решаются на федеральном уровне, все остальные вопросы решаются на муниципальном уровне. Функционально все муниципальные отделы образования должны подчиняться министерству образования и науки, территориально они подчиняются муниципальным образованиям. Поэтому вопросы, к примеру, назначения дикторов школ должны решаться совместно и согласованно, исходя из объективных критериев», – сказал он.

Также педагогическому сообществу республики поручено обсудить вопрос эффективности малокомплектных школ: «У нас более 1,4 тыс. образовательных учреждений, более 200 малокомплектных школ. Внимательно обсудите на секционных заседаниях вопрос эффективности этих малокомплектных школ. Сейчас между селами нормальные дороги, поэтому целесообразно создание в центре базовой школы с интернатом, с хорошими кадрами, где детям будут давать хорошее образование. Все надо делать разумно и в интересах детей».

Кроме того, Глава республики поручил министерству образования и науки и министерству культуры совместно с парламентом Дагестана разработать Республиканскую целевую программу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения под названием «Программа борьбы с проявлениями невежества и культурного просвещения». Директорам школ поручено сотрудничать с творческими союзами, водить детей в первый в стране Театр поэзии, открывшийся недавно в Махачкале, Центры традиционной культуры народов России, функционирующие в каждом муниципалитете.

«Очень много проблем и вопросов, на которые необходимо обратить наше общее внимание. Мы должны сверить наши задачи, полномочия каждого в сфере образования, чтобы достичь качественно нового уровня. Мы только начали этот процесс. Еще по-настоящему не дошли до вузов, но уже сокращено достаточно большое количество филиалов. Мы будем создавать базовый, опорный университет в Дагестане, вокруг которого объединятся остальные вузы. Этот вопрос надо отрабатывать совместно с министерством образования и науки и Рособрнадзором. Дагестан не может успешно развиваться без качественного образования», – подытожил Абдулатипов.

Сергей Кравцов в свою очередь поблагодарил дагестанских коллег за работу в системе образования, в особенности в части проведения ЕГЭ. «Работа была проведена колоссальная, тем не менее определенные вопросы остаются, и в течение учебного года работа будет продолжаться с учетом всех моментов», – заявил он и вручил Главе Дагестана благодарственное письмо от министра Ливанова за объективное проведение ЕГЭ.

В части оценок, которые дало руководство страны, в целом, по словам Кравцова, второй год экзамен проходит максимально объективно, и задача – этот уровень объективности сохранить в последующем, сделать соответствующие выводу по движению вперед. Руководитель Рособрнадзора призвал учителей проводить разъяснительную работу среди школьников и их родителей по правилам проведения ЕГЭ. Попросил обратить внимание на результаты ЕГЭ в целом по стране и СКФО, к чему приводят «объективные» экзамены. «Дети начинают учиться, учителя работать, родители понимают, что нельзя договориться, тем самым улучшается ситуация в системе образования. К сожалению, не все родители, организаторы и главы муниципальных образований понимают значение объективного проведения экзамена. У нас остаются вопросы по пунктам проведения экзаменов», – заявил он.

Кравцов сообщил о намерении Рособрнадзора предложить Дагестану конкретную программу помощи по русскому языку и математике: «В течение учебного года мы будем работать для повышения качества образования путем кропотливой работы. Для этого здесь присутствует ректор Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Евгений Малеванов и проректор Государственного института русского языка имени А. Пушкина по инновационной деятельности и дистанционным формам обучения Марина Яскевич, чтобы помочь учителям совершенствовать методики обучения. Незнание русского языка влияет на качество образования по другим предметам».

Чтобы школы могли объективно оценивать учебу школьников, сказал Кравцов, все результаты с 4 по 11 классы будут фиксироваться в информационной системе. «Это механизм для разговора с родителями, институтом повышения квалификации учителей. Когда будут такие данные, мы сможем управлять и помогать», – отметил он и призвал обратить внимание на все проблемные зоны и провести на местах под руководством глав муниципалитетов совещания. Глава Рособрнадзора напомнил и про административную ответственность.

Далее министр образования и науки Дагестана Шахабас Шахов рассказал о состоянии и перспективах системы образования республики. Отмечено, что сегодня идет его обновление. Согласованные действия на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях за отчетный период способствовали достижению позитивных результатов, среди которых – оптимизация сети образовательных организаций; создание реестра учреждений образования всех уровней (2 тыс. 807 образовательных организаций, из них 25 федеральных, 213 республиканских, 2 тыс. 491 муниципальная и 78 негосударственных); расширение единого образовательного пространства, координация усилий по вопросам повышения качества оказываемых образовательных услуг; укрепление учебно-методической и материально-технической базы, а также улучшение инфраструктуры образовательных организаций и т.д.

За отчетный период в республике введено 10 частных дошкольных учреждений на 1 тыс. 158 мест (для сравнения: в 2013 году было создано всего 850). В данном направлении следует выделить города Махачкала, Хасавюрт, Кизилюрт, Кизляр и Дербент, а также Карабудахкентский район. По участию негосударственного сектора в организации дошкольного образования Республика Дагестан занимает лидирующие позиции в стране, о чем свидетельствует доля охвата, составляющая 2,8%, при том, что этот показатель по СКФО равен 1,0% и по РФ – 1,1%. Несмотря на принимаемые меры, согласно данным электронной очереди, в местах в дошкольных образовательных организациях нуждаются порядка 26 тыс. детей. Для удовлетворения потребности населения до конца года запланировано создание 15 тыс. мест, в том числе около 12 тысяч – за счет групп кратковременного пребывания.

Сложившаяся в республике практика градостроительства не предусматривает первоочередное строительство социально ориентированных объектов. Так, в Каспийске при интенсивном строительстве жилых комплексов (за год, по официальным данным, сдано 7 тыс. квартир) не построено ни одно дошкольное или общеобразовательное учреждение.

Шахов обратился к министру строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Дагестана и главам муниципалитетов с предложением обязательно предусматривать при выдаче разрешений на строительство жилых комплексов первоочередную сдачу застройщиками социально ориентированных объектов. Также, по словам главы Минобрнауки Дагестана, нужно практиковать безвозмездное выделение земель для строительства социально ориентированных объектов в городах республики. Такой подход обеспечит привлечение инвестиций в социальную сферу, решит вопрос формирования образовательной инфраструктуры в новых микрорайонах.

Сеть общеобразовательных организаций Республики Дагестан включает 1 тыс. 540 школ с контингентом 370 тыс. 687 учащихся. Из приведенных общеобразовательных организаций только 657 (37,7%) являются типовыми, 148 (9,7%) находятся в аварийном состоянии, а 598 нуждаются в капитальном ремонте. По причине ветхости и аварийности сегодня 102 школы не имеют лицензий, поскольку не могут получить положительные заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора.

В рамках Федеральной целевой программы «Юг России» за последние два года введено в эксплуатацию 16 общеобразовательных учреждений на 5 тыс. 150 мест. До конца 2017 года планируется построить еще 12 школ, что позволит ликвидировать трехсменное обучение, так как в трехсменном режиме работают 13 общеобразовательных организаций, в которых обучаются 2 тыс. 58 учащихся. Еще 100 тысяч школьников обучаются во вторую смену, их перевод на односменное обучение потребует порядка 56 млрд рублей. В этой связи поддержкой станет программа перевода российских школ на односменное обучение, которая начнет работать в 2016 году. При этом речь идет не только о строительстве, но и целой системе мероприятий, в том числе возврате школьных зданий, а также о расширении существующих школ.

С сентября 2015 года в пятых классах предстоит реализовать новые федеральные государственные образовательные стандарты, что потребует создание необходимых условий. По словам Шахова, важно обеспечить образовательные организации учебно-методическими материалами, учебниками, современным учебно-лабораторным оборудованием. Министр обратил внимание руководителей муниципальных образований на недопустимость задержки в приобретении учебников, важность обеспечения ими к началу нового учебного года всех учащихся 5 классов.

Министр также рассказал о ситуации в дополнительном, средне-профессиональном и высшем образовании в республике. В рамках августовского совещания Глава Дагестана вручил государственные награды республики.

Новости раздела