"

Перспективы сотрудничества обсуждены на форуме «Седой Каспий»

Фото:
3714
17 минут
В пятницу, 25 октября, в Каспийске под руководством Президента Дагестана Рамазана Абдулатипова состоялось пленарное заседание экспертного форума «Седой Каспий» на тему «Тысячелетия вокруг Каспия: исторические и цивилизационные процессы в контексте новых вызовов и перспектив сотрудничества».
Цель форума - создание неправительственной организации интеллектуалов для неформального обсуждения современных проблем общественного развития, привлечение экспертного сообщества к выработке предложений по решению задач развития Дагестана.  
В работе форума приняли участие Председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, Председатель парламента Чеченской Республики Дукуваха Абдурахманов, начальник Управления Президента РД по внутренней политике Артур Исрапилов, депутаты Народного Собрания РД, руководители республиканских министерств и ведомств, представители Северокавказских республик, ученые - исследователи федерального, регионального масштаба и другие.
Приветствуя участников, Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов отметил, что есть разные формы взаимодействия, общения. В последние годы проводится и много форумов, конференций, круглых столов. Но иногда, как отметил Глава Дагестана полезно поговорить и с теми, кто приезжает из других регионов страны.
«Мы не всегда имеем возможность поговорить друг с другом. Живого общения, по-моему, не всегда в достаточном количестве и качестве, потому что виртуальный мир вводит свои правила общения, а мира, в котором мы жили в годы нашей молодости - уже нет», - подчеркнул руководитель региона.
Говоря о проблемах современного мира, Рамазан Абдулатипов отметил, что одна из основных -  это снижение уровня авторитета преподавателя, наставника, который дает знания молодежи: «Мир расширяется, соответственно расширяются возможности получения информации. Но есть базовые вещи, которые всегда остаются и в любом общении их необходимо учитывать. Это то, что мы всегда называли методологией. Так получилось, что марксистко-ленинской методологии уже нет, а другой методологи еще не дали.
Что такое методология? Методология – это когда люди знают общие законы, закономерности, принципы, категории, которыми они руководствуются при анализе тех или иных процессов. Это общее мы потеряли».
В своем выступлении Рамазан Абдулатипов также отметил, что фактически за последние 30 лет в России не издана ни одна книга, которая бы анализировала базовые вещи, духовные идеалы.
Продолжая свое выступление, Президент Дагестана отметил: «Смысл человеческой деятельности - это поиск истины. Смыслы нашей жизни – это познание красоты и творение красоты. В конечном итоге человек должен руководствоваться в своей деятельности любовью. Любовь или ненависть, добро или зло, истина или ложь, красота или безобразие – вот где проходят границы наших осмыслений смыслов и смыслов культуры и т.д.»
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов отметил, что базовыми в работе форума являются познание общих закономерностей развития народов, культур региона в прошлом и настоящем: «Дело не в том, что 2000 или 5000 лет Дербенту. Это не имеет большего значения. Главное то, какие мировые процессы здесь проходили, и в каких был задействован Дербент и вообще, так скажем, прикаспийское человечество».
Говоря о работе Л. Гумилева «Тысячелетие вокруг Каспия», Рамазан Абдулатипов отметил: «Если говорить о методологии и науке, то в этой книге почти нет никакой науки. Лев Гумилев по большему счету не был классическим ученым, он был великим, талантливым человеком. Его книги - великие догадки автора, где действительно есть исторические обоснования и т.д.  Поэтому самое главное для нашего региона, для России, для современного мира – это познание сути интеграционных процессов. Что нас связывает друг с другом? Являемся ли мы автономными или являемся частями друг друга? Историческая закономерность, когда из сотни племен формируется этнос, а из сотни этносов – нация, из сотни наций – человечество. Мы уникальны каждый по себе, но не настолько, чтобы противопоставлять друг другу. Потому что в основе нашей культурной деятельности лежат те же самые духовные идеалы, законы интеграции.
Опять противоречия:  мир глобальный - это результат интеграции. А мы сами достаточно сильно дезинтегрированы, особенно после развала Советского союза. Наши субъекты Российской Федерации по Северному Кавказу в сотни раз меньше интегрированы, чем в Советском периоде,  хотя у нас есть даже федеральный округ. Тысячи запросов, которые мы могли удовлетворить в экономической, политической, культурной жизни за счет интеграции внутри региона, не удовлетворены. А нация и государство формируется за счет интеграционных процессов.
Базовой темой для нашего клуба также является познание общих закономерностей, интеграционных процессов. И, конечно, как в этом интеграционном процессе чувствует себя каждая этническая культурная политическая единица. Создание этого клуба позволит, во всяком случае, поделиться друг с другом. Другое дело – насколько мы будем воплощать это в своей практической деятельности. Это уже  вопрос нашей управленческой и прочей работы. Но познание этих процессов позволит нам осознать еще раз, что мы взаимосвязаны друг с другом, взаимозависимы».  
Глава Дагестана Р. Абдулатипов также подчеркнул, что время независимости ушло, пришло усиления этих взаимозависимостей. По словам Президента Дагестана, 22 октября в Уфе на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Президент РФ В.В. Путин  говорил об интеграционных процессах,  о формировании российской нации.
«Важно, чтобы мы обустроили родник «Седого Каспия», чтобы из него получилось огромное море, океан и чтобы мы могли взаимодействовать с пользой друг для друга, для нашей страны, наших народов», - подчеркнул руководитель республики.
Председатель парламента Чеченской Республики Дукуваха Абдурахманов начал свое выступление с критики в адрес решения о разделении  Южного Федерального округа.
«Говоря об интеграции, нельзя обходить стороной негативное влияние на этот процесс деления Южного федерального округа на две части.  Мы все время говорим о единстве, в том числе об этом говорит и Президент страны. Но как можно объединяться, если нас целенаправленно разделяют. Все мировое сообщество стремится к единству, а в нашей стране  происходит обратный процесс. Исторически южные территории были едины, а теперь  нас разделили на два округа из-за спортивного мероприятия – Олимпиады, которое приобретает оттенок политического действа», - подчеркнул парламентарий.
Д. Абдурахманов отметил, что кавказским народам  нужно стремиться друг к другу, и надо работать с теми, кто этого не понимает, пока не разделили пополам и Кавказ.
«Я рад, что меня пригласили на этот форум. Наша  встреча дает нам возможность вместе обсудить общие  проблемы, а это лучше всего способствует единению. Если мы не будем действовать сплоченно, то вскоре и Северо-Кавказский округ окажется разделенным на части.
Глава чеченского парламента также  сказал, что говорить о ситуации на Кавказе имеют право только те люди, кто знает о том, что происходит здесь на самом деле: «Нельзя допускать, чтобы люди, далекие от реальной ситуации, рассуждали о наших проблемах и формировали общественное мнение».
В завершение своего выступления он поблагодарил руководство республики за  организацию форума и выразил надежду, что проведение такой экспертной дискуссии станет традиционным и принесет желаемые плоды.
Ректор Института экономики и политики, доктор политических наук, профессор Абдул - Насир Дибиров выступил на форуме с докладом «Дагестан: между Каспием и Кавказом». Как он отметил, Расул Гамзатов в своей книге «Мой Дагестан» говорил о трех сокровищах Дагестана: земля, вода и все остальное.
«Исторически у дагестанцев любовь к своим сокровищам распределялась неравномерно. Они отдавали предпочтение горам. Сегодня ситуация существенно изменилась. Высокий уровень концентрации населения на равнине, изменение геополитического положения Дагестана  актуализируют новые приоритеты дагестанского общества. Будущее Дагестана в большей степени связано с Каспием. Нам важно не потерять свою идентичность в новом мире. Нам и раньше приходилось делать выбор, сегодня проблема выбора перед нами раскрывается в условиях вызова, который нам бросает современное общество», - сказал докладчик и  подчеркнул, что главную роль в формировании характера дагестанского  народа сыграл земледельческий труд.
«В целом дагестанцы миролюбивы, но когда дело касается их земли, они готовы воевать не на жизнь, а на смерть. К сожалению, в последние годы происходит опустынивание горных территорий. Масса людей перестала заниматься характерным для нее трудом, но сохранилась воинственность. Эта воинственность начинает превращаться в новую набеговую экономику. У нас был период, когда в Дагестане главенствовало набеговое хозяйство. Сейчас мы возвращаемся к тому опыту», - отметил он.
В качестве доказательства своих слов о возврате к набеговой экономике ученый сказал, что признаком «набеговости» является  семидесятипроцентный  дотационный бюджет.
Этот довод вызвал бурную дискуссию среди участников форума. Дукуваха Абдурахманов отметил, что он категорически против термина  «набеговая  экономика», который принижает достоинство горцев.
«За счет набегов горцы никогда не жили, эта система не была жизненной позицией наших предков» - сказал он.
В дискуссию включился и Президент Дагестана, который поддержал Председателя чеченского парламента и разъяснил, основываясь на исторических фактах, что к набегам горцы прибегали в тот период, когда оказались зажатыми в тиски.
«Абсолютно согласен с мнением Дукувахи Баштаевича. Я много раз говорил об этом, выступал с критикой теории набеговых хозяйств.  Да, набеговое хозяйство было. Оно началось, когда наших предков закрыли в каменные мешки. До начала Кавказской войны Дагестан продавал 70 тысяч бурок на тбилисском и астраханском рынках, это только один пример.  Традиционно почти в каждом районе Дагестана помимо земледелия и скотоводства есть свой особый промысел. Дагестанцы веками вывозили свои оригинальные товары на соседние  рынки. Когда предки потеряли эту возможность, они вынужденно прибегали к набегам, так как иного выхода у них не было. Поэтому нельзя говорить о набеговой экономике. Это вынужденная мера, а не желание горцев жить за чужой счет.
Дагестанцы всегда занимались земледелием, а сейчас бросают все и едут в города. Я призываю не бросать земли, неизвестно как сложится жизнь на равнине. Эти горы были нашими крепостями, они нас кормили, спасали в самые трудные времена. Поэтому мы заново разработали программу развития горных территорий, чтобы вернуть дагестанцев к их традиционному укладу жизни», - отметил Глава республики.
Об информационном аспекте современных проблем Каспия говорил в своем докладе вице-президент Российского национального комитета содействия программе ООН по окружающей среде, член-корреспондент РАЕН, доктор географических наук Игорь Зонн.
Он подчеркнул, что процесс интеграции зависит от информационного поля. В этом плане, по словам исследователя,  мы значительно уступаем зарубежным источникам информации.  
«Сейчас большинство населения в поисках информации прибегает к интернету. В интернете много непроверенной информации, для того, чтобы отобразить реальную ситуацию, необходима аналитика.  Для создания информационного поля мало знать  аналитику и углубиться в историю. В информационное поле входит и создание выставок, экскурсий, конференций,  которые бы отражали оценку всей информации о каспийском регионе.
Мы проигрываем в том, что мало уделяем внимания каспийским проблемам, они плохо освещаются. Без этого народы обделены информацией о ситуации, складывающейся на берегах Каспийского моря», - добавил И. Зонн.
Рамазан Абдулатипов подчеркнул, что информационное поле играет важную роль в процессе интеграции, помимо этого достаточно сложным вопросом является геостратегия Каспия.
«Мы посвятим отдельное  заседание этой проблеме. Лет 10-15 назад я собрал Парламентские ассамблеи прикаспийских государств, к сожалению дальше одного заседания дело тогда  не продвинулось, нам тогда не дали развить свои идеи. Надеюсь, наш форум станет сподвижником тех идей.  Помимо этого есть задумка  издавать вестник «Седой Каспий», где будут публиковаться материалы по проблемам Каспия», - сказал Президент РД.
Историческую географию цивилизационных процессов Кавказского региона изложил в своем выступлении председатель ДНЦ РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук Хизри Амирханов. Он акцентировал внимание на том, что дагестанская культура формировалась на стыке двух противоположных веяний -  восточно-европейской и азиатской культур.
Глава Дагестана  отметил, что противоречивое состояние республики во многом  зависит от одновременного влияния восточно-европейской и азиатской культур: «Это глубочайшее противоречие между географией и культурой поведения является интересным феноменом, который надо изучать. В ситуации, когда одна культура ушла, а другая не пришла, очень сложно ориентироваться. Пограничное состояние очень опасно для цивилизации. Поэтому мы ищем возврата к более устойчивым основам бытия. Самой устойчивой  основой бытия является культура. Именно через культуру нам предстоит восстанавливать утерянную стабильность»
Директор института социального маркетинга, профессор НИИ «Высшая школа экономики» Сергей Хайкин презентовал исследования  «Общественное мнение населения Дагестана о ситуации и задачах развития республики».
Институтом социального маркетинга был проведен репрезентативный опрос взрослого населения шести республик Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии (Алании), Чеченской республики. По мнению большинства респондентов, Глава Дагестана работает на своем посту хорошо и, прежде всего, руководствуется интересами народа и страны.  
По мнению С.Хайкина, мониторинг общественного мнения в республиках Северного Кавказа показал, что современные методы исследования позволяют изучить  потребности, интересы и ценности основных слоев и групп населения, увидеть изменения настроений, определить ведущие тенденции, точно прогнозировать электоральное поведение, выявить уровень протестного потенциала.
Говоря об образе Дагестана в зарубежных средствах массовой информации,  директор «Центра современной кавказской политики «Кавказ» Андрей Осинников отметил, что замечена тенденция, когда на публикациях в СМИ, на круглых столах, конференциях зачастую различные комментарии дают люди в лучшем случае некомпетентные, в худшем случае - неадекватные. Он привел и несколько примеров. Зачастую это касается  Северного Кавказа.
«Такие люди создают негативный образ Северного Кавказа и разрушают фактически его имидж. Так как сейчас многие республики Северного Кавказа нацелены на развитие туристического кластера, это очень вредно», - подчеркнул он.
В рамках форума также прозвучали доклады, в которых подробно были озвучены проблемы развития отношений на оси Волга-Каспий  и другие вопросы. О проблемах развития и интеграции Дагестана говорили эксперты высокого ранга, именитые ученые, знатоки истории и культуры.
Подводя итоги заседания, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов отметил, что прикаспийский, кавказский регион - это регион, где формировались мировые культуры и религии.
«Это глубоко традиционный регион, исторически ему было свойственно перемещение народов и культур. Многие племена и народы прошли через Дербент вплоть до Европы. Это центр очень интенсивных этнокультурных потоков. Этот регион стал интересен и для Гумилева. Фактически мировые процессы начинались или имели непосредственное отношение к Каспийско-Кавказскому региону. Не зря наши ученые делают новые и новые открытия. И сегодня дата первоначального пребывания здесь человека достигла 1 млн 900 лет. Это древнейшая цивилизация.  
Когда я писал книгу «Мой Дагестанский народ», обратился за рецензией к ученым нашего ДНЦ РАН, некоторые категорически выступали против использования термина «дагестанская цивилизация». Есть локальные цивилизации, есть региональные, есть охватывающие весь мир. Это закономерность развития. Мы находимся в таком регионе, где многие цивилизационные процессы формировались или затрагивали регион.
Например, Дербент – это первая точка современной России, куда пришел иудаизм, христианство, ислам. Можно ли после этого говорить, не затрагивая имиджа своего Отечества, что Дагестан – это отсталая и дикая территория? У Дагестана глубочайшие исторические корни.  
Когда я работал в Таджикистане, был в городе Пенджикент, где один выдающийся российский археолог открыл древнейший городок. В работах ученого описываются вещи, обнаруженные в ходе раскопок, почти полностью совпадают с теми атрибутами, которые были найдены в Чирюртовском захоронении. Этим примером я хочу сказать, что мир всегда был глобальным по своим историческим связям и взаимозависимости.
Сегодня стал глобальным и человек. И этот человек не справляется с сочетанием всеобщего, глобального и своего родникового, родового, и от того впадает в крайности собственного развития. Человеку в сегодняшнем мире очень сложно самоопределиться, обрести устойчивую идентичность. Отсюда и виртуальный мир, в котором он находится.
Один выдающийся ученый сказал: «За XX век мы создали совершенно иной мир. А теперь нам предстоит научиться в нем жить».
Наш форум – это осознание многообразия, самобытности мира, в котором жили наши предки. И самое главное для нас – это научиться жить в этом мире и тем самым обеспечить будущее для своих детей и народов.
Даже то, что сегодня критикуется на Кавказе, в Дагестане, является нашей самобытностью и приобретением. Разве можно критиковать родовые отношения, о которых говорят так – «родоплеменные отношения». Каждый человек должен помнить, из какого он рода. Это необходимо восстанавливать. Очень многое сегодня надо осмыслить.
Можно говорить о глобальных вызовах, но не упуская внутренние вызовы, заложенные в самом человеке, его мировоззрении, менталитете. Будучи в пограничном состоянии люди очень легко переходят в крайности – к фанатизму, экстремизму. Все это не приобретение Кавказа или Дагестана. Когда в Дагестане не было никаких проявлений терроризма, во многих европейских странах он уже был. Более того, я за то, чтобы термины «терроризм» и «экстремизм» были с приставками «антиисламский». А кто породил эти течения в исламском мире? Европа, которая эксплуатировала исламский мир до 50-х годов прошлого века. 90% мусульманских стран были в колониальной зависимости. И до сих пор для них не закончилась национально-освободительная борьба. Маркс говорил, что там, где средневековье, главной идеологией выступает религия. И поэтому главной идеологией освобождения стал ислам в крайних формах, что наоборот затрудняет выход из этой колониальной зависимости.  Процессы, которые мы наблюдаем в исламских странах, носят антиисламский характер. Так же и в Дагестане», - подчеркнул Глава республики.
Рамазан Абдулатипов отметил, что совершенно правильно обозначено и Волго-Каспийское направление: «Мы не случайно оказались в России. Очень много процессов, в том числе и географических, требующих анализа.  
Каждый из сегодняшних докладов был по-своему интересен и может стать основой для специального обсуждения. Я просил бы участников заседания внести предложения в рабочую группу по определению повестки на заседание следующего года.  Считаю, что наш клуб не является дискуссионным, он – экспертный. Мы заинтересованы, чтобы органы власти, парламент, общественные движения учитывали бы наши рекомендации. Очень много умных людей, в которых нуждается власть. Вся деятельность экспертных советов должна быть обращена на приоритетные программы развития республики. Дорабатывайте, делайте замечания, предлагайте новые направления. Давайте работать вместе. Власть в Дагестане сегодня полностью открыта.
Самая большая трудность сегодняшнего Дагестана и России – это направить, дать четкие рабочие установки. Изменить сознание почти невозможно. Поэтому мы постепенно проводим очищение республики. Однако нельзя жить мыслями, что все плохо. И нас очень радует, что в этой ситуации дагестанцы проявляют оптимизм: 42 % верят, что будет лучше. Это хороший показатель. Значит, наши люди обладают очень сильной духовной энергетикой.  
В целом Дагестан – это благоприятный край и для жизни, и для экономической деятельности. Но мы развалили государство. И сегодня очень сложно все восстановить».
Говоря о самом клубе, Рамазан Абдулатипов отметил: «Наш клуб – это возможность апробировать идеи. И этот институт будет действовать постоянно. В следующий раз каждый из вас должен привлечь в наш клуб хотя бы одного интересного человека, способного поделиться новыми знаниями.
И сегодня, на мой взгляд, здесь собрались люди, отвечающие вызовам, которая выдвигает современная жизнь. Для нас очень важен приезд каждого из вас. Мы проводим крупные мероприятия, потому что нам надо максимально открыть Дагестан миру и мир Дагестану, чтобы мы не замыкались сами в себе и в средневековье. Дагестанцы остаются людьми традиционной культуры и мышления, но при этом хотят быть людьми, устремленными в будущее,  к самым высоким достижениям современной цивилизации. И вы нам в этом помогаете».
По завершению пленарного заседания участники экспертного форума разделились на две секции. Часть экспертов занялась рассмотрением  историко-цивилизационных вопросов Каспийско-Кавказского региона, другая часть акцентировала внимание на информационных потоках в Прикаспийско-Кавказском регионе.  

Новости раздела