"

Роль СМИ в противодействии идеологии терроризма

Фото:
3493
3 минуты
Одним из основных условий, обеспечивающих информационно-психологическую устойчивость в обществе,  является деятельность средств массовой информации. Это предъявляет соответствующие требования к форме и содержанию информационного потока. 

Темпы развития современных экономических и иных общественных отношений не позволяют обществам замыкаться в самих себе. Удерживать высокий уровень функционирования всех отраслей промышленности просто невозможно, не говоря о том, что невозможно развивать многие отрасли с нуля до конкурентноспособного состояния за пять - десять лет; особенно это касается компьютерных технологий. Однако есть возможность сотрудничества со странами, достигшими значительного прогресса в различных областях. Для эффективности и устойчивости таких отношений  нужны достаточная открытость общества, желание участвовать в международных процессах, создание дружеской и партнерской атмосферы общения между странами. Это вынуждает к интеграции в единое мировое информационное пространство. Оно не только является зоной обмена экономической информацией, но и важным интеграционным звеном  в процессе создания кросскультурных и общечеловеческих ценностей, которые являются гарантом предотвращения конфликтов как внутри общества, так и между обществами. Одновременно с этим происходит процесс усиления внимания и взаимопомощи между странами в решении целого ряда схожих проблем, касающихся борьбы с экономическим шпионажем и пиратством, организованной преступностью, финансовыми кризисами, природными техногенными катаклизмами. 

Вместе с положительными аспектами интеграционных процессов есть и негативные, связанные с  единым информационным пространством. Навязчивое участие стран -соседей в решении внутренних проблем других государств заканчивается порой их жесткими действиями: от экономической и политической блокады до проведения военных акций. 

Есть и еще одна деликатная для каждого современного государства сфера - этнокультурная, которая в открытом информационном пространстве подвергается вмешательствам других стран. Еще одним нежелательным моментом становится перенос негативных ценностей и установок из одного общества в другое, а иногда привнесение  идей и норм, диссонирующих с  
исторической и этнографической культурой общества. Подобные моменты провоцируют внутренние социально-психологические кризисы, вызывающие усиление сепаратистских настроений, развитие этнического, религиозного, политического и иных форм экстремизма, разрушают механизмы социального контроля.

Наибольшей угрозой становятся процессы подмены культурной составляющей общественной жизни принципами и нормами общества-потребления, что неминуемо снижает образовательный, демографический и культурный потенциал общества, вызывает формирование инертных обществ. 

Весьма сложная задача в процессе интеграции достается СМИ. 

Ведущая роль в интеграционном процессе возлагается не на национальные СМИ, а на транснациональные средства массовой информации и СМИ с глобальным вещанием, которые формируют информационную повестку дня и тональность оценки информации. Они же и предоставляют исходный материал и комментарии для национальных СМИ относительно мировых событий. Национальные СМИ могут самостоятельно собирать, анализировать и оценивать информацию, создавать свою повестку дня. 

Однако аудитория к этому моменту, возможно, уже получила первоначальное представление о проблеме через систему глобального вещания как по каналам телевидения, так и через интернет. Поэтому национальным СМИ требуется особое искусство по формированию общественного представления о проблеме внутри национального информационного поля. При этом СМИ должны сами решить, какую позицию они займут по отношению к событиям: поддержат ли позицию глобального вещателя, будут ли отстаивать собственные убеждения или встанут на позицию  своего правительства.

Зоной ответственности СМИ становится даже не столько сама информация, сколько структуры психологического равновесия в обществе и его умонастроения. Однако надо помнить, что сейчас практически любой член общества может получить доступ к огромным ресурсам информации благодаря мощнейшим сетям телекоммуникации  и найти единомышленников по всему миру, создавая при этом группу интересов. Группе остается привлечь к себе внимание СМИ и воспользоваться ими в своих целях. Вместе с тем группа  способна создавать и свои средства массовой информации. Их статус будет зависеть от принятия единых стандартов и норм. Правда, здесь есть проблема несогласованности и отсутствия взаимосвязи между представителями рынка СМИ.

Для того чтобы СМИ стали участником обеспечения информационно-психологической безопасности, необходим ряд условий. Среди них политические, экономические и правовые, в том числе проблемы самоцензуры и внутриредакционной цензуры.

Очевидно, что важнейшим условием является законодательная база формирования СМИ, обеспечивающая открытый доступ журналистов к социально значимой информации. Законодательство должно также четко оговаривать ограничения при работе с информацией, напрямую связанной с безопасностью государства, правоохранительной деятельностью, а также обеспечение тайны частной жизни и личных сведений. СМИ должны оставаться автономным институтом общества, реализующим собственные задачи, ориентированные на консолидацию общества и свободное выражение мнений граждан.

Автономность, или самостоятельность СМИ сопряжена  с экономическими условиями их функционирования и развития. Экономика медиабизнеса формирует внутрикорпоративную этику журналистского коллектива.

Несмотря на консолидированную работу по информированию общества,  в момент  начала информационно-психологической войны неминуемо происходит раскол  и позиционирование сторон участников информационного процесса. При самом большом разнообразии причин, вызвавших информационно-психологическую войну, всегда образуется сторона атакующая. Такой атакующей стороной выступают СМИ, сочувствующие террористическим организациям. Есть  и сторона обороняющаяся. Как правило, это средства массовой информации, поддерживающие позиции стороны, борющейся с терроризмом, хотя некоторые могут занять позицию наблюдателя. Чаще всего эту роль играют масс-медиа других государств, не участвующих в конфликте, и собственные оппозиционные СМИ, способные не только освещать конфликт со стороны, но и саботировать контртеррористическую информационную политику. В такой ситуации поведение СМИ возможно охарактеризовать посредством ролей-масок: «переговорщика», «примирителя», «жесткого обличителя», «лоббиста», «оппозиционера», «провокатора» и «соучастника». 

Маску «переговорщика» зачастую выбирают издания с мощными либеральными позициями, так как освещение и обсуждение будут постоянно затрудняться «острыми углами» споров, а также позициями определенных групп, отрицающих переговоры с террористами в принципе. 

Маска «примирителя» уместна на ранних стадиях локального конфликта, на довоенной фазе. В этот период организованная в СМИ дискуссия позволит снять целый ряд проблем и, возможно, приостановить развитие конфликта, однако для достижения столь радужных перспектив от редакции потребуется очень сложная работа по подбору мнений, оценок и анализов транслируемых аудитории. 

Маска «жесткого обличителя» больше присуща СМИ,  выбравшим для себя линию жесткой поддержки действий контртеррористического союза. Перед ними стоит задача подготовить аудиторию к ситуации, когда от слов перейдут к делу и возможны жертвы и среди мирного населения. Добиться этого можно, только подняв волну «народного гнева», при этом удержав ее в нужном русле. 

Менее интенсивен гнев у «лоббиста». Как правило, эта позиция присуща правым СМИ. Они поддерживают отдельные моменты политики правительства, однако в периоды локальных войн или угрозы международного или внутреннего терроризма занимают позицию власти. Их работа будет строится больше на логическом убеждении аудитории и управляемом обсуждении проблемы, продвижении заранее подготовленных оценок событий. 

Гораздо сложнее обстоит вопрос с «оппозиционерами». Для одних  складывающая опасная ситуация станет очередным поводом покритиковать правительство и еще раз постараться убедить аудиторию в правильности своих идей. Другие попытаются подорвать доверие общества к власти и посеять сомнения в личной и общественной безопасности. Вне зависимости от средств достижения этой цели результатом может стать внутриполитический кризис. Постепенно такое СМИ может трансформироваться в «провокатора». Это самое опасное поведение. 

«Провокатор» не стесняется в средствах. Зачастую прикрываясь благими намерениями и борьбой за демократические ценности, он открыто саботирует и срывает акции против террористов, разжигает огонь конфликтов, прикрываясь идеями открытости общества, предоставляет трибуну наиболее радикальным экстремистским группам, эфир - террористам, зачастую делая из них « жертв и мучеников». Не меньшую угрозу представляют «соучастники», то есть СМИ, открыто выступающие в поддержку террористов. 

Подобные модели поведения во многом обуславливаются функциями, выполняемыми СМИ как участниками  информационно-психологической войны. В рамках обеспечения информационно-психологической безопасности СМИ берут на себя функции агента воздействия, агента контрвоздействия, пассивного, активного и нейтрального агента рефлексии, информационного прикрытия и манипулятора. Эти функции свойственны средствам массовой информации при всех типах управления государством и организации власти.

Как только журналист  начинает убеждать свою аудиторию, он становится агентом воздействия. Для этой функции характерно активное убеждение аудитории в продвигаемой идее посредством погружения в проблему. Особая роль отводится частоте и наполнености информационных и аналитических сообщений с одновременным исключением нежелательных фактов и аргументов. Задача таких целенаправленных действий связана с формированием у аудитории устойчивого мнения о поставленной проблеме.

Конечной целью такой стратегии является выработка убежденности в истинности провозглашаемых идей. Функцию агента воздействия выполняли европейские и американские СМИ перед вторжением в Югославию, в период Косовского кризиса. Основной идеей, продвигаемой тогда в умы европейцев и американцев, было убеждение в том, что югославские власти проводят геноцид албанцев, сопоставимый со злодеяниями фашистов. Правильно сформулированный тезис и массированная атака на общественное мнение стран НАТО позволило в короткие сроки заручиться поддержкой общественности и без санкции ООН начать действовать.

Приступать  к выполнению функции агента контрвоздействия возможно только при наличии достаточной свободы действия в информационном поле, так как переубедить значительно сложнее. 

Выполнение этой функции связано с участием СМИ в информационном противостоянии. Если функция агента воздействия сравнима со стороной агрессора, то функция  агента контрвоздействия обуславливается позицией обороняющейся стороны, готовит почву к переходу в контрнаступление на информационном поле. Механизмы данной функции чрезвычайно разнообразны: от простых контрагрументов до многоуровневого опровержения, основанного на анализе фактов, событий, статистических данных и сопоставление этих данных с положениями агента воздействия. В целом ряде случаев СМИ требуется не только простое опровержение информации, а такой набор аргументов и фактов, при котором опровергаемая идея будет компрометировать сама себя. Однако существует два типа активности при выполнении функции: активная, характеризующаяся безостановочным процессом опровержений и возбуждением споров, и позиционная: СМИ не опровергают информацию противника, а четко артикулирует свою позицию по спорному вопросу. 

В особую группу можно выделить функции, основанные на рефлексии фактов, событий и состояний общественного мнения. Эта группа основывается на психологическом механизме рефлексии или отражения через ценности, принятые в группе. Существование подобной функции возможно при наличии внутри общества реальной демократии. При переходе к функции рефлексии СМИ может выполнять ее активно, пассивно и нейтрально. 

Особенностью проведения активной рефлексии в СМИ является оценка фактов и событий через мнения личностей, членов общества. 

Необходимо удержать тему в плоскости активного массового обсуждения, и здесь на помощь приходят механизмы демократического обсуждения в обществе социально значимых вопросов. Для обеспечения включености аудитории в общественное обсуждение потребуется выполнение двух условий: во-первых, наличие демократии, во-вторых, вывод темы дискуссии из узкоспециализированной в плоскость общественно значимой, т.е. касающейся всех и каждого. Однако добиться эффективности, а главное результативности и содержательности информации чрезвычайно сложно. 

Гораздо чаще СМИ выполняют функцию пассивной рефлексии событий. В их задачу не входит вовлечение аудитории в процесс общественного обсуждения, она выполняет роль зрителя. Собственно рефлексия на события отдается наиболее авторитетным экспертам, представляющим все возможные отрасли жизни и деятельности общества, прямо или косвенно связанные с рефлексируемыми фактами и событиями. Тем самым аудитория сама выбирает позицию и формирует мнение о событии. 

СМИ могут выполнять и  функцию нейтральной рефлексии. Возможно, именно она самая сложная в реализации. Ее характеризует чрезвычайная проницательность и взвешенность при подаче информации. Аудитории представляется информация, состоящая из тщательно подбираемых фактов и событий из информационного поля с таким условием, чтобы при оценке и анализе этой информации она могла самостоятельно принять решение по проблеме без широкого общественного обсуждения. Такие возможности могут быть только тогда, когда СМИ выступает в обществе социальным партнером, и при условии, что уровень самосознательности и активности общества достаточно высок.

Среди других функций СМИ можно выделить функцию собственно манипуляции. В задачу СМИ входит перестройка общественного мнения любыми возможными средствами вплоть до дезинформации и дифамации. Это достигается в основном в результате провоцирования непрекращающихся скандалов. Аудитория постоянно находится под информационно-эмоциональным прессингом. Наилучший момент для реализации данной функции - когда аудитория еще не имеет устоявшихся ценностей или они находятся в стадии становления.

Необходимо выделить и функцию информационного прикрытия. В метафоричном восприятии ее можно сравнить с артподготовкой на войне. 

На информационном поле создается похожая ситуация. СМИ отвлекает внимание общественного мнения от какой-либо проблемы. Для решения этой задачи есть немало средств: начиная от простого переноса информационного акцента до введения временных ограничений в информационном поле. Происходит это до банальности просто. 

Закрываемая тема сначала перебивается другой «не менее важной», после чего перемещается на вторые-третьи места, а затем плавно выводится из информационного поля. Когда же все будет готово, тема с шумом вернется на первые полосы. Правда, зачастую, понять, что то или иное СМИ приступило к реализации данной функции, достаточно сложно, так как она в большей степени связана с организационной деятельностью редакции.

Для лучшего понимания деятельности СМИ как субъекта информационно-психологической безопасности надо рассмотреть средства массовой информации при различных угрозах информационно-психологической среде.

Угроза международного терроризма коренным образом отличается от всех видов военных угроз, особенно в информационной сфере. Малая группа, обладающая всеми ресурсами информационного характера, такими как  возможность провоцирования информационных поводов, организаций ситуации эксклюзивности информации, сбора и анализа с последующим представлением данных о деятельности своего противника, каналами распространения информации, защищенными от внешних воздействий, развитой сетью общественной коммуникации, может за считанные часы спровоцировать разрушение национального информационного поля. 

Основным инструментом разрушения информационной сферы станет страх и ужас (terror (лат.) - ужас), которые в свою очередь породят панику, социальную нестабильность, внутриполитический кризис из-за нерешенности проблем безопасности, и в конечном счете разрушение общественных связей внутри самого общества. 

Если при классических формах военных угроз противник всегда четко определяем, то здесь угроза растворена. Террористы наносят удар ниоткуда 
и исчезают в никуда. Террористические организации обладают свойствами, больше присущими партизанскому движению, но при этом лишены четких очертаний. Их сила в неуязвимости. Их принцип - не наносить тяжелые удары, как при боевых действиях, а постоянно разить в самые уязвимые места, лишать покоя и уверенности. Закон их существования - игра на несовершенстве современного закона: днем они простые граждане, а ночью безжалостные убийцы. Характер действия современного терроризма можно охарактеризовать как удар из-за угла или со спины,  основа основ - никогда и ни в какой области не вступать в открытый бой.

Отличительная черта информационной работы террористов - привлечение внимания к своей деятельности наиболее влиятельных СМИ национального и глобального уровня. При этом они постоянно поддерживают к себе интерес в компьютерных информационных полях, таких, как интернет, где вероятность задержания равна нулю. В подобных условиях СМИ нуждаются в скоординированной политике противодействия информационной работе террористов. 

В этих условиях СМИ могут занять позицию регулятора общественных процессов, поскольку им под силу остановить панику. СМИ не должны стесняться  активно вмешиваться в умонастроения общества, используя  средства психологической манипуляции. Человек, существо коллективное, поэтому, если вовремя его не остановить, он уничтожит сам себя. Не исключено, что придется использовать и механизмы самоцензуры, а также добровольное принятие на себя ограничения некоторых прав и свобод. 

Проблема организации деятельности СМИ в условиях угрозы международного терроризма сопряжена с поведением СМИ в условиях локальных войн. Рано или поздно силовые ведомства стран, подвергшихся атаки со стороны террористов, находят сердце той или иной террористической группы. Тогда вспыхивает локальная война. 

Следует подчеркнуть, что современный терроризм обладает различными моделями деятельности организаций. Есть организации, базирующиеся в целом ряде стран и действующие по всему миру. Другие же сосредотачивают свою активность в странах одного конкретного региона, преследуя цели разжигания межэтнической и межрелигиозной вражды. Есть и такие, у которых боевое крыло действует на территории одной конкретной страны, а управляется и финансируется из центров, раскиданных по всей планете. Деятельность организаций последних двух типов, как правило, приводит к конфликтам как в Чечне и Косово, а деятельность террористических групп, организованных на принципах первой модели, заставляет искать центр террористической организации, а лишь затем наносить удар. Но при всех вариантах общества входят в состояние локальной войны.

Ситуация локальной войны должна заставить СМИ очень взвешенно отнестись к распространяемой информации. Структура информационного потока должна претерпеть значительные изменения. Форма подачи материалов СМИ опирается на выполнение функций агентов воздействия и контрвоздействия, манипулятивных функций, активно задействуется система фильтрации информации. Это вызвано тем, что обе стороны конфликта имеют прямой доступ к СМИ. А тип войны обуславливает и противостояние на информационном поле, где война ведется за умы людей. 

Общественное мнение становится оружием. Войскам требуется теперь не правительственный приказ, а моральная индульгенция общества. 

Принятие обществом силового сценария обеспечит приток финансовых и технических средств  в войска, а также обеспечит успешность мобилизационной политики. Вместе с этим работа по удержанию настроя общественного мнения должна проводиться до тех пор, пока военные полностью не уничтожат физическую угрозу. Дальше приоритет будет смещен на создание на «освобожденных» территориях безопасной психологической среды, за счет изменения ценностных установок общества и корректировки некоторых аспектов национального самосознания. 

К наиболее сложным  вопросам, решаемым СМИ в период локальных конфликтов, относится работа по блокировке и нейтрализации информации, проходящей по альтернативным каналам СМИ. Как правило, это прямо или косвенно сочувствующие террористам СМИ. Здесь вектор активности разделяется на два направления: техническое противодействие и информационно-психологическое воздействие. Технические меры охватывают приемы так называемого «плохого сигнала», или электронной  и кибервойны, - особый комплекс мероприятий, направленный на внесение сбоев в работу копьютерной, телекоммуникационной  и  передающей техники. Печатные СМИ не рассматриваются как особая угроза, проблемы с языком и транспортировкой сводят все усилия на нет. Наибольший объем технической работы ложится на уничтожение веб-сайтов, серверов и порталов,  разделяющих взгляды террористов. В арсенале этой борьбы находятся средства программного и аппаратного уничтожения систем. Они охватывают создание и распространение в этих системах вирусов, откровенных взломов, перекачивание информации, блокирование работы за счет непрямых средств, забрасывание письмами-ловушками, создание логических бомб и т.д. Чаще всего  эту деятельность проводят сами военные. 

А вот информационно-психологическая работа практически полностью отдана в ведение СМИ и отделов психологических операций. Она значительна сложнее, так как требует доскональной изученности противника и его возможностей. Основное направление - это создание механизмов психологической защиты, которые могут охватывать как технологии отторжения информации с другой стороны, так и полное игнорирование всех проблем, связанных с культурами, похожими на родную среду террористов. Для чего в СМИ могут привлекаться специалисты по работе с массовым сознанием и с сознанием толпы. Настоящая психологическая война - бескровная, без жертв и разрушений. Она уничтожает и модифицирует психические и поведенческие системы как войск, так и мирных жителей противника. Именно эта характеристика позволила психологической войне стать одним из основных средств по противодействию терроризму.

Деятельность террористических организаций имеет существенные  отличия. 

Первое отличие связано с тем, что целью для атаки могут быть как  войска, так и  мирные граждане, зачастую не имеющие никакого отношения к выдвигаемым требованиям. Второе отличие - террористические организации преследуют исключительно политические или экономические требования. Третья отличительная черта обусловлена особым типом отношения в группе. Партизаны действуют как  военная организация. В террористических организациях принята идеологически-иерархизированная модель управления, где руководитель является абсолютным лидером, а ее члены - ближайшими учениками и соратниками. Есть еще одно важное отличие. Террористические организации не используют свои собственные СМИ. Они паразитируют на глобальных и национальных средствах массовой информации, хотя иногда создают свои собственные средства массовой 
информации, не предназначенные для длительной деятельности. В последние десятилетия отчетливо проявляется важнейшая задача практически любого теракта: наравне с предъявленим требований стоит и привлечение общественного мнения, или, точнее сказать, запугивание его.

Анализируя процесс освещения в СМИ террористических актов, можно выделить ряд этапов этого процесса. Главная приманка всей прессы, как известно, - сенсация. В момент совершения теракта на место прибывают съемочные группы всех телекомпаний, газетные и радиожурналисты. Им нужна горячая новость. Террористы на это и рассчитывают. За считанные минуты об их акции узнает и национальная  аудитория, и весь мир. На этом этапе террористы даже не стремятся получить прямой эфир и огласить свои требования. Им нужно создать атмосферу страха, заставляющую людей бояться и сомневаться в компетентности властей обеспечить безопасность общества. 

Первый шаг сделан. О маленькой агрессивной группке узнали миллионы. Событие широко обсуждается, говорят о несостоятельности правоохранительных органов, бессилии правительства, самих террористах, от которых следует поскорее избавиться. 

Следующий этап можно назвать «шоуужаса». Нет такого СМИ, которое не сделает теракт главной новостью дня. Нет такого СМИ, которое откажется от обсуждения события с участием экспертов и специалистов. Будут обговорены особенности проведения теракта, вооружение террористов, затронуты геополитические вопросы,  аудиторию просветят во всех аспектах и тонкостях идеологии террористов. Если кто-то из комментирующих теракт обмолвится об исламском следе, то на аудиторию польются потоки невнятной аргументации вековой агрессивности исламского фундаментализма. Если же представители власти будут говорить о национализме, то аудитории придется погрузиться в темные стороны истории как своей страны, так и мирового фашизма в целом.  Третья фаза характеризуется активными кампаниями по раздуванию темы терроризма. Возможно, до этого этапа сами террористы, совершившие теракт, не доживут, но обсуждение будет идти еще как минимум неделю. Если же террористы смогут уничтожить хотя бы несколько ни в чем неповинных граждан, то тема растянется не менее чем на месяц. Новые угрозы заставили  задуматься о необходимости перестройки всех систем безопасности.  Она осуществлялась на основе принципа  самостоятельной работы всех сфер обеспечения, но при их четкой координации. 

Новости раздела