"

Акнадинцы - участники Великой Отечественной войны

Фото:
4523
8 минут
Великая Отечественная война. Родина. Москва. Сталин. С 22 июня 1941 года эти слова глубоко запечатлелись в душах и сердцах жителей высокогорных цумадинских аулов Акнада, Ангида и Аща, которые с 1957 года образуют новое переселенческое селение Акнада в Кизилюртовском районе. Начиная с июня 1941 года и в течение всей войны, 155 отважных сынов малочисленных по тем временам аулов Акнада, Ангида и Аща как один встали на защиту своей Родины. Всего же на фронт ушли (по мобилизации или добровольно): из Акнады - 73 человека, Ангиды - 54 человека, Ащи - 28 человек.

С первых же дней войны получение из районного военного комиссариата мобилизационных повесток стало обыденным явлением. Многие юноши, не дожидаясь мобилизации, вслед за своими старшими родственниками – отцами и братьями - добровольно уходили на фронт. Имели место случаи, когда несовершеннолетние юноши ради мобилизации на фронт подделывали в документах даты своего рождения, а служащие местных органов власти обивали пороги районных и республиканских инстанций для снятия с себя брони от мобилизации. В частности, приписав себе лишние годы, в 1944 году на фронт отправился несовершеннолетний Абдула Хачаев, а заместитель председателя райисполкома Магомед Гасанов и председатель сельского Совета Расул Алиев, имевшие бронь от мобилизации, в результате неимоверных усилий в 1942 году добились направления на фронт (в ноябре того же года М. Гасанов героически погиб под Сталинградом).

У горцев ни одно другое чувство не было развито так сильно, как стремление к свободе, а защиту чести, родной земли и женщин они рассматривали как самый священный долг. Когда горец собирался в дальние края или поход, у порога своего дома или на окраине села брал горсточку земли и, насыпав ее в мешочек или в носовой платок, вешал на шею или клал в нагрудный карман. Предназначение этого обычая было не только чувство родины, чувство близости семьи и близких, но и осознание того, что в случае его смерти находящиеся рядом люди осыпают его могилу родной землей, что для него было равнозначно похоронам в родном ауле. Это придавало ему смелость и мужество, и способствовало преодолению скуки по домашнему очагу. Поэтому многие фронтовики-акнадинцы, воюя на фронтах Великой Отечественной войны, имели с собой горсточки родной земли.

По воспоминаниям отца автора этих строк Расула Алиева, который, как отмечено выше, несмотря на бронь от мобилизации, добровольцем ушел на фронт, патриотизму, вдохновению и душевному порыву его сельчан не было предела. Преодолев более трех десятков километров пешком до Агвали, они обращались в райвоенкомат с просьбами отправить на фронт. А жители возрастом постарше денно и нощно обсуждали вопросы помощи армии и своих действий на случай фашистской оккупации Дагестана.

Из 155 призванных на фронт акнадинцев, ангидинцев и ащинцев, 95 человек (62%) погибли или пропали без вести: из Акнады – 43 человека (60%), Ангиды - 31 человек (58%), Ащи – 21 человек (75%). Многие из оставшихся в живых фронтовиков вернулись домой инвалидами, в том числе Ахмед Чуяев и Нурмагомед Магомедов - без ног. На грудях отважных фронтовиков блистали заработанные кровью, потом, голодом и холодом заслуженные награды – боевые ордена и медали, а Абдула Хачаев был представлен к званию Героя Советского Союза, о чем свидетельствуют архивные материалы, копии которых хранятся в школе №1 города Кизилюрта, директором которой в течение многих лет являлся фронтовик. Орденами и медалями были награждены практически все ветераны, а некоторые из них, в частности, орденоносец Али Махаев, привезли с собой еще именное благодарственное письмо от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина.

Участие каждого акнадинца, ангидинца и ащинца овеяно подвигами и героическими поступками, о которых из-за своей скромности ветераны при жизни не очень любили рассказывать. А о подвигах братьев Гусаровых – Гусара и Магомеда - написано в книгах Д. Трунова «Четвертая высота» и М. Алиева «Битва за высоту».

В некоторых акнадинских и ащинских семьях погибло на фронте по несколько человек. В частности, не вернулись с фронта акнадинцы братья Магомед и Исмаил Асхабовы, ангидинцы Ибрагим и Магомед Алиевы, ащинцы – Исрапил и Абубакар Шундаловы.

Говоря о ветеранах-фронтовиках, нельзя не упомянуть тружеников тыла. После мобилизации на фронт практически всего трудоспособного мужского населения во всех трех высокогорных аулах остались, в основном, женщины, старики и дети, на долю которых выпала вся тяжесть изнурительного и нерегламентированного по времени труда. Труженики тыла: сколько написано о них и сколько осталось недосказанного. Они – немощные старики и старухи, молодые женщины и невестки, юноши, подростки и дети - денно и нощно ковали в тылу Великую Победу. На трудовом фронте в период Великой Отечественной войны отличились мужественные горянки – жены фронтовиков: акнадинки Хава, Аминат и Асият Багавудиновы, Хабибат Алигазиева, Патимат Исаева, Патимат Гамзатова, Патимат Хизриева, Сакинат и Халимат Курамагомедовы, Патимат Каримова, Гаджипатимат Давудова, Аминат и Патимат Магомедовы (Къоролайлъе), Марзигат Газиева, Айшат Газиева (БатIичу), Асият Гаджимагомедова, Батимат Исаева; ангидинки Написат Разакова, Салихат Алиева, Патимат Газиева, Асият и Марзигат Ангутаевы, Айшат Мусагаджиева, Хатибат Алиева, Патимат Денгаева, Хатибат Маджидова, Салихат Турачева, Аминат Газигаджиева, Хабибат и Патимат Курамагомедовы (Денга), Патимат и Салихат Юсуповы; ащинки Майсарат Магомедова (жена Ихилова Магомеда, погибшего в 1942 году под Туапсе), Патимат и Сакинат Имачуевы, Заграт Тажудинова, Батина Алиева, Хатимат Магомедова, Халижат Яхьяева и другие.

Мужья многих из этих горянок не возвратились с полей боев, большинство из них так и не вышли больше замуж, оставаясь верными женами павших бойцов. А немалое число женщин с малолетними детьми на руках стали вдовами, в их числе Асият и Аминат Багавудиновы, Марзият Абдурахманова, Аминат Пирилаева и другие. Многие овдовевшие женщины при мобилизации своих мужей были беременны и детей рожали уже после их гибели. Но, тем не менее, они трудились денно и нощно ради Великой Победы.

Неоценимую помощь в организации тыловой работы оказывали подростки и дети. Труженик тыла Абдулла Гасанов, которому к началу войны едва исполнилось 11 лет, вспоминал: «…не получали эти дети ни полноценной пищи, ни сезонной одежды, ни отдыха… Непосильная работа стариков, женщин и детей… Эти маленькие труженики выглядели очень худыми, истощенными, ходили в выцветших с дырками на коленях и локтях брюках и рубашках, которых стирали в воде с золой вперемешку с хлором (мыло было просто недоступно). Обувь шили верх из брезента, а подошва – срезанной резины колес автомашины. В теплое время года ходили босиком, от чего пятки затвердевали и трескались, а пальцы ног со стороны подошвы превращались в раны от сорняков и колючек… Подростки вступали и в единоборство с расхитителями колхозной собственности… Помнится, как активная общественница поплатилась жизнью… Такие крепкие в прошлом ребята, как Латип Мустафаев, Курамагомед Умаханов, Газимагомед Дибиров в результате неимоверных испытаний на трудовом фронте зачахли, надолго заболели, стали инвалидами и умерли». Сам малолетний автор этих строк Абдулла Гасанов за самоотверженный труд в период войны был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Многие несовершеннолетние юноши из Акнады, Ангиды и Ащи выезжали на возведение оборонительных сооружений между Махачкалой и Грозным. Акнадинскую группу добровольцев на этих работах возглавлял неутомимый труженик и бесстрашный общественник Гаджи Кахаев, который, несмотря на свою юность, десятки раз перевыполнял суточные нормы.

Память о павших сельчанах и желание выяснить судьбу пропавших без вести фронтовиков не иссякало в акнадинцах никогда. Поисковые работы особо активизировались в 1990-х-2000-х годах, когда Али Магомедов, Абдулла Гасанов, Гаджи Далгатов и многие другие сыновья фронтовиков прилагали неимоверные усилия по выяснению судьбы своих близких. Али Магомедов и Абдулла Гасанов разыскали могилу их отца и брата Магомеда Гасанова в Волгоградской области, Гаджи Далгатов – могилу своего отца Далгата Магомедова в Краснодарском крае, семья Абусупьяновых – захоронение своего дяди Мукумагомеда Абусупьянова в братской могиле г.Севска Брянской области, а Ислам Магомедов – захоронение своего дедушки Магомеда Мукутова в братской могиле на кладбище Вильнюса. Таким образом, акнадинцы выполняют свой сыновний долг перед павшими в битве с фашизмом.      

Чествование ветеранов Великой Отечественной войны и вдов павших красноармейцев в День Победы 9 Мая, их встречи с молодежью села с самого начала была доброй традицией акнадинцев. По инициативе педагогического коллектива учащиеся Акнадинской школы группами и целыми классами на протяжении всего послевоенного периода оказывали ветеранам и вдовам погибших посильную помощь в домашнем хозяйстве – кололи дрова на зиму, копали огороды, белили дома известью, убирали дворы и прилегающие улицы. К сожалению, время берет свое - героических фронтовиков остается все меньше и меньше: в настоящее время в объединенном селении Акнада остался лишь один ветеран Великой Отечественной войны - Магомед Гаджиевич Гаджимагомедов. Акнадинцы – и стар, и млад – с нетерпением ждут 9 Мая, чтобы в объятиях поздравить единственного земляка-ветерана. В эти праздничные дни, поздравляя магомеда Гаджиевича со славным юбилеем, сельчане желают ему крепкого здоровья, душевного спокойствия и долгих лет жизни.

Несомненно, все без исключения ветераны заслуживают рассказа об их героических подвигах и увековечения памяти. В самом почетном месте селения Акнада Кизилюртовского района благодарными потомками установлен высотный мраморный обелиск с высеченными на нем именами всех фронтовиков-односельчан, внесших свой бесценный вклад в общую для Советского народа Великую Победу. Мы помним Вас, мы гордимся Вами, дорогие ветераны.

Кандидат исторических наук Багавудин Алиев.

Новости раздела