"

Зейдула Юзбеков: «Сегодня заметны признаки “перегрева” экономики Республики Дагестан»

Фото:
5636
12 минут

Доктор экономических наук, профессор Зейдула Кадималиевич Юзбеков в самый разгар 90-х годов возглавлял Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН и Госкомимущество РД, был также заместителем Председателя Совета Министров РД. После работы в Москве в системе РАН и МГУ вернулся в Дагестан, где некоторое время проработал министром государственного имущества, а в настоящее время занимает должность помощника Главы республики. В интервью РИА «Дагестан» он рассказал о возрождении промышленного производства, инвестиционной привлекательности региона и развитии экономики Дагестана в новых условиях.

- Зейдула Кадималиевич, на протяжении 16 лет вы работали в Москве и вновь вернулись в Дагестан. Что для Вас родная республика?

- Дагестан – это моя Родина, здесь я родился и вырос, в каких бы уголках страны мы не трудились, рано или поздно возвращаемся к себе на родную землю. Но я никогда не переставал заниматься проблемами республики, особенно экономическими. И в Москве ко мне, как к члену научно-редакционного Совета «Экономическая энциклопедия регионов России», направлялись на рецензирование почти все материалы по экономике, прогнозным программам, разработкам по стратегии развития Дагестана, финансам, дотациям и межбюджетным трансфертам из федерального бюджета.

С тех пор заметно изменился облик городов и сел Дагестана, проводится газификация, водоснабжение, строятся дороги и многое другое. За прошедшие 20 лет в Дагестане во много раз возрос и децильный коэффициент – отношение состояния 10 процентов самых богатых к 10 процентам бедных дагестанцев, со всеми вытекающими отсюда последствиями для традиционного менталитета горцев, стабильности и безопасности населения.

- Какие шаги нужно сделать сегодня, чтобы возродить промышленное производство? Что в Дагестане необходимо, по Вашему мнению, развивать в первую очередь?

- Если внимательно изучить динамику структуры валового регионального проекта Дагестана за постперестроечный период, то там заметно выросла сфера услуг: торговля – 25% ВРП, гостиницы и рестораны – 8% ВРП, транспорт и связь – 6%, прочие непроизводственные позиции – 19%. А промышленность упала с 40 до 7%, сельское хозяйство – до 13% и т. д. Очевидный перекос. Сферы услуг и торговли, как показывает мировая практика, ставка на теплые природно-климатические условия и даже сырьевые ресурсы, при всей их важности, являются уязвимыми факторами экономического развития.

Многие причины, сдерживающие развитие промышленных предприятий сельского хозяйства республики, за прошедшие 20 лет не удалось преодолеть. Это – ручной труд, высокая степень моральной и физической изношенности основных фондов, неразвитость инновационной деятельности (научной, технологической, образовательной), недостаток квалифицированных рабочих и инженеров, высокие тарифы на энергоносители, цены кредитных ресурсов, бюджетная зависимость и др. Но имеются реальные сдвиги. Приоритетные проекты развития республики призваны изменить сложившуюся структуру ВРП в пользу отраслей производственной сферы.

В рамках приоритетного проекта «Новая индустриализация» начаты госпрограммы по модернизации промышленности, положено начало технопаркам, в которых предусматривается субсидирование части затрат на приобретение нового оборудования.

Но если смотреть на это под углом зрения реального положения в экономике страны, санкций и падения курса рубля, то выход усматривается в привлечении дополнительных заказов на промышленную продукцию и комплектующие изделия в рамках импортозамещения. Сегодня этим активно занимаются ОАО «Завод Дагдизель», ОАО «Концерн КЭМЗ», ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Завод им. М. Гаджиева» и «Буйнакский агрегатный завод», другие предприятия. По этим вопросам Правительством республики ведется значительная работа с федеральными министерствами и ведомствами, крупными госкорпорациями, холдингами и компаниями.

За последние годы значительно увеличился объем производства, продукции сельского хозяйства республики, в прошлом году эта цифра составила 89 млрд руб. При этом уровень обеспеченности населения республики продукцией собственного производства остается невысоким. Если не считать, что Дагестан занимает сегодня второе место в РФ по производству винограда, третье место по численности крупного рогатого скота, самообеспеченность по овощам – 290%, по картофелю – 116 % и т.д.

Продовольственных товаров в республику ввозится в объеме 400 млн долларов, или 57% импорта. Основными статьями импорта по сельскохозяйственной товарной группе являются фрукты и орехи (25,51 % объемов импорта), овощи (24,02%), молочная продукция, яйца птиц, мед (2,76%), алкогольные и безалкогольные напитки (1,27%), сахар и кондитерские изделия из него (1,05%). Как вы заметили, не очень проблемно для импортозамещения.

Отсюда вытекает ответ на ваш вопрос – в первую очередь надо развивать отрасли агропромышленного комплекса республики и деятельность по обеспечению импортозамещения в этой и других сферах.

В рамках приоритетного проекта «Эффективный АПК» сегодня реализуются крупные инвестиционные проекты общей стоимостью более 60 млрд руб. Более того, 2015 год объявлен Годом садоводства, идет заметное расширение площадей под виноградники и сады. Глава республики ориентирует экономику на использование преимуществ приграничной, прикаспийской расположенности РД.

Землю из преимущественно рыночного оборота (когда земля стала объектом доходного бизнеса, объектом купли и продажи в т. ч. и теневой) необходимо перевести в преимущественно сельскохозяйственный оборот (т.е. рассматривать землю как основное средство производства сельхозпродукции). С этим в нашей республике существуют серьезные проблемы, накопленные за многие годы земельных реформ.

- Что вы скажете об инвестиционной политике в Дагестане? Известно, что неофициально в республике существуют аналоги кластеров.

- В Дагестане реализуется много инвестиционных проектов. Из-за роста рейтинга инвестиционной привлекательности, а он действительно поднялся за последние годы усилиями Главы республики, при реализации приоритетных проектов совокупные инвестиции выросли до 248 млрд руб. в 2014 году, достигнув почти половины ВРП – 509,7 млрд руб.

Пошли дополнительные капитальные вложения в энергетику, АПК, производство стройматериалов и добывающий сектор, промышленные предприятия и транспорт, образование и здравоохранение, жилищное строительство и туристско-рекреационный комплекс.

По инвестициям на душу населения Республика Дагестан вышла на первое место в СКФО – 82,9 тыс. руб. против 51,8 тыс. руб. в Ставропольском крае. Но, как я уже сказал, с 90-х годов формирующаяся структура ВРП меняется намного медленнее. Это более инерционная категория экономики. Если по ВРП на душу населения Республики Дагестан почти догнала Ставропольский край – 170 тыс. руб. и 179 тыс. руб. соответственно, то по объему промышленного производства на душу – 23,6 тыс. руб. против 92 тыс. руб. в Ставропольском крае, в сельском хозяйстве – 32 тыс. руб. против 56 тыс. руб. в Ставропольском крае и т.д.

По многим инвестпроектам уходят долгие годы на строительные работы, создание инфраструктуры, выбивание кредитов, а республика ждет результатов, выпуска продукции, рабочих мест, налогов. Тем более что из общего объема инвестиций доля собственных средств организаций составляет 13,6%, привлеченных средств – 86,4%, из них бюджетных средств – 57,6%.

В настоящее время ведутся научные разработки кластерной политики в стратегии социально-экономического развития РД в институтах и вузах республики. А приоритетные проекты по сути определяют стратегию кластеризации экономики РД. Например, идея транспортно-логистического и промышленных кластеров на базе инвестплощадок и технопарков, задумка об агропромышленном кластере, с ориентацией на производство экологически чистой продукции в республике, в виноградарстве. Интересна идея о конкурентоспособном кластере «Каспийский ХАБ», объединяющем международные потоки, производства, создающие и перерабатывающие продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся высоким спросом, в т. ч. экспортным. Но кластеры пока более далекая перспектива для дагестанской экономики.

- Какие действия в соответствии с Посланием Главы республики необходимо предпринять для развития экономики Дагестана в новых условиях?

- Глава республики в Послании Народному Собранию озвучил основные действия – это фундаментальный анализ существующей экономики совершенствование методов территориального развития и планирования, то есть обратил внимание на необходимость серьезной корректировки стратегии экономического развития республики. Экономика Дагестана нуждается в глубокой перестройке экономического развития, территориальной стратегии, учитывающей новые экономические и политические реалии в мире и в стране.

В 2015 году запускается программа компенсации расходов субъектов Федерации на создание индустриальных парков. Теперь нужно взять курс на завершение уже начатых инвестиционных проектов и прежде всего в АПК, создание условий для перевода пока не оперившихся технопарков и инвестплощадок в разряд индустриальных парков путем размещения там новых производств, обеспеченных энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемой специализированной компанией. Статус индустриального парка позволяет включиться в федеральные программы компенсации расходов субъектов Российской Федерации на создание таких парков. Это открывает хорошую перспективу для инвестплощадок «Уйташ», «Тюбе», а также «Кристалл-сити», технопарков «IТ-парк «Идея-серия» на базе ОАО НПК «Русская радиоэлектроника», «Фотон» на базе ООО «Глобал-М» (бывший завод радиотоваров), «Композитные материалы» на базе ООО «НБТ-Дагестан» и ОАО «Завод стекловолокна», «Сулак Композит» на базе ООО «Нано-Композит» (Кизилюртовский район).

Сегодня заметны признаки «перегрева» экономики Республики Дагестан: чрезмерное финансирование экономического роста, «перекредитование», избыточное вложение государственных и частных средств в экономику, который влияет на дефицит бюджета, цены, долги муниципальных образований республиканскому бюджету и другие макроэкономические показатели Республики Дагестан. В этой связи сегодня необходимо провести работу по инвентаризации бюджетной сети и оптимизации расходов, легализации теневой экономики, расширению налогооблагаемой базы и, прежде всего, по крупным предприятиям и предприятиям, эксплуатирующим природные и земельные ресурсы республики и, соответственно, увеличение доходов бюджета.

На теневую экономику приходится весьма солидная часть (60%). Здесь постоянно возникают вопросы: почему так много предпринимателей уходят в тень, какие условия надо создать для выхода из тени, что нужно совершенствовать в республике в правилах игры и поддержке экономической активности молодежи?

В таких трудоизбыточных регионах, как наш, кредитование и дефицит бюджета часто необходимы, прежде всего, для повышения занятости, чему большое внимание уделяется почти во всех семи приоритетных проектах развития республики. Если рост дефицита бюджета сопровождается ростом занятости при неизменной или незаметной инфляции, то это нормальное состояние экономики.

Но если растут и дефицит, и занятость, и инфляция, то Правительству следует выявлять конкретные категории неэффективных расходов (в том числе и по инвестпроектам), которые можно было бы сократить в среднесрочном периоде с тем, чтобы, как сказано в Послании Главы республики, создать возможность сохранения и повышения расходов по первоочередным социальным направлениям – образование, здравоохранение, пенсии.

Для охлаждения внутреннего неравномерного спроса и снижения темпов кредитования и государственного и частного сектора необходимо внести изменения в экономическую, бюджетную и денежно-кредитную политику, которая сегодня в республике должна решаться в пользу малого и среднего предпринимательства. Об этом свидетельствуют и результаты Первого республиканского форума промышленников и предпринимателей. Пока у нас малый бизнес сосредоточен преимущественно в торговле и сфере услуг. Надо учиться жить при дешевом рубле, дешевом капитале и новых ставках, но при мягком налоговом и надзорном, как указано в Послании, климате для малого и среднего бизнеса.

То есть перед экономикой республики на одной чаше весов расходы на инвестиционные проекты и бюджетные программы для стимулирования экономики, на другой – их экономия в интересах стабилизации социальной сферы для людей. Закрывать школы и больницы никто не даст. Фактически это новое равновесие, под которое и должна быть подведена реальная стратегия экономического развития Республики Дагестан.

В республиканском бюджете 2015 года дефицит утвержден в объеме 1,9 млрд рублей, что на 1,8 млрд рублей меньше показателя 2014 года. И находится в пределах 8% от доходов бюджета за вычетом безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, определяющим норму в 10%. В установленных Бюджетным кодексом РФ пределах принят и Государственный внутренний долг РД. В целом расходы бюджета на 2015 год планируются в сумме 83,9 млрд рублей.

Приоритетами названы расходы на здравоохранение, образование и социальную политику. Для этого по целому ряду министерств и ведомств запланировано уменьшение расходов по сравнению с 2014 годом. Сокращены ассигнования на реализацию республиканских инвестиционных программ с 6,8 млрд руб. в 2014 году до 5,4 млрд руб. в 2015 году, а 72 объекта не включены в перечень планируемых к финансированию. Принимаются другие меры по недопущению увеличения дефицита бюджета и государственного долга Республики Дагестан.

Таким образом, перед экономикой поставлена задача привести программы развития муниципальных образований, министерств и ведомств в соответствие и сделать их полноценным и действенным инструментом планирования и исполнения республиканского бюджета РД.

- Какое место в экономике Дагестана занимают образование и наука?

- Интеллектуальный потенциал должен находиться в рыночном и гуманитарном обороте и давать отдачу от средств, вложенных в образование и науку. Экономика образования и интеллектуальное имущество имеют высокую стоимость при компетентном подходе к его капитализации. Большие возможности имеются в этом плане у Минобрнауки, Дагестанского технического университета, Дагестанского государственного университета, ДНЦ РАН, НИИСХ и других учебных и научных учреждений Дагестана.

- Вы трудились с известнейшими учеными – президентами РАН Юрием Сергеевичем Осиповым и Владимиром Евгеньевичем Фортовым, ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим. Расскажите, как с ним работалось. Что интересного Вы почерпнули из работы в РАН и МГУ?

- Да, мне посчастливилось работать в Президиуме РАН и в ректорате МГУ в тесном сотрудничестве со многими видными учеными России. Я и сегодня нахожусь в добрых отношениях с ними. Их жизнь – это постоянная работа ума. Совместно с академиками РАН Ю.С. Осиповым, А.А. Месяцем, О.М. Нефедовым и Л.И. Леонтьевым в 1998 году я создавал Агентство по управлению имуществом РАН, подробный реестр и разграничение всего имущества и земель Российской академии наук.

Академик РАН Виктор Антонович Садовничий по общему признанию у нас в стране и за рубежом – выдающийся стратег, менеджер образования. Кстати, его недавно в очередной раз назначили ректором МГУ имени М.В. Ломоносова, несмотря на то, что ему в этом году исполняется 76 лет. Он провел масштабные преобразования в первом вузе страны: строительство новой очереди научных и учебных кампусов, создание медицинского Центра 21 века, запуски спутников Земли серии «Татьяна», создание самого мощного в стране суперкомпьютера, вошедшего в четверку мировых и много других стратегически важных изменений, поднявших рейтинг МГУ на уровень лучших зарубежных университетов. И в этой его многогранной работе я сотрудничал с ним, учился у него искусству строить текущую работу с ориентиром на будущее.

Новости раздела