"

Загиди Махмудов: «Правильное выстраивание молодежной политики лет 10-15 назад помогло бы избежать массы проблем сегодня»

Фото:
5130
7 минут

Сегодня внедрение передовых социальных и гуманитарных технологий становится неотъемлемой частью развития гражданских, общественных и общественно-институциональных отношений. Нам известна специальность «политтехнолог», но еще малоизвестны специальности «социальный технолог» и «гуманитарный технолог». Процессы общественного и гуманитарного характера идут, они беспрерывны, придумываются новые технологии, однако те, кто занимается этим делом, еще не востребованы и как специалисты. Но цивилизационные процессы нас ведут уже к тому, что будут указанные специальности утверждены и востребованы. Надеемся, что это уже не за горами и случится в ближайшем будущем. На эти и другие вопросы в своем интервью для РИА «Дагестан» ответил Загиди Махмудов – советник председателя Правительства Республики Дагестан.

– Вы директор предприятия, который называется «Институт гуманитарных технологий». Чем занимается ваша организация и чем обусловлен именно такой выбор сферы деятельности?

– Это предприятие в своей деятельности ориентировано именно на развитие профессиональной работы в гуманитарной и социальной сферах. Проведение исследований социологического и гуманитарного характера, разработки программ и проектов развития локального территориального уровня или соцально-группового характера. Это может быть как территориальные (региональные, городские, районные и сельские программы общего или отраслевого развития) программы, так и программы формирования гуманитарных и социальных отраслей (отрасли молодежной политики, отрасли творческого общественного развития, программы поддержки общественных групп всех форм объединения и социального положения и защищенности). Уже есть опыт такой работы.

Хотел бы еще сказать, что я на профессиональной основе являюсь советником председателя Правительства Республики Дагестан Гамидова Абдусамада Мустафаевича и благодарен за такое признание руководителя нашей республиканской исполнительной власти.

– Как строится Ваша работа и от чего это зависит?

– Как советника председателя Правительства РД – это вопросы участия в общественных процессах и некоторое их кураторство, как руководитель предприятия, которое мы создали, – это начало профессионального закрепления статуса, знаний и навыков специалистов, разбирающихся в социальных и гуманитарных технологиях. Вопросы, достаточно соприкасающиеся и одноплоскостные. Мы делаем шаги к тому, чтобы общественные и гуманитарные процессы в Дагестане находились в поле профессиональной деятельности и имели методическую и программную основы цивилизованного выстраивания. Считаем это важным аспектом общественного, социально-экономического и гражданского развития. Мы должны знать и пользоваться не только экономическими, правовыми, политическими технологиями, но и быть на высоте в знании порядка развития социальных, гуманитарных процессов, знать психологию поведения и порядок внедрения всех указанных технологий во благо нашей республики и всех дагестанцев без исключения.

– Мы знаем, что у Вас за плечами большой опыт работы в сфере молодежной политики. Вы и сейчас входите в состав руководящих органов общероссийских и международных организаций. Расскажите немного об этом.

– Опыт работы, действительно, не малый. Начиная с 1997 года, когда я волею судьбы оказался инициатором создания молодежной организации «Дагестанский союз молодежи», которая в дальнейшем вошла в состав Российского союза молодежи, правопреемника ВЛКСМ, пришлось практически прошагать все уровни и ступени сферы молодежной политики. За годы деятельности в области молодежной политики не только в общественных организациях, но и в государственных органах по работе с молодежью, выстроились достаточно серьезные отношения на уровне общероссийских молодежных организаций (членство в Бюро Центрального комитета Российского союза молодежи, председательство в Контрольной комиссии Национального совета молодежных и детских организаций России), которые хорошо было бы использовать на практике развития наших молодежных дел. Есть и статус в международном объединении, членство в президиуме Правления Объединения молодежи государств Великого шелкового пути. Считаю, что данные ресурсы и возможности не мои личные, а наши, общедагестанские. Но все мои предложения их использовать пока остаются в состоянии постоянного забывания.

– Как человек, который прошел такую школу в области работы с молодежью, как почетный работник сферы молодежной политики России и кандидат политических наук, который защищался по проблематике политического участия молодежных объединений, что Вы можете сказать о состоянии дел по работе с молодежью в Дагестане?

– Могу констатировать, что сегодня в Дагестане отрасли молодежной политики нет. То есть нет возобновляемой системы кадрового обеспечения сферы молодежной политики, нет социальной инфраструктуры в сфере молодежной политики, куда входили бы социальные объекты для работы с молодежью и общедагестанское общественное молодежное движение, нет методологии и единообразия работы с молодежью в районах и городах Дагестана. Это проблема, возникшая не за один день, и достаточно серьезная, имеющая признаки системной недоработки, вытекающая из ошибок прошлых лет. Никаким открытием не будет, если я скажу, что большинство проблем Дагестана проистекает из существовавших в сфере молодежной политики недоработок. Многие сегодняшние социальные, экономические и политические проблемы – это следствие примитивизации молодежной политики 10-15-летней давности. Что я имею в виду? Если бы мы правильно выстроили работу с молодежью тогда, то мы не решали бы эти проблемы сегодня. Примером может быть и экстремизм, и наркомания, и поведенческие проблемы, и безработица и все, что вспомните еще. И главная проблема – это то, что молодежной политикой не занимаются профессионалы, и молодежную политику не совсем воспринимают всерьез во власти. Молодежью занимаются все и никто. А те, кто должен ею заниматься профессионально, зачастую не совсем владеют ситуацией и знаниями.

– Напрашивается вопрос: что делать сегодня, чтобы ситуацию изменить к лучшему?

– Последовательно, системно, компетентно выстраивать и создавать потенциал и отрасль молодежной политики. Смотреть и вспоминать лучшие свои и мировые опыты работы с молодежью. Стимулировать общественную молодежную среду к позитивным участиям и процессам. Отойти от показухи, развлекухи и чаепитий. Работа сложная и не одного дня и даже года. Но она актуальна и жизненно необходима, если мы хотим лучшего будущего для наших новых поколений.

– Вернемся к вопросам социальных и гуманитарных технологий. Что Вы могли бы обозначить и высказать как первоочередные задачи, в решении которых нуждается общественная сфера Дагестана?

– Снова вынужден говорить о проблемах, они есть, и их не обойдешь. Мы находимся на последних местах по уровню востребованности, развития и компетентности в общественной сфере нашей жизни. Эти слова ни в коем случае не надо воспринимать так, что у нас нет квалифицированных общественников или каких-то технологий. Смысл здесь в том, что уровень организованного, комплексного развития низок. Примеров много. Основной пример тому – отсутствие грамотной региональной программы поддержки развития общественного сектора и плетение в хвосте претендентов на получение федеральной поддержки наших общественных инициатив. Нет региональной школы НКО. Страдают те самые комплексные социальные и гуманитарные процессы и уровень внедрения новых технологий в наши региональные процессы.

– Ну хоть что-то же, наверное, у нас хорошее есть? Не может же быть все плохо.

– У нас много хорошего и важного для развития. Первое – это люди, имеющие положительные амбиции и честолюбие, стремление к знаниям и росту. Второе – это наши культурно-исторические корни и традиции, которые развиваются и сохраняют нашу уникальность и особенность в глобальном пространстве. Третье – наши традиции общественно политической и социальной самоорганизации, которые шлифовались веками, и мы можем их адаптировать и внедрять. И очень значимо и важно то, что мы имеем волю руководства республики, ориентированное на развитие и рост. Есть программная основа развития республики, приоритетные проекты развития Республики Дагестан. Не всегда можно иметь такие условия. Мы должны и обязаны этим воспользоваться.

– И наконец. Можно ли узнать о Ваших ближайших планах? Что Вы будете делать и чему уделять свое время и возможности?

– Планов не мало. Но основное – то, что мы хотели бы, и мы ориентированы на то, чтобы принести пользу родному краю, участвовать в развитии Дагестана. У нас есть утвержденные приоритетные проекты развития Дагестана, программная основа развития всех отраслей Республики Дагестан. Наверное, наша задача сделать все для того, чтобы эти проекты были реализованы. Чтобы отрасли развивались не только за счет финансовых вложений, но и за счет общественных, гуманитарных инициатив и новых технологий. Будем рады быть востребованными в разработке муниципальных и отраслевых проектов и программ, адаптации уже существующих методических комплексов на уровне работы в муниципалитетах и социальных отраслях. Очень хотелось бы принимать участие в развитии и реализации программ общественного развития, программ организации работы в сфере молодежной политики, работы с детьми и подростками.

– Спасибо, Загиди Чаракович, за интересное интервью.

Новости раздела