"

Шафи Акушали: «Дагестан был субъектом мирового цивилизационного процесса Средневековья»

Фото:
3672
5 минут

44-летний историк Шафи Акушали родился и вырос в Сирии, в селе Дерфул, рядом с городом Хомси. По происхождению он даргинец. Его предки родом из Акушинского района. В 19 веке они оказались в Сирии. В 1991 году Шафи вернулся на свою историческую Родину и решил остаться здесь жить.

- Шафи, вы приехали в Дагестан в возрасте 20 лет. Как складывалась ваша жизнь после возвращения на историческую Родину?

- Я приехал на учебу в Дагестан в 1991 году. Поступил в Дагестанский̆ государственный̆ университет. Во время учебы активно занимался общественной̆ деятельностью, интересовался положением дел дагестанского общества, ездил по горным районам республики. Долгое время был участником экспедиции по описанию арабских рукописей̆ в горах нашей республики и убедился в том, что Дагестан был субъектом мирового цивилизационного процесса Средневековья.

- Хотелось бы немного подробнее узнать об этом. Какую историческую роль сыграли дагестанцы на Ближнем Востоке?

- Город Багдад долгое время был самым крупным научным центром в средневековье. Все крупнейшие медресе, научные школы, вузы находились именно там, и дагестанцы в развитие этой сферы внесли очень большой вклад. Известный дагестанский ученый Абубакр аль-Дербенди преподавал историю и философию в крупнейшем научном центре Аль-Низамия в городе Дар-Ассалам (ныне Багдад), который был крупнейшим научным центром международного Средневековья. Известный его научный трактат «Базилик истин и сад тонкостей» был одним из важнейших научных трудов арабской литературной и научной традиции Средневековья. Этот трактат существует в арабском мире по сей день и пользуется большим авторитетом среди арабо-мусульманской научной сферы, изучающей суфизм. Кстати, подобная научная школа Али-Низамия в конце 11 века была построена в селе Цахур Рутульского района Дагестана. Это и многое другое говорит о важнейшей̆ роли Дагестана в процессах возрождения арабо-мусульманской̆ культуры и науки.

- Нельзя не затронуть тему и сирийского конфликта. Военные действия сегодня касаются не только сирийцев, но и представителей дагестанской диаспоры в Сирии. Какова их численность на сегодняшний день и как они переживают это нелегкое для Ближнего Востока время?

- Геополитические конфликты, которые происходят сегодня на Ближнем Востоке, – это огромная трагедия, которая останется в сердцах все людей, в том числе и наших соотечественников, которых на сегодняшний день в Сирии без малого около 10 тысяч человек. Я нахожусь в постоянном контакте с ними, мы консультируемся и размышляем о том, что будет происходить дальше и как нам обезопасить наших земляков, проживающих на территории Сирии. Сегодня, к сожалению, региональные власти по непонятным причинам не обращают внимание на диаспоры, живущие в Сирии. Необходимо понимать, что и наши соотечественники – дагестанцы, мирно живущие на сирийской земле, сегодня страдают от этого конфликта. Многие из них хотят вернуться на свою историческую родину, в Дагестан, но им некуда идти. У них в Дагестане нет ничего и без поддержки властей им не удастся сюда вернуться. Речь идет хотя бы о временном их проживании в Дагестане, до момента окончания войны. Что касается народа, то многие жители Дагестана неоднократно обращались ко мне и заявляли о своей готовности приютить земляков в своих домах. Одна семья совсем недавно все-таки приехала в Дагестан, но она не могла устроить своих детей в образовательные учреждения. Я больше года просил всех курирующих чиновников устроить ребенка в детский сад, но они вопрос не решили, а вскоре и вовсе перестали отвечать на звонки.

- Шафи, вы на протяжении многих лет изучаете Дагестан. Как вы оцениваете сегодняшнее общественно-политическое состояние республики?        

- Общественно-политическая ситуация в Дагестане за последнее десятилетия сложилась не самым лучшим образом. Те проблемы, с которыми сегодня сталкивается дагестанское общество, произошли в результате того, что после развала Союза руководством страны не была принята стратегия экономического, социального и духовного развития жителей региона. В 90-е и в начале 2000-х годов дагестанское общество было нерегулируемым общественными и политическими институтами. Каждый человек жил сам по себе, власть жила сама по себе, и из-за этого мы сегодня можем наблюдать серьезный разрыв между властью и обществом. В последнее время в республике появилось немалое количество общественных организаций, различных институтов и т.д. Но все они, на мой взгляд, работают только в продвижении воли власти в обществе. Многие общественные организации сегодня работают на приближение к власти и к финансовым ресурсам, и это у них хорошо получается, но решение проблем общества пока не видится.  Сегодня в республике нужна обратная связь, когда эти же организации должны доводить до властей состояние, настрой и позиции гражданского общества.

- Ранее вы говорили мне, что хотите остаться в Дагестане навсегда. Может ли быть такое, что вы измените свое мнение и вернетесь в Сирию?

- В Сирии я чувствовал себя иностранцем, хотя сирийское правительство представляло мне те же права, что и коренным сирийцам. За это мы благодарны сирийскому руководству. По возвращении в Дагестан я столкнулся с такой проблемой, что меня считали тут иностранцем, как и в Сирии. Я оказался иностранцем на чужбине и на свои исторической Родине. Люди просто не верили, что я дагестанец. И сегодня эта проблема также остается открытой.

Я лично хочу видеть Дагестан в исторической и стратегической перспективе таким, чтобы моим детям не приходилось покинуть свою родную землю, потому что я знаю больше, чем кто-либо, что это такое.

 

 

 

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела