"

Раюдин Юсуфов: «Режим жесткой бюджетной экономии будет действовать и в этом году»

Фото:
4289
13 минут

Не секрет, что истекший год был насыщенным на события, была проведена огромная работа по социально-экономическому развитию Дагестана. Благодаря этому, республика вышла на лидирующие позиции по ряду показателей, достигла положительных темпов роста по многим направлениям. А в конце года был принят документ по опережающему развитию Республики Дагестан. О том, каким был для нашей республики минувший год и о прогнозах на новый 2015 год, в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал зам. Председателя Правительства – министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов.

- Раюдин Айдакадиевич, буквально в конце истекшего года Вас назначили заместителем Председателя Правительства РД, при этом сохранив и пост министра экономики и территориального развития РД. Это большая ответственность и нагрузка… Уже определили для себя приоритетные направления, по которым будете двигаться и ставить задачи?

- Вы правильно заметили, что позиция заместителя Председателя Правительства РД очень ответственная должность. Я благодарен Главе и Председателю Правительства, что доверили мне такую должность. Что касается распределения полномочий между заместителями Председателя Правительства, то на данный момент такой документ, определяющий функционал и задачи каждого зама, находится на стадии доработки.

В свою очередь, мне представляется логичным, что буду курировать вопросы экономического блока, участия республики в федеральных целевых программах, вопросы территориального развития.

- В декабре истекшего года было принято инициированное Главой РД постановление Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан». В этом есть и лично ваша большая заслуга (это было отмечено и на итоговом заседании Правительства РД, где была дана высокая оценка вашей работе). Что дает нам это постановление?

- Все министерства и ведомства Республики Дагестан приняли активное участие и обеспечили согласование данного документа в федеральных органах исполнительной власти. Руководители министерств лично включились в эту работу и активно защищали отдельные позиции постановления.

Постановлением предусмотрены вопросы завершения переселения лакского населения Новолакского района и строительства Гоцатлинской ГЭС, поддержки агропромышленного производства, в том числе стимулирования импортозамещения, развития рыбохозяйственного комплекса, увеличения гособоронзаказа, размещаемого на предприятиях республики, поддержки малого и среднего предпринимательства, строительства детских садов, развития туристской особой экономической зоны.

Хочу особо отметить, что впервые за несколько лет на самом высоком уровне принят документ, предусматривающий поддержку отдельному субъекту Российской Федерации. Для успешной реализации этого постановления нами подготовлен проект Плана мероприятий по его реализации. Всем министерствам и ведомствам республики определена последовательность совместных действий с федеральными органами исполнительной власти для максимально возможного использования потенциала республики и обеспечения опережающего развития.

Итоги года: что мы имеем?

- Закончился очередной год. Скажите, пожалуйста, с чем мы его закончили. Каковы промежуточные итоги социально-экономического развития РД за 2014 год?

- В минувшем году динамика основных экономических и социальных показателей Республики Дагестан сохранила позитивные тенденции роста. Так, темпы роста продукции сельского хозяйства – 107%, инвестиций в основной капитал – 110,5%, строительства – 109%, оборота розничной торговли – 108,5%, промышленного производства – 108%, объема платных услуг населению – 105,8%, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики – 103,3%, реальных располагаемых денежных доходов – 4,5%.

При этом прирост темпов продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, строительства, объема платных услуг населению, реальных располагаемых денежных доходов превысил значения аналогичного периода прошлого года.

Замедление динамики в промышленном производстве связано с тенденциями, происходящими в мировой экономике, в частности, событиями на Украине. В связи с прекращением поставок комплектующих из Украины большие трудности возникли у оборонных предприятий республики при выполнении гособоронзаказа.

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности увеличился на 8,8% . Оборот розничной торговли увеличился и составил 511,1 млрд рублей. Инфляция в декабре 2014 года оценочно составила (к декабрю 2013 года) 108%, что выше значения за аналогичный период 2013 года (104,4%), но по предварительным данным ниже среднего значения в целом по РФ (111,4%).

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета РД составили 26 млрд 646 млн рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 3,3%. Среднемесячная заработная плата работников на 1 работающего по экономике за 2014 год ожидается в размере 19 тыс. руб. и возросла по сравнению с 2013 годом на 13%.

- А в каких федеральных целевых программах принимала участие Республика Дагестан в минувшем году?

- Объемы финансирования мероприятий из федерального бюджета в 2014 году для республики составили более 17,5 млрд рублей, что составило 108,7% к 2013 году. При этом республиканский бюджет софинансировал более 7 млрд 850 млн рублей. Эти средства были утверждены в рамках 23 государственных программ Российской Федерации и в их составе 15 федеральных целевых программ.

- Сколько социальных объектов было сдано в минувшем году?

- По предварительным данным, в рамках реализации Республиканской инвестиционной программы в 2014 году было введено в эксплуатацию 57 объектов социальной сферы. Из них 15 объектов общего образования на 2 949 ученических мест, 27 детских садов на 3890 мест, 4 объекта здравоохранения общей мощностью 113 коек и 100 посещений в смену и 11 ФАПов. Также построено 3 артскважины, 126,49 км водопроводных и 99,88 км газовых сетей.

Бюджет «жесткой экономии»

- Как и в минувшем году, бюджет этого года определен «бюджетом жесткой экономии», при котором многие программы были подвергнуты корректировке и основной упор сделан на выполнение социальных обязательств. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Выполнение социальных обязательств является основным приоритетом для Правительства в любых условиях. Будем говорить открыто, несмотря на нестабильную ситуацию в экономике и дефицит финансовых средств, будут выполнены все обязательства по реализации «майских указов» Президента РФ, а также все социальные выплаты (пособия детям, зарплаты бюджетникам и другие).

Конечно в связи с «бюджетом жесткой экономии», на будущий год расходы по госпрограммам республики сведены до минимума, в особенности будут сокращены расходы на строительство социальных объектов, за исключением объектов, финансируемых за счет федеральных средств по ФЦП «Юг России».

- Скажите, пожалуйста, сколько социальных объектов в этой связи планируется сдать в этом году.

- В рамках реализации Республиканской инвестиционной программы в текущем году планируется ввести в эксплуатацию 7 школ на 4 тыс. 836 ученических мест, 2 больницы на 120 коек в Гунибском и Хунзахском районах, завершить реконструкцию водопроводных сетей в Кизлярском районе протяженностью 10 километров.

Также в рамках мероприятий по подготовке к празднованию 2000-летия Дербента за счет бюджетных средств будет завершена реконструкция 13 улиц и 4 парка.

Кроме того, в 2015 году на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования предусмотрены средства республиканского бюджета в объеме 200 млн рублей. Хотелось бы отметить, что, как и в предыдущие годы, в приоритетном порядке будут финансироваться объекты в муниципальных районах и городских округах с наименьшей обеспеченностью дошкольными образовательными учреждениями.

- А какова судьба тех муниципальных образований, которым в текущем году не предусмотрено финансирование объектов ввиду отсутствия средств? Наверняка предусмотрена корректировка бюджета?

- Как уже было отмечено, принятый в 2014 году режим жесткой бюджетной экономии будет действовать и в этом году, в утвержденных программах на 2015 год не представлены 31 муниципальный район и 6 городских округов. При этом приостановлено порядка 70 объектов незавершенного строительства, финансирование которых осуществлялось в 2014 году.

Вместе с тем мы все-таки планируем завершить строительство указанных объектов, они будут в приоритетном порядке учтены при подготовке предложений для включения в действующие федеральные целевые программы, особенно в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий».

Возможность корректировки бюджета также не исключается. Однако такой вариант будет связан с улучшением общей экономической ситуации в стране.

Юбилей Дербента

- Еще одним важным итогом прошлого года, наверное, можно назвать подписание Соглашения с Министерством по делам Северного Кавказа по вопросу празднования 2000-летия юбилея города Дербента. Расскажите об этом подробнее.

- Действительно, в декабре прошлого года было подписано Соглашение между Правительством РД и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа о предоставлении из федерального бюджета бюджету региона иных межбюджетных трансфертов на реализацию плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 2000-летия основания города Дербента.

Указанным Соглашением республике предусмотрено выделить из федерального бюджета на реконструкцию парков и улиц около 600 млн рублей.

- И как проходит подготовка к празднованию юбилея самого древнего года России? Насколько известно, эта работа также возложена на Вас…

- В соответствии с календарным графиком ведутся работы по реконструкции улиц Буйнакского, Чапаева, Рзаева, Сальмана, Нагорной, Родниковой, Орта-Капы, Курбанова и Крупской. Из них на завершающей стадии находятся работы по реконструкции улиц Чапаева, Рзаева и Буйнакского. По остальным улицам выполнены работы по выкорчевке деревьев, разборке бортовых камней, тротуаров и асфальтовых покрытий.

Осуществлен демонтаж старых опор освещения и линий электропередачи. Ведутся работы по монтажу новых опор линий электропередачи и освещения, по устройству оснований из щебеночно-песчаной смеси расширяемой части дорожной одежды, установке бортовых камней, устройству покрытий из тротуарной плитки, по озеленению территории.

Кроме того, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан проводились работы по восстановлению водопроводной насосной станции «Кырхляр», по реконструкции ул. Мамедбекова и по строительству школы №15 г. Дербента, ввод в эксплуатацию которой предполагается обеспечить до 1 сентября 2015 года. Также начаты ремонтные работы внутренних помещений и отделка фасада с реставрационными работами поликлиники № 2 Дербентской центральной городской больницы по ул. Буйнакского 43.

Кроме того, за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ планируется ликвидировать 6 аварийных домов (4,57 тыс. кв. м), в которых проживает 315 человек (97 семей). Проведен капитального ремонта в 2-х многоквартирных домах общей площадью 11,2 тыс. кв. м, в которых проживают 600 человек.

Утверждена «Дорожная карта» по реализации совместных мероприятий Республики Дагестан и федеральных органов исполнительной власти по подготовке празднования 2000-летия основания города Дербента.

Из общего объема средства 1024,632 млн рублей подлежит направлению на мероприятия по благоустройству земельных участков, то есть парков, скверов – 238,615 млн руб. и на развитие улично-дорожной сети города Дербента – 786,017 млн руб.

- Каков общий объем финансирования мероприятий по подготовке к празднованию юбилея города?

- Как известно, Правительством Российской Федерации в сентябре 2013 года утвержден План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 2000-летия основания города Дербента. В соответствии с ним, общий объем финансирования определен в сумме 1 млрд 755 млн рублей. Из них 1 млрд 228 млн рублей – из федерального бюджета и 527 млн рублей – из республиканского бюджета РД.

Из общего объема средств федерального бюджета более половины объема – 616,3 млн рублейпредусматривается на приведение в надлежащее состояние объектов культурного наследия. Указанные объекты являются объектами федеральной собственности и ремонтно-реставрационные работы на них ведутся Министерством культуры Российской Федерации.

Оценка регулирующего воздействия: перспективы развития

- Раюдин Айдакадиевич, а как реализуется оценка регулирующего воздействия в нашей республике? Расскажите, пожалуйста, более подробно об институте ОРВ.

- В нашей республике данный институт активно внедряется в нормотворческий процесс с 1 января 2014 года. Он реализуется в рамках майского указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и является одним из мероприятий приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Эффективное государственное управление». Уполномоченным органом исполнительной власти РД, ответственным за внедрение в республике процедуры ОРВ, определено Минэкономразвития РД.

Реализация института оценки регулирующего воздействия позволяет подойти системно к процессам введения, изменения и отмены правовых норм, регулирующих экономическую деятельность, и обеспечить, как следствие, существенное повышение качества регулирования.

Сейчас можно констатировать, что за время работы по выстраиванию и развитию системы ОРВ государственное управление в республике перешло к практике открытого публичного обсуждения органами-разработчиками проектов актов на предмет наличия в них избыточных требований и ограничений при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Итогом проведенной работы стала положительная оценка Минэкономразвития России качества осуществления ОРВ и экспертизы в Республике Дагестан, согласно которой республика вошла в группу регионов с хорошим уровнем развития ОРВ в субъекте и заняла 24-е место среди 83 субъектов Российской Федерации, набрав 71,5 балла, и второе место – по регионам СКФО.

- Как осуществляется взаимодействие с бизнес-сообществом?

- С бизнес-сообществом мы работаем достаточно активно. Нами заключено 7 соглашений с Торгово-промышленной палатой РД, Общественной палатой РД и другими региональными отделениями общественных организаций, а также с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в РД.

Однако пока не удается создать систему эффективного сотрудничества бизнеса и власти. Не всегда предпринимательское сообщество активно участвует в публичных консультациях, хотя информирование органами – разработчиками осуществлено на должном уровне. Так, по результатам публичных консультаций в 30 случаях обсуждения от этих организаций поступило всего 6 предложений и замечаний к проектам актов.

Те, кто представляет определенные слои предпринимательского сообщества, должны понимать, что их участие в процедурах ОРВ не должно быть формальным. Поэтому в первую очередь нам необходимо наладить взаимодействие органов власти и бизнеса, чтобы сделать госрегулирование понятной средой, помогающей предпринимателям предотвратить принятие нормативных правовых актов, способных нанести существенный и необоснованный урон бизнесу.

- Каковы перспективы развития ОРВ в республике?

В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ особое внимание уделено созданию делового климата в стране.

Как подчеркнул Президент РФ В.В. Путин к 2015 году должна быть в основном сформирована нормативно-правовая база для благоприятного ведения бизнеса. Уже с этого года будет запущен национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. По сути, он станет механизмом оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте федерации.

При этом оценить воздействие регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность региона возможно через механизм ОРВ.

Поэтому перед органами-разработчиками, бизнес-сообществом стоит основная задача – не просто формально закрепить новую процедуру, а действительно начать по ней жить.

ОРВ понимается у нас и в других странах как часть системы «умного регулирования» и предполагает, что выявление проблемы должно осуществляться на ранней стадии принятия решений, то есть не создавать трудности, чтобы потом их героически преодолевать, а предотвращать на начальном этапе разработки нормативного правового акта.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством предстоит внедрение процедуры ОРВ на муниципальном уровне, в столице республики это должно начаться с 1 января 2015 года, иных муниципальных образованиях – с 1 января 2016 года. Для этого в республике уже принят соответствующий закон, заключаются соглашения с рядом муниципальных образований о пилотном внедрении процедур ОРВ в муниципалитетах. Готовность пилотного внедрения процедур ОРВ подтверждена администрациями ГО «г. Дербент», ГО «г. Кизилюрт», МО «Хивский район», МО «Кизилюртовский район».

В рамках этой работы планируется проведение серии семинаров, круглых столов, в том числе с муниципальными образованиями, разработка оптимальных форматов взаимодействия бизнеса и органов власти республики.

Прогнозы на 2015 год

- Каковы прогнозы развития на 2015 год?

- По прогнозу на 2015 год предусматривается рост к оценочным показателям за 2014 год: ВРП –108,3%, промышленного производства – 117,2%, сельскохозяйственной продукции – 106,2%, инвестиций в основной капитал – 113,8%, выполненных работ по виду деятельности «строительство» – 113,4%, среднемесячной заработной платы – 112,7%, реальных располагаемых доходов населения – 107,6%.

Предполагается улучшение показателей социального развития и эффективной социальной политики. Предусматривается, что рост реальных денежных доходов населения будет обеспечиваться за счет снижения уровня инфляции, повышения оплаты труда в бюджетной сфере, среднего размера трудовой пенсии и ее индексации, увеличения заработной платы в производственных секторах экономики республики. Среднемесячная номинально начисленная заработная плата работников увеличится в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 26,9 % и составит 21 тыс. 364,3 рубля. 

Новости раздела