"

Муслим Даххаев о побегах из тюрем и перевоспитании заключенных

Фото:
6246
4 минуты

Отдельный мир с ограниченной свободой. Контингент людей, отнесенных к специальной категории, большая часть которых держат в себе обиду, а порой и ненависть к закону и правосудию. Лишь некоторые раскаиваются и считают свое местообитание заслуженным. О том, что происходит за колючей проволокой, мы беседуем с начальником Управления ФСИН по РД генерал-майором Муслимом Даххаевым.

– Муслим Магомедович, положа руку на сердце, может ли человек сбежать из подведомственных вам учреждений?

– Может. Ни одна уголовно-исполнительная система в мире не застрахована от побега. Совершит побег осужденный или нет, зависит от организации работы соответствующими службами. Попытки совершить побег мы пресекаем на стадии приготовления, этой работе уделяется особое внимание. За лицами, склонными к побегу, установлен круглосуточный контроль.

Как говорится, выход есть всегда. Единственное место, где нет выхода, – могила.

– Могут ли арестанты в случае неправомерного обращения с ними со стороны работников ФСИН напрямую пожаловаться Вам?

– Безусловно. И обращаются ко мне через своих адвокатов, членов Общественного совета при УФСИН России по Республике Дагестан, членов общественной наблюдательной комиссии республики. Некоторые даже лично подходят во время моего планового обхода учреждений.

– Сколько на сегодняшний день в учреждениях Дагестанского УФСИН содержится заключенных? И хватает ли места?

– На сегодняшний день в исправительных колониях и в следственных изоляторах Республики Дагестан содержатся около 4-х тысяч человек.

Перелимита осужденных или же лиц, содержащихся под стражей, нет ни в одном учреждении УИС республики.

Некупленные дипломы

– Внутри вашей системы, как я слышал, имеются учебные заведения, где выпускают мастеров по разным направлениям. Скажите, пожалуйста, по окончании учебы им выдают какой-то документ на руки типа диплома и будет ли он котироваться на воле.

– Во всех учреждениях организованы начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных по 12 профессиям: повар-кондитер, обувщик, слесарь по ремонту автомобилей, парикмахер и другие. По этим профессиям в Минобрнауки РД получена лицензия на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации для профессионального училища. В настоящее время в профессиональном училище УИС Дагестана обучается 462 осужденных.

Поймите, все эти условия создаются в целях социальной адаптации осужденных к жизни после освобождения, в исправительных учреждениях созданы благоприятные условия для получения полного среднего, общего, а также профессионального образования. К сожалению, в нашей стране нет таких организаций, которые бы занимались решением проблемных вопросов лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудовым и бытовым устройством. Кто использует предоставленную для этого возможность, имеет шанс на трудовое и, соответственно, бытовое устройство. Благополучие осужденных зависит только от желания самих осужденных «завязать» с преступной жизнью.

– Есть ли привилегии у тех, у кого хорошее поведение?

– Безусловно, есть. При условии отсутствия у осужденных взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду им в исправительных учреждениях созданы отдельные локализованные помещения. Условия отбывания наказания облегченные, с улучшенными материально-бытовыми и техническими условиями. Им предоставляется дополнительное количество передач, коротких и длительных свиданий. И, что немаловажно, эти лица имеют больше возможностей освободиться из мест лишения свободы условно-досрочно по отбытии части срока наказания.

Особый подход

– Условия содержания осужденных, увлеченных радикальным исламом, отличаются от обычных? Как вы их контролируете?

– Изначально лица, находящиеся под стражей по подозрению в преступлениях террористической направленности и увлеченные радикальным исламом, содержатся в следственном изоляторе в специальном блоке. После вступления приговора суда в законную силу их направляют для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом УИС.

– Как известно, во многих странах, в том числе и в США, применяют высшую меру наказания. Как Вы к этому относитесь?

– В целом считаю действующий в России мораторий на ее применение правильным и замену ее пожизненным лишением свободы достаточно адекватным наказанием. Но в отношении серийных маньяков, виновных в массовом истреблении людей без различия пола и возраста, наркобаронов, крупных коррупционеров и отъявленных бандитов и негодяев необходимо применять смертную казнь как справедливое возмездие. Это мое личное мнение.

Стрессоустойчивость

– Человек на Вашей должности должен быть психологически устойчив. Что Вы чувствуете, когда встречаетесь с заключенными и как себя к этому готовите?

– Спасибо за вопрос. Действительно, работа у сотрудников и руководителей правоохранительных органов тяжелая и морально, и психологически, требует полной отдачи, не считаясь с личным временем, заставляет отодвигать в сторону отдых и сон. Нечасто удается отдохнуть в кругу семьи, друзей и близких. Но, несмотря на эти трудности, моя работа мне нравится, считаю эту работу достойным занятием для мужчины, гражданина и горца.

У нас здоровый, работоспособный коллектив добросовестных сотрудников и профессионалов своего дела. Уверен, вместе мы преодолеем все трудности, выведем наше Управление в число лучших по Российской Федерации.

Новости раздела