"

Мурад Хидиров: «Стратегическая задача порта – укрепление позиций российского флота на Каспии»

Фото:
4715
11 минут
В первое воскресенье июля страна, по традиции, отмечает День работников морского и речного флота. В этом году эта дата выпала на 3 июля. В канун профессионального праздника корреспондент РИА «Дагестан» встретился с первым заместителем генерального директора Махачкалинского морского торгового порта Мурадом Хидировым, который с 30 мая этого года исполняет обязанности руководителя. Наш собеседник рассказал, с каким настроением коллектив порта встречает свой профессиональный праздник, какова ситуация вокруг предприятия и каковы планы на ближайшую и долгосрочную перспективу.

– Мурад Хидирович, «жаркое» выдалось лето для коллектива порта: неожиданное и немотивированное решение Росморречфлота не продлевать контракт с действующим руководителем предприятия, митинги, предупредительные забастовки, обращения в Москву.  Как сейчас работает порт?

– Во-первых, хочу особо подчеркнуть, что порт даже в те «горячие» дни работал в обычном режиме – по графику принимали и отправляли сухогрузы и танкеры, осуществляли перевалку грузов. Все находились на своих рабочих местах. Простоев не было. Это была принципиальная позиция руководства порта. Во-вторых, меня удивляет безбрежная фантазия людей, которые распространяют всякие слухи и домыслы о якобы появившихся у порта хозяевах. Официально заявляю: сегодня Махачкалинский морской торговый порт является федеральным унитарным предприятием, порт принадлежит государству. Он, кстати, остается последним российским портом в собственности государства. В настоящее время в соответствии с приказом Росимущества в порту проводятся мероприятия по преобразованию предприятия в публичное акционерное общество. А вот после преобразования предприятия в публичное акционерное общество и принятия решения о продаже акций их могут купить все желающие: не только дагестанские и другие российские граждане, юридические лица, но, возможно, также иранские или корейские бизнесмены.

– О какой «приватизации предприятия путем преобразования в публичное акционерное общество» Вы говорите?

– Все, кто так думает, отчасти, наверное, правы. Мы об этом много раз говорили. Если сегодня провести приватизацию, то стоимость чистых активов окажется отрицательной. А при отрицательной стоимости чистых активов, по действующему законодательству, преобразовать ФГУП в акционерное общество нельзя и это неминуемо приведет предприятие к банкротству. Многочисленные комиссии и правоохранительные органы установили, что 68 объектов недвижимого имущества (базы отдыха, детсады, пионерские лагеря и другие объекты социального назначения) проданы. Проданы также новейшие паромы, суда, буксиры и краны. Выведены были все ликвидные активы предприятия, находящиеся и за периметром порта. Вот поэтому и ломали долго головы в Росморречфлоте и Росимуществе – как подвести предприятие к приватизации: еще недавно, кроме причалов, ничего за портом не значилось. А гидротехнические сооружения (причалы, пирсы, молы, волноломы), имеющие высокую стоимость, по закону, не подлежат приватизации, это собственность государства. Не подлежит приватизации и земля в границах порта, она передается только в аренду, а за границами порта у предприятия земельных участков нет.

Все быстро забывается, но еще пять лет назад у порта не было даже лицензий на выполняемые основные виды работ. Предприятие называлось федеральным государственным унитарным, но из чего это государственное предприятие состояло, никто не знал. Три года наша команда буквально по крохам собирала федеральное имущество, отвоевывали его через суды. Готовили технические и кадастровые паспорта, составляли технические планы почти на 300 объектов недвижимого имущества. Сейчас все объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе порта, зарегистрированы в Росреестре как собственность Российской Федерации, там же зарегистрированы права хозяйственного ведения предприятия.  Завершаем подготовку предприятия к акционированию. Надеемся, что в порт придет ответственный инвестор, который хорошо понимает, что от предприятия зависит материальное благополучие тысяч и тысяч дагестанцев. 

– Надо признать, что грузооборот в порту за последний год упал. Причины, очевидно, разные. Некоторые аналитики даже нарекли порт «ненадежным партнером» с низкими финансовыми показателями. Как вы прокомментируете эти тезисы?

– Говоря о финансовых показателях, свыше 100 млн рублей налогов перечислил в 2015 году в бюджеты всех уровней Махачкалинский торговый порт. В частности, в республиканский бюджет перечислено более 65 млн рублей, в федеральный – около 35 млн рублей, а в местный – чуть меньше 6 млн рублей. Это не все: еще около 100 млн рублей порт перечислил во внебюджетные фонды (пенсионный, ФСС, ФОМС и т.д.) После уплаты всех налогов и иных обязательных платежей по итогам финансово-хозяйственной деятельности за прошлый год предприятие получило 161 млн 500 тыс. рублей чистой прибыли.  В соответствии с законом в федеральный бюджет на счет собственника Росморречфлота уже из чистой прибыли перечислено еще около 41 млн рублей. Остальные деньги (оставшаяся часть прибыли) будут направлены на дальнейшее развитие предприятия и улучшение материального положения портовиков. Мы с гордостью можем констатировать, что Махачкалинский морской торговый порт, несмотря на кризис и определенный спад объемов перевалки, полностью рассчитался со всеми бюджетными и внебюджетными фондами за минувший год. При этом, хочу подчеркнуть, портовики без задержек получают зарплату.

Конечно же, в последние годы наметился определенный спад объемов грузооборота: здесь сказывается и нестабильный курс рубля, и санкции, и более гибкая тарифная политика соседних государств. Но такая тенденция наблюдается во многих портах страны. Это результат эмбарго западных стран против России, это результат кризисных явлений в мире, это происходит не только в Махачкале. Скажем, зафиксировано падение объемов перевалки грузов в портах Астрахани и Мурманска. Однако мы не сидим, сложа руки. В ближайшее время надеемся выпрямить ситуацию, ищем альтернативные грузы. Высокопрофессиональный коллектив порта при наличии грузов в состоянии увеличить объемы перевалки до 8-9 млн тонн.

Теперь о «криминальной обстановке» в порту. Некие эксперты пишут, что «претензии к работе порта есть у многих российских нефтяных компаний, которые сокращают объемы перевалки через Махачкалу». Действительно, объемы перевалки нефти в порту отстают от графика. Некоторые грузоотправители перенаправляют танкеры в другие порты на Каспии. И это правда. Однако зададим законный вопрос – почему? Вот как комментирует эту ситуацию для информационного агентства РИА Новости советник президента компании «Транснефть» Игорь Демин: «Основная причина – завышение фактических потерь при приеме нефти в резервуары ОАО «Дагнефтепродукт» от максимально возможных в 7 раз!». А при чем тут порт? – спрашиваю я у вас, московских и дагестанских журналистов и экспертов, которые умышленно или из-за недостаточного знания предмета путают понятия.

Вот что пишет старший научный сотрудник института им. Гайдара Сергей Жаворонков: «Махачкалинский торговый порт долгое время был фактически вне контроля федерального центра». Поэтому, мол, здесь криминал хозяйничает. А то, что именно при поддержке федерального центра и республиканского руководства команда А. Гаджиева спасла порт от банкротства, стабилизировала здесь экономическую ситуацию и, наконец-то, зарегистрировала федеральную собственность, – все это не замечают или не хотят признать.

Такие «аналитики» в упор не видят, что компания «Транснефть» прямо предъявляет претензии к ОАО «Дагнефтепродукт», которое никакого отношения к Махачкалинскому морскому торговому порту не имеет. Нефтебаза – независимое от порта самостоятельное предприятие, расположено за пределами порта. К порту, повторяю, оно никакого отношения не имеет. Даже формы собственности разные: порт – государственное предприятие, а нефтебаза – частное. Не только резервуары, но и также трубы, проложенные по территории порта от причалов до нефтехранилищ, – собственность частной компании. Перевалкой нефти от танкера до резервуаров нефтебазы, хранением нефтепродуктов, а также их перекачкой в нефтепровод «Махачкала – Новороссийск» занимается исключительно структура «Дагнефтепродукт», а не порт. Коллектив порта просит всех экспертов и аналитиков: «Не приписывайте, пожалуйста, нам чужие “грехи”». Одновременно хочу отметить, что мы, портовики, не можем дать оценку работе ОАО «Дагнефтепродукт». В этой компании работают квалифицированные специалисты и они, я думаю, сами ответят на те претензии, которые к ним предъявляют представители нефтяных компаний.

А теперь коротко о надежности порта. У нас профессиональный коллектив, гибкие тарифы и прозрачная схема работы. Почти все наши партнеры – грузополучатели и грузоотправители, с нами сотрудничают не первый год. И, насколько я знаю, они и дальше намерены продолжать сотрудничество с махачкалинским портом. За последние 6 лет портовики не получили ни одного нарекания от наших партнеров.

– А какова стратегия дальнейшего развития порта? Какие определены приоритеты?

– Для существенного увеличения объемов перевалки, в частности, нефти, считаю необходимым расширить технические возможности ОАО «Дагнефтепродукт» и магистральной трубы. Обеспечит рост объемов также проведение дноуглубительных работ в акватории порта: после реконструкции канала мы сможем безопасно провести к причалам танкеры с грузоподъемностью 13 тыс. тонн и осадкой 7,5 метра. Пока же суда приходят недогруженными, что невыгодно грузоотправителям.

Еще один из приоритетов – увеличение скорости прохождения грузов. Этому вопросу как федеральные власти, так и руководство порта уделяют большое внимание. К концу этого 2016 года в порту появится трехэтажный административно-бытовой корпус, там расположатся представители таможни и других контролирующих и надзирающих органов. Рядом возведут здание кинологической службы с необходимой инфраструктурой. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)» идет строительство нового современного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Махачкалы.

Новый объект оснастят современным оборудованием: сканирование будут производить, не выгружая товар, и скорость прохождения грузов значительно возрастет. Реализация проекта позволит полностью удовлетворить требования контрольно-надзорных органов в силах и средствах и повысит эффективность их работы. 

Программа развития порта предусматривает и другие инфраструктурные изменения. В частности, до конца года будет завершено строительство современного административного корпуса порта. Одновременно мы активно решаем вопросы социальной защиты работников порта. Кстати, в порту работают около 600 человек. В ближайших наших планах – возведение социальных объектов.    

– Мурад Хидирович, у порта, как мы знаем, есть хороший опыт межрегионального сотрудничества. Планируете ли дальше развивать это направление?

– Будем продолжать отгрузку российского зерна в Иран, а в перспективе планируется увеличить перевалку зерна до 600 тыс. тонн. Сейчас активно решаем вопросы по реализации в Махачкалинском морском торговом порту программы «Зеленый коридор», призванной обеспечить комфортные условия для товарооборота сельскохозяйственной продукции между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран через территорию Республики Дагестан.

Кстати, в порту уже подготовлены площадки для принятия одновременно до 200 рефрижераторных контейнеров, что упрощает доставку из Ирана скоропортящихся товаров, таких как, например, овощи и фрукты. Ежедневно через Махачкалинский морской торговый порт мы можем переваливать до 5 тыс. тонн. сезонных грузов. Надеюсь, восстановление отношений между Россией и Турцией не помешает реализации программы «Зеленый коридор».

В рамках распоряжения Главы РД о выработке мер по созданию в Махачкалинском торговом порту таможенного «зеленого коридора» для обеспечения беспрепятственного товарооборота сельхозпродукции между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, через территорию Республики Дагестан образована межведомственная комиссия.

Для улучшения взаимодействия морского и других видов транспорта в порту предполагается создание логистических транспортно-технологических систем, контейнерных терминалов и портового железнодорожного сортировочного парка. Порт является универсальным и может перерабатывать любые виды грузов как из Дагестана в Иран, так и из Ирана в Дагестан.

Стоит отметить, что недавно в морском торговом порту Дагестана состоялись испытания – заход и причаливание автомобильного парома «Композитор Рахманинов». «Композитор Рахманинов» – судно типа «Ро-Ро». Они предназначены для транспортировки грузов, находящихся в трейлерах-автоприцепах, а также для перевозки автомобилей, грузовиков, грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов или вагонов.

На одном пароме можно перевозить до 33 рефрижераторов-контейнеров со скоропортящимися товарами. Паромная линия «Дагестан - Иран», мы уверены, будет интересна как для иранских, так и для российских предпринимателей. Ожидается, что в ближайшее время подобные паромы регулярно будут курсировать между махачкалинским и иранскими портами.

Грузопотоки из России через единственный незамерзающий порт страны проходят в Иран, государства Закавказья и Средней Азии. Сегодня главная задача руководства и коллектива Махачкалинского морского торгового порта   – сохранение экономической и финансовой устойчивости предприятия вопреки кризису и поиск новых актуальных видов грузов.

– Кстати, на днях в министерстве по делам Северного Кавказа состоялось обсуждение проекта создания на базе ММТП многопрофильного транспортно-логистического хаба (узла). Как Вы прокомментируете это сообщение?

– Суть предлагаемой инициативы заключается в дальнейшем развитии инфраструктуры порта на тот случай, если имеющихся мощностей не будет хватать для обслуживания грузов. На сегодняшний день пропускная способность ММТП составляет 11,4 млн тонн, включая 7,9 млн тонн наливных грузов и 3,5 млн тонн сухих.  Реализация идеи «Зеленого коридора» и освоение Каспийского шельфа, как мы думаем, позволят нам в ближайшее время загрузить эти мощности. Поэтому коллектив порта поддерживает все программы, способствующие дальнейшему развитию инфраструктуры и росту грузооборота предприятия. Создание многопрофильного транспортно-логического хаба, по нашему мнению, отвечает нашей стратегической задаче – укреплению позиции российского транспортного флота на Каспии.

– Спасибо за интервью. С праздником Вас и ваших коллег и, как говорится, семь футов под килем!

– Спасибо большое. Пользуясь случаем, я хочу поздравить не только всех сегодняшних портовиков, но и всех ветеранов отрасли с профессиональным праздником – с Днем работников морского и речного транспорта! Желаю всем здоровья, добра, благополучия семьям и новых трудовых достижений!

Новости раздела