"

Керим Керимов: «Большинство районов Дагестана контроль за рациональным использованием земли не осуществляет»

Фото:
4735
4 минуты

Одним из направлений устранения отрицательных явлений в сельскохозяйственной отрасли является создание наиболее оптимальных правовых условий использования земель, на базе которых могло бы развиваться сельское хозяйство. Развитие этой отрасли как приоритетная цель современного экономического развития нашло отражение в приоритетном проекте развития Дагестана «Эффективный агропромышленный комплекс». О муниципальном земельном контроле в рамках реализации приоритетных проектов в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по РД Керим Керимов.

– Керим Наибханович, Управление Россельхознадзора является органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Какую роль в этой работе Вы отводите муниципалитетам?

– Необходимо отметить, что осуществление земельного контроля в настоящее время является весьма актуальной задачей для Дагестана. Для решения проблем рационального использования сельскохозяйственных земель необходима скоординированная работа всех заинтересованных сторон. Контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель юридическими и физическими лицами в соответствии с Земельным кодексом подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и производственный.

И если производственный и общественный, можно сказать, менее значимы, то от действенного осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) зависит эффективность использования в данном случае сельскохозяйственных земель. Государственный земельный надзор на территории республики осуществляют федеральные органы.

Муниципальный контроль за использованием и охраной земель является одной из важнейших функций муниципального управления земельными ресурсами, посредством которого обеспечивается соблюдение рационального использования и охраны земельных ресурсов. Невозможно наладить системный и эффективный земельный контроль без осуществления данной функции муниципалитетами.

– Как обстоят дела в муниципальных органах власти в деле осуществления ими своих функций по контролю за землями?

– В том-то и дело, что никак. Приведу для сравнения некоторые цифры. В Управлении Россельхознадзора 8 инспекторов отдела земельного надзора, которые за 2013 год провели в общей сложности порядка 700 проверок, составили на нарушителей земельного законодательства 246 протоколов, наложили около одного миллиона рублей штрафов. К слову сказать, отдел земельного надзора Управления Россельхознадзора по РД является лучшим по показателям в Северо-Кавказском федеральном округе.

Говоря о муниципалитетах, стоит отметить, что практическая работа по выявлению нарушений на землях сельскохозяйственного назначения ведется только в Карабудахкентском районе. Руководителем Управления Россельхознадзора Набиюлой Карачаевым и главой МО «Карабудахкентский район» К. Исаевым подписано соглашение о взаимодействии. В настоящее время на территории района выявлены десятки нарушителей земельного законодательства, по всем материалам составлены административные протоколы.

Должен сказать, что это единственный на всю республику положительный пример. Остальные муниципальные образования земельный контроль попросту не осуществляют. Представьте, какими были бы цифры выявленных нарушений, насколько повысилась эффективность, если бы муниципальные органы за год выявляли хотя бы одно нарушение земельного законодательства на своей территории.

– Что делается Управлением Россельхознадзора для исправления этой ситуации?

– В настоящее время в Дагестане практически отсутствует институт муниципального земельного контроля, который должен обеспечить контроль по использованию земель со стороны муниципальных образований и способствовать сокращению нарушений в сфере земельного законодательства.

Хочу сказать, что без осуществления со стороны муниципальных органов контроля над сельскохозяйственными землями говорить о повышении эффективности их использования не приходится. Управление своими письмами неоднократно обращалось к главам муниципальных образований республики с предложением организовать контроль за землей на местах.

В настоящее время в результате принятых Управлением мер и при помощи правительства РД в большинстве муниципальных образований утверждены положения о муниципальном земельном контроле, подписаны соглашения. Но практическая работа по настоящее время не ведется. К сожалению, Управление не имеет полномочий и рычагов воздействия на глав муниципалитетов.

– В чем вы видите причины бездействия органов муниципального контроля?

– Главы муниципальных образований ссылаются на недостаточность полномочий в осуществлении земельного контроля. Нужно признать, что в настоящее время федеральным земельным законодательством возможность привлечения к ответственности органами муниципального земельного контроля не предусмотрена, что, конечно, затрудняет полную и всестороннюю реализацию полномочий земельного контроля.

В целях разрешения данной проблемы Управлением Россельхознадзора направлены во все без исключения муниципальные образования районов соглашения о взаимодействии. В этих документах четко обозначен алгоритм действий муниципального инспектора.

Муниципальные инспектора могут по результатам проведенных проверок составлять акты обследования земельных участков, которые с прилагаемыми документами и материалами должны направляться в Управление Россельхознадзора для рассмотрения и принятия мер административного воздействия к нарушителям земельного законодательства. Все материалы с постановлением о наложении штрафа возвращаются в муниципалитет.

Вот проблема и путь ее решения. Сколько угодно можно кивать на полномочия друг друга, но воз, как говорится, и ныне там.

– В чем видит Управление Россельхознадзора перспективы повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель?

– Земельный контроль эффективен только при соблюдении его принципов: постоянности контроля, неотвратимости наказания за совершенные правонарушения в сфере земельных отношений.

Заместитель председателя правительства РД, курирующий АПК, Шарип Шарипов практически наладил взаимодействие федеральных и республиканских органов, осуществляющих государственный земельный контроль и надзор. Еще год назад все работали разрозненно, никаких совместных мероприятий не проводилось. Сейчас только с ГКУ «Республиканское управление отгонного животноводства» Управлением Россельхознадзора проведены более сотни совместных проверок.

Эффективность и результативность повысилась многократно. Но впереди еще множество задач, без решения которых невозможно поступательное развитие агропромышленного комплекса и социально-экономическое развитие Дагестана.

Новости раздела