"

Ахмед Гаджиев: «Стратегическая задача для нас – повысить эффективность работы порта»

Фото:
4839
6 минут

Сегодня, 5 июля, в России отмечают День работников морского и речного флота. В день профессионального праздника корреспондент РИА «Дагестан» встретился с генеральным директором старейшего предприятия Дагестана Ахмедом Гаджиевым. Был еще один повод для встречи с генеральным директором – в этом году Махачкалинский морской торговый порт отмечает свое 145-летие.

– Ахмед Тажудинович, c какими трудовыми достижениями   Махачкалинский морской торговый порт подходит к своему юбилею?

– Сегодня Махачкалинский морской торговый порт – не только, как принято говорить, единственный незамерзающий порт России на Каспии, но и основной транспортный узел страны на каспийских магистралях транспортировки нефти и нефтепродуктов, который входит в состав международного транспортного коридора «Север – Юг». В порту действуют две гавани – сухогрузная и нефтяная. Перегрузочная мощность сухогрузной гавани – 3 млн тонн в год, мощность зернового терминала – 0,5 млн тонн. Общая протяженность причалов сухогрузной гавани составляет более 900 метров. А нефтегавань порта рассчитана на перевалку нефти и нефтепродуктов объемом 7,9 млн тонн. 

Если же говорить об экономических показателях, то объемы международного товарооборота благодаря тесным экономическим связям с Ираном, Казахстаном и Туркменистаном значительно выросли. Так, в Иран мы в прошлом году отгрузили более 300 тыс. тонн российского зерна: таких объемов зерна никогда ранее не переваливали в порту. Зафиксирован также рост импорта строительных материалов. В частности, в республику завезено 330 тыс. тонн иранского цемента. А в целом грузооборот в торговом порту в прошлом году составил около 5 млн тонн. Хочу особо подчеркнуть, что четвертый год подряд, начиная с 2011 года, предприятие завершает год с прибылями. Ежегодные платежи в бюджеты всех уровней, во внебюджетные фонды и отчисления собственнику имущества предприятия составляют около 200 млн рублей.

Созидательный труд коллектива порта, приятно отметить, высоко оценил Рамазан Абдулатипов. Глава республики в своем обращении к работникам предприятия подчеркнул, что «за последние годы Махачкалинский морской торговый порт превратился в крупный транспортный узел, имеющий важное значение для дальнейшего развития всего народнохозяйственного комплекса республики». Такая высокая оценка руководителя республики обязывает нас наращивать объемы грузооборота и эффективность работы порта. 

– Кстати, в апреле этого года Махачкалинский морской торговый порт посетил полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов, какую оценку он дал текущей деятельности порта?

– Мы очень благодарны за этот визит, за внимание и заинтересованное обсуждение проблем порта. Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов посетил Махачкалинский морской торговый порт, где вместе с Главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым ознакомился с работой старейшего предприятия республики.  Они внимательно выслушали информацию о производственных делах и финансовом положении, интересовались перспективами порта.

В ходе беседы было озвучено, что в порту задействованы не все мощности – не хватает грузов. В этой связи Сергей Меликов поинтересовался перспективами решения данной проблемы.  Мы пояснили, что объемы грузооборота, в частности, нефтепродуктов, могли бы значительно вырасти при условии расширения технической возможности перевалки грузов мощностями махачкалинского терминала ОАО «Дагнефтепродукт» и магистральной трубы ОАО «Транснефть». Мы надеемся, что при поддержке федеральных и республиканских властей нам удастся решить и первоочередную задачу – проведение дноуглубительных работ в акватории и в районе подходных каналов. Нас услышали и соответствующим организациям даны конкретные поручения.

Махачкалинский порт в настоящее время является единственным портом в стране, где не была проведена приватизация. Возможно, до конца года порт включат в программу приватизации. Как подчеркнул Сергей Меликов, в решении вопросов приватизации предприятия приоритетом должна стать не продажа объектов любой ценой, а привлечение инвестиций и стратегических инвесторов для дальнейшего развития порта. Развитие порта – это новые рабочие места и новые отчисления в бюджет.

– Кризис, санкции, падение курса рубля, бесспорно, сказались на производственной и финансовой деятельности порта.    Какие антикризисные меры приняты вашим коллективом, чтобы к минимуму свести возможные потери?

– Конечно, кризис сказывается на нашей работе. Из-за падения курса рубля в этом году произошло снижение объемов перевалки традиционного строительного груза – иранского цемента.  Сократились также объемы перевалки сырой нефти. Но, несмотря на эти и другие объективные проблемы, хорошие темпы роста, в частности, объемов экспорта, нам удалось сохранить благодаря расширению номенклатуры перерабатываемых портом зерновых культур. Кроме пшеницы, в этом году в Иран отгружены крупные партии кукурузы и ячменя.   

И, что еще отрадно, впервые с 2012 года предприятию также удалось увеличить объемы перевалки черных металлов. Стальная заготовка, катанка, сталь листовая в рулонах и арматура отгружаются в Иран и Туркмению. Одновременно уделяется большое внимание развитию предприятия, чтобы создать в порту комфортные для партнеров условия работы. В частности, уже начато строительство нового современного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Махачкалы. Новый пункт пропуска строится в рамках реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)». Общая площадь нового пункта пропуска составит 6 700 кв. метров. На месте, где в январе торжественно заложили камень, к концу 2016 года должен появиться четырехэтажный административно-бытовой корпус, там расположатся представители таможни и других контролирующих и надзирающих органов. Рядом возведут здание кинологической службы с необходимой инфраструктурой. Новый объект оснастят современным оборудованием: сканирование будут производить, не выгружая товар, и скорость прохождения грузов значительно возрастет. Реализация проекта позволит полностью удовлетворить требования контрольно-надзорных органов и повысит эффективность их работы.

– Какие еще задачи предстоит решить коллективу порта в год юбилейный и на ближайшую перспективу? Конечно же, прежде всего, говорим о программе развития старейшего предприятия.

– Программа развития порта предусматривает и другие инфраструктурные изменения. Стабильный рост объемов нефтедобычи в Каспийском море, возможность формирования больших грузопотоков в рамках транснационального коридора «Север-Юг» диктуют необходимость строительства дополнительных перегрузочных сооружений. Поэтому порт постоянно строится и расширяется: только за последние годы его территория увеличена более чем в два раза и теперь сухогрузный и нефтеналивной районы занимают более 40 гектаров.

Этот год для нас юбилейный. В ноябре исполняется 145-лет со дня основания торгового порта. Привлечение новых грузов, а также создание комфортных условий для грузовладельцев и судовладельцев – наши сегодняшние приоритеты. Грузооборот планируем, как минимум, сохранить на прошлогоднем уровне, по возможности будем стремиться к росту объемов. Стратегическая задача – повысить эффективность работы порта.

В настоящее время продолжаем работы по совершенствованию береговой инфраструктуры, увеличению портовых мощностей, решаем задачи, связанные с обеспечением безопасности судоходства, внедрением эффективных методов управления перевозками. Транспортный коридор «Север – Юг» на сегодняшний день – это самый короткий путь между Европой и Азией, куда можно будет привлечь значительные объемы грузов, если будут созданы благоприятные условия для грузовладельцев.  Коллектив нашего предприятия и власти республики хорошо понимают, что современный и эффективный порт позволяет вовлечь транспортный потенциал республики в международную систему транзита и перевозок, он способствует развитию всей экономики Дагестана. В этом направлении и будем двигаться.

Новости раздела